МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНОМ ДИЗАЙНЕ: ФУНКЦИЯ И ЭСТЕТИКА ПРЕДМЕТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНОМ ДИЗАЙНЕ: ФУНКЦИЯ И ЭСТЕТИКА ПРЕДМЕТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация в сообщении рассматривается научный дизайн с точки зрения функциональности и эстетики. В качестве примера - создание и эволюции такого инструмента как молоток. А также взгляд на современный веб-дизайн и портативные электронные устройства.

Ключевые слова: веб-, научный, функциональный, эстетический дизайн  айдентика, сплит-тест, мобильность.

 

Дизайн и его методы - это  связывающие потребительские и эстетические качества предметов и объектов, предназначенных для непосредственного использования человеком, с их оптимальными структурой и технологией изготовления, могут оказывать определенное воздействие на решение таких важных социальных проблем, как функционирование производства и потребления, существование людей в мире окружающих их предметов [1].

Когда специалисты говорят о дизайне, то думают не только о техническом, экономическом, эстетическом и социальном значении, но также и о психологических, культурных и экологических аспектах [3; С.10].

Попробуем разобраться, что же такое научный дизайн. В интернете по запросу «Научный дизайн» можно найти лекцию фронт - енд разработчика Д. Мишунова. На ее основе была сформирована точка зрения на вопрос «что же такое научный дизайн».

«Мы дизайнеры, а не художники; основная разница в том, что мы создаем продукты, которые решают проблемы»  - Paul Boag.

Как заметил ведущий: «Художник создает в первую очередь для себя и это вероятно найдет отголоски и спрос у людей в дальнейшем, а дизайнер создает уже сразу непосредственно для общества» [2]. Дизайнер создает то, чем будут пользоваться. Дизайнер решает проблему.

Иными словами: «Функциональный дизайн на практике всегда побеждает эстетический дизайн» [4]. Стоит разобраться: для чего создается тот или иной предмет. Какова его функция? Кто будет его использовать? Чтобы развивался дизайн, необходимо, чтобы сформировалась наука или технология, в которую постепенно дизайн начнет интегрироваться. Наука как объект, на который дизайн будет воздействовать.

К примеру, возьмем молоток. Один из древнейших инструментов и одна из первых технологий человечества. Первый прорыв был сделан, когда вместо камня и обсидиана стали использовать металл, ни о какой стали даже речи быть не могло. Первый привычный для нас молоток был даже не из железа, а из меди. Все трансформации молотка, как инструмента, происходили с увеличением количества задач, которые им (молотком) приходилось решать. Кузнечное ремесло, плотничество, работа камнетеса, ювелирное дело и прочее, и прочее - это далеко не полный список ремесел, где молотку отводится далеко не второстепенная, а порой и главная роль [5].

 Сейчас существует множество видов молотков, рассмотрим самый доступный и простой в нашем представлении. Молоток состоит из трех частей: рукоять, боек и клин. Классический вид - это деревянная (металлическая или пластиковая) рукоять и сверху надет железный брусок.

У простого современного молотка есть цель - забивать гвозди и выдергивать их, если он оснащен гвоздодером. Соответственно, он в первую очередь должен быть прочным, удобным и понятным в использовании. Второе - безопасным. Молоток не должен выскользнуть из руки, боек не должна вылететь из рукояти и разбить что-нибудь или травмировать кого-то. Свои первичные функции он (молоток) выполняет, но по поводу безопасности - возникают проблемы. Со временем у молотка начнет вылетать ударная часть, деревянная рукоять «засалиться», что приведет к плохому сцеплению с ладонью. Так или иначе, люди прибегали к различным хитростям: фиксировали молоток и рукоять с помощью дополнительных металлических клиньев, заматывали проволокой, рукоять обматывали изолентой или тканым пластырем, сверлили рукоять, чтобы продеть в отверстие веревку, для дополнительной фиксации молотка на запястье. Современные молотки делают с поправкой на все эти возможные огрехи, включаю среду выполнения работ. Молотки делают монолитными; для лучшего сцепления с ладонью он практически весь, а иногда и весь покрыт каучуковой резиной или стекловолокном с поправкой на то, если приходится работать во влажном климате; добавляют всякие новшества. К примеру, встраивают магниты, или дробь для работы в невесомости, ударную часть делают рифленой, чтобы молоток при ударе не соскользнул; форм-фактор остался практически без изменений, иногда с поправкой на большую эргономичность. Для этого делаются всяческие выемки под пальцы, создается изогнутая рукоять для большего удобства и фиксации с учетом анатомических особенностей кисти руки. Если же молоток делать с поправкой только на эстетику, то, возможно он и сохранит часть своих свойств, но это будет уже не инструмент, а в большей степени декоративный предмет. Развитие такому инструменту дала не эстетика, а функциональность. Т.е. рассматривались те задачи, которые этот инструмент будут выполнять в дальнейшем, и в зависимости от них рождались новые решения. Декоративные особенности несут в себе скорее вынужденную «айдентику», чтобы фирмы по производству того или иного вида инструмента могли вести конкуренцию, и их товар выгодно и узнаваемо выделялся на фоне аналогов.

