Особые условия заказчика: предложить новый ассортимент кондитерских изделий и образцы подарочной упаковки, использовать для привлечения внимания покупателей национально-культурные маркеры, адаптированные к формату продукции и упаковки. Разработать основные блоки фирменного стиля.
Учитывая многонациональный фактор культурного наследия народов России и современные жанры народной культуры, мы обратились, прежде всего, к достижениям художников, историков, запечатлевших свои наблюдения в разных уголках России.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется авторским подходом к разработке художественного и проектного блоков технического заказа.
Стилистика большинства художественных направлений выражается в простоте и минимализме. Увлечение стилизацией в угоду минимализму формирует безликий феномен интернационального стиля в домашней и офисной культуре, в продукции, в том числе, в упаковке товара.
Благодаря авторскому проекту разработки фирменного стиля для кафе-кондитерской «Сдобная выпечка» мы смогли выразить новое видение для современного производства, оформленное на основе национально-культурных маркеров России. Были исследованы источники, где уделено внимание национальной выпечке как важному элементу бытовой культуры и семейно-обрядовых традиций народов России. Также были разработаны авторские предложения для производственных процессов: упаковка и пряничные доски, которые выражают русский колорит.
Идея - разработка авторского проекта для кафе-кондитерской «Сдобная выпечка», где будут использованы национально-культурные маркеры России.
Обоснование: в настоящее время все кондитерские наполнены зарубежными аналогами изделий, при этом вопрос экологического питания даже не рассматривается. Используются химические ароматизаторы, кремовые добавки с усиленной дозой жиров, много сахара. В целом, прививая с детства страсть к тортам, родители заранее закладывают в судьбу своего ребенка недомогания, ожирение и другие негативы родительской любви.
Цель проекта - разработать фирменный стиль, состоящий из семи блоков, в концептуальном проектном предложении для кафе-кондитерской «Сдобная выпечка».
Объект исследования - культура и экология питания в российских кафе-кондитерских на примере предприятия заказчика: кафе-кондитерская «Сдобная выпечка».
Предмет исследования - процесс разработки технического задания: создать концепцию дизайнерского проекта для сетевого маркетинга кафе-кондитерской «Сдобная выпечка».
Методы исследования:
1. системный анализ научной литературы по теме ВКР;
2. сравнительный анализ аналогов мировой практики;
3. применение эмпирического метода исследования.
Проектные методы:
1. комбинаторика стилевых элементов;
2. комбинаторика образно-метафорических элементов;
3. композиционное решение макетов.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что если взять мотивом природные ландшафты и артефакты культурного наследия, особенности цветовой гаммы русского костюма, то можно создать современный авторский комплекс «русский стиль».
Гипотезу мы разделили на 2 компонента.
Художественно-сервисный компонент гипотезы. Национально-культурный маркер России в виде праздничного кулинарного изделия «пряник», разработанный на основе интерпретации элементов народных промыслов, как роспись и вышивка, артефактов бытовой культуры, будет образцом нового дизайна для объектов досуга, комфортного отдыха, внешнего и внутреннего туризма, сектора общественного питания (кафе для детей и взрослых).
Коммерческий и рекламный компонент гипотезы. Привлечение внимание покупателей и посетителей будет реализовано, если новый продукт в дизайнерской упаковке будет поддержан информационно-рекламной кампанией в виде: постеров, буклетов, витрины, видео-роликов о природе России и центрах развития народных промыслов.
Мы предположили, что если использовать метод триадичного моделирования, включающий: 1 - базисный модуль, 2 - креативный компонент, 3 - национально-культурный маркер, то фирменный стиль, разработанный на основе работы с этими тремя компонентами, будет носителем национально-культурного маркера России в виде кулинарного изделия «пряник» и будет отвечать пожеланиям заказчика.
Мы определили следующий комплекс задач:
1. провести системный анализ научной и специализированной литературы по теме ВКР,
2. выделить национально-культурные маркеры российских территорий, которые, по аналогии с пазлами, составят единый демонстрационный и подарочный набор продукции сетевого маркетинга кафе-кондитерской «Сдобная выпечка»,
3. в процессе просмотра выставок и буклетов кулинарных изделий выделить образцы русской народной выпечки,
4. разработать алгоритм поэтапного формирования фирменного стиля,
5. сформулировать авторский инновационный подход к разработке фирменного стиля на основе интерпретации национально-культурных маркеров.
Предполагаемая новизна результатов ВКР.
Теоретическая значимость результатов ВКР:
1. проведен системный анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы;
2. проведен сравнительный анализ аналогов русской праздничной и семантико-обрядовой выпечки;
3. обоснована инновационная характеристика авторского метода, представленного комбинаторикой традиционных кулинарных изделий в едином демонстрационном и подарочном наборе продукции.