То же  самое происходит с современными течениями, такими как интернет и веб-дизайн.

«Функциональный подход: хороший дизайн основан на глубоком понимании одновременно нужд, как потребителей целевой аудитории, так и бизнеса, владеющего этим ресурсом» [4]. Человек 90% процентов информации принимает глазами, после чего обрабатывает мозгом. Мозг сначала надо нагрузить, потом дать ему расслабление. Благодаря этому произойдет запоминание необходимой информации и появится дальнейший интерес к продукту (сайту). Если сайт будет загружен или непонятен, то мозг устанет, и человек просто покинет страницу.

Поэтому задача дизайнера строится из трех блоков: геометрия (пропорции), психология (схожесть по цвету, по форме, по  близости, по размеру) и нейробиология. Сайт необходимо построить так, чтобы все кнопки были понятны и не сливались с фоном, не забивать всю информацию в один экран, а также учесть пропорции экранов, на которых сайт будет воспроизведен, а также механику, т.е. каким образом будут производиться те или иные манипуляции на сайте. Цель: наибольший охват посетителей ресурса. Как и в случае с молотком, хороший сайт, скорее всего, будет строиться постепенно и заработает в полную силу, после множества тестов и реконструкций кода и дизайна, а также проведения сплит-тестов, что в дальнейшем положительно скажется для обеих сторон - пользователей и владельцев ресурса.

Как уже отмечалось выше, без развития науки не может быть дальнейшего развития дизайна. В первую очередь необходима почва, которую впоследствии можно начать обрабатывать. В случае с молотком -  процесс его эволюции занял миллионы лет и не останавливается до сих пор. Связано это с тем, что меняются приоритеты. Если раньше было достаточно только практической пользы инструмента в пользовании им по назначению, то теперь комфорт и безопасность при работе играют не последнюю роль.

В противовес можно поставить любые современные устройства, такие как: смартфоны, компьютеры, бытовая техника и пр. Их появление произошло на наших глазах и темп их развития настолько колоссален, что за промежуток в 8 лет большинство гаджетов практически перестали иметь кнопки и триггеры. Функциональность расширяется, а мобильность возрастает. Дизайн и технологии убирают как рудимент все ненужные свойства, заменяя их инновациями. Но при этом, если молоток все еще остается узнаваемым и понятным абсолютно каждому человеку, то привычное слово «телефон» у разных поколений может вызвать уже совершенно разные ассоциации.

 

Литература

1.     Глазычев В.Л. О дизайне // Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986

2.     . Мишунов Д. Презентация «Научный дизайн»// Режим доступа: www.slideshare.net/FDConf/denis-mishunov

3.     Ткалич С.К. Пособие для студентов творческих вузов Глава 1. // Научно-исследовательские направления дизайна. - С. 110.

4.     Constructor.  Интернет - статья: Эволюция молотка - от примитивных до Hi-tech. // Режим доступа: www.yaprofi.net.

5.     Implementra Limited trading as Conversion Rate Experts. Интернет - статья: Три принципа научного дизайна.// Режим доступа: www.conversion-rate-experts.com/. Перевод: http://lpgenerator.ru/.

Просмотров работы: 689