Практическая значимость результатов ВКР:
1. Сформирован алгоритм разработки авторского дизайнерского проекта по теме ВКР
2. Реализована дизайнерская программа в процессе выполнения проекта
3. В процессе работы над проектом подтверждена гипотетическая необходимость внедрения нового авторского метода в разработке фирменного стиля для кафе-кондитерской «Сдобная выпечка».
Значимость нашего проектного предложения в том, что он формирует новое видение в оформлении продукции и упаковки, интерьера кафе-кондитерских при помощи применения в разработки фирменного стиля национальных маркеров художественной композиции. Каждый элемент фирменного стиля будет визуальным коммуникативным носителем жанра русского народного промысла росписи и вышивки.
В ходе работы над проектом был разработан фирменный стиль кафе-кондитерской. Для этого был создан логотип, разработана цветовая схема, подобран подходящий шрифт (Fita Vjaz). Были учтены особенности сервиса в кафе-кондитерской, где продукция выдается в упаковке.
Истоками проектной разработки мы выбрали:
1. шрифт - славянская вязь,
2. цветовые коды орнаментации русского костюма,
3. место происхождения артефакта «пряничная доска», русский пряник;
4. название губернии, где впервые по источникам обнаружена пряничная доска,
5. природный ландшафт территории, как мотив для формы пряника: лист дуба, березы, название губернии,
6. культурные маркеры русских губерний: орнамент, символ «матрешка»,
7. крестьянский атрибут - узелок с продуктами.
Были учтены особенности сервиса в кафе-кондитерской, где продукция выдается в упаковке.
Подробно рассмотрен технологический процесс изготовления печатных изделий, печати на сувенирной продукции. Рассмотрена экономическая сторона проекта.
Фирменный стиль был сформирован благодаря изучению научной литературы и существующих артефактов. Основными цветами были выбраны классические русские цвета, которые знакомы и близки большинству населения. Выбранное за основу сочетание цветов вызывает нужный ассоциативный ряд и создает необходимую атмосферу.
Поскольку производство классической русской выпечки и десертов - экологический процесс, то у кафе-кондитерской «Сдобная выпечка» будут свои преимущества. Натуральное производство - это альтернатива химическим добавкам, вызывающим аллергию у детей и взрослых.
Продукция, производимая кафе-кондитерской «Сдобная выпечка», будет создана по традиционным русским рецептам. Данный фактор также будет добавлять необходимое настроение в атмосферу заведения.
Поскольку заведение будет предназначаться для всей семьи, то было уделено внимание разработке детской сувенирной продукции. Детские игрушки, выполненные в традиционном русском стиле, способны пробудить в детях интерес к истории. Таким простым и ненавязчивым способом дети смогут узнавать немного больше об истории своей страны.
Новинка дизайна. Также была разработана оригинальная упаковка-узелок. Авторская упаковка была сформирована на основе существующего аналога в истории России. Такой узелок может вполне возродиться и в настоящее время, поскольку простые пакеты для переноски еды - это слишком просто.
Новинка дизайна. Упаковка-узелок была вдохновлена основной концепцией фирменного стиля кафе-кондитерской «Сдобна выпечка». За основу был взят образ калача с ручкой. Мотив калача выбран для разработки двух видов упаковки-узелка.
Новина дизайна. Основой для женской и мужской фирменной одежды послужили русские сарафаны и рубахи с вышивкой.
В процессе работы над проектом была подтверждена гипотеза, в которой в начале своего проекта мы предположили, что если взять мотивом природные ландшафты и артефакты культурного наследия, особенности цветовой гаммы русского костюма, то можно создать современный авторский комплекс «русский стиль».
Гипотезу мы разделили на 2 компонента.
Художественно-сервисный компонент гипотезы. Национально-культурный маркер России в виде праздничного кулинарного изделия «пряник», разработанный на основе интерпретации элементов народных промыслов, как роспись и вышивка, артефактов бытовой культуры, будет образцом нового дизайна для объектов досуга, комфортного отдыха, внешнего и внутреннего туризма, сектора общественного питания (кафе для детей и взрослых).
Коммерческий и рекламный компонент гипотезы. Привлечение внимание покупателей и посетителей будет реализовано, если новый продукт в дизайнерской упаковке будет поддержан информационно-рекламной кампанией в виде: постеров, буклетов, витрины, видео-роликов о природе России и центрах развития народных промыслов.
Результат нашего проекта по теме ВКР показывает, что русский стиль может иметь разнообразные мотивы, отражающие бытовую культуру разных сословий, природные ландшафты и артефакты культурного наследия.
Формирование объектов городской или сельской среды с использованием современной интерпретации национально-культурных маркеров «русского стиля» поможет возродить, прежде всего, интерес дизайнеров к собственной истории и культуре. Одновременно такой стиль будет активно использован в индустрии туризма, культуры. Например, каждый регион имеет свои природные и культурные маркеры, которые всегда конкурентоспособны в туристской сфере.
Это позволит не только заинтересовать иностранных туристов, но и повысит престиж русско-народного стиля во всем мире.
Защита ВКР состоялась 24 декабря 2015 года