ЗАКАЗЧИК: ИНСТИТУТ ИСКУССТВ МПГУ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ШКОЛА НАУЧНОГО ДИЗАЙНА».
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: разработать и реализовать педагогический механизм применения мультимедийного инструментария, позволяющего интегрировать в тематическое сценарное мероприятие эффекты фрактальной графики.
Идея: разработать универсальный демонстрационный обучающий модуль, позволяющий сконструировать дидактический алгоритм учебного модуля с инструментарием «фрактальная графика», актуального для повышения качества подготовки бакалавров и магистров.
Гипотетически мы предположили, что востребованность выпускников может стать оптимизирующим фактором как для ППС, так и для студентов при условии интеграции инновационных мультимедийных инструментально-художественных возможностей компьютерной графики в структуру сценария зрелищных мероприятий разного масштаба. Так, использование множества экранов в современных сценарных мероприятиях может получить дополнительный зрелищный эффект, если использовать эффекты фрактальной графики.
Мы определили вектором поиска и эксперимента разработку и реализацию педагогического механизма, позволяющего освоить студентам алгоритм применения мультимедийного инструментария.
Новизна теоретическая:
1. обоснована категория педагогической медиадиактики, важной для усовершенствования образовательной траектории Института искусств;
2. выявлены отечественные истоки художественного наполнения фрактальной графики (ландшафты, орнаменты, природный и животный мир гео-территории России);
3. сформулировано спрогнозированное на теоретическом уровне нейропсихологическое воздействие на россиян отечественных маркеров художественно-графического наполнения фрактальной графики.
Новизна практическая:
1. сформирован блок научной литературы, тезисы для учебного лекционного курса по медиадидактике;
2. разработан технологический пакет обучающего модуля для Института искусств по медиадидактике, куда вошли: схема, инфографика, иерархический алгоритм заданий;
3. разработан учебный модуль авторского феномена «фрактальная графика».
На защиту ВКР представлены:
1. демонстрационный комплекс из 5-ти планшетов;
2. слайд-презентация;
3. портфолио автора проекта;
4. печатная продукция с фрактальной графикой;
5. видеоролик «Лекция по медиадидактике: художественный инструментарий фрактальной графики».
Перспектива: результат исследования, проведенного в структуре ВКР, позволит модернизировать программу обучения в магистратуре «дизайн-мультимедиа».
Основой для работы являются труды в области фракталостроения и фрактал-арта, графические работы с использованием фракталов, алгоритмов и генеративного дизайна, теории и методологии дизайна.
Использованы источники: научные работы российских и зарубежных авторов, статьи, сообщения специалистов в области компьютерной графики, фрактальной графики, работы магистрантов и аспирантов, размещенные в доступном сервисе. Также изучены работы инфо-библиотеки Института искусств, консультации и разработки «Школы научного дизайна».
Организация образовательной среды средствами мультимедиа
Преимущественный показатель мультимедийных технологий над предыдущими моделями технических средств обучения в том, что использование возможностей компьютерной графики и мультимедийных устройств является универсальным техническим средством обучения, использовать который можно на всех этапах образовательного процесса. Уточним: технические средства обучения (радио, телевидение, магнитофон, учебное кино) являются вспомогательным комплексом для самостоятельного изучения материала или для изучения в группе.
Достижение нашей цивилизации, позволившее сделать прорыв в новое сверхдинамичное коммуникативное пространство, состоит также в том, что знание пакета средств мультимедиа позволяет быть не только транслятором учебной информации, но и создателем авторского мультимедийного проекта.
Сегодня мультимедийные средства обучения позволяют осуществлять контроль и программное обучение. Компьютерные технологии позволяют использовать средства мультимедиа, которые превращают стандартное занятие в «живой» транслятор, где базисная основа знаний синтезирована с когнитивным блоком познаний. Формирование современной информационно-образовательной среды происходит благодаря интеграции информационно-коммуникационных технологий для оснащения сценарного плана занятия.
Уточним, что означает понятие «медийные средства урока». Теоретически, в организационном плане, введение мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет создать условия для развития дидактики:
1. усиление функций междисциплинарных и интеграционных программ, исходя из задач по модернизации образовательной программы;
2. оптимизация на уроках мультимедиа использования технологических, информационных и медийных компонентов;
3. при этом первостепенным требованием к педагогу становится формирование конкретных спроектированных компетенций в процессе мультимедийного урока.
В процессе интегративных экспериментальных проектов преодолевается барьер недопонимания, происходит овладение универсальными методиками и методами педагогической деятельности. В целом, происходит актуализация медиадидактики.
Сегодня понятие «мультимедиа» понимается как «компиляция технических средств и программ», позволяющих комбинировать звук и графику. Однако мы рекомендуем поставить перед студентами задачу сравнительного анализа смысловых и деятельностных характеристик понятий: компиляция, интеграция, синтез.
Способы учебной медиа-деятельности
1. «Дескриптивный» - пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий;
2. «Личностный» - описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст;
3. «Аналитический» - анализ структуры медиатекста, языковых особенностей и точек зрения;
4. «Классификационный» - определение места произведения в историческом контексте;
5. «Объяснительный» - формирование суждений о медиатексте в целом или в его части;
6. «Оценочный» - заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев.
Тезис № 1. С помощью комплекса вышеназванных способов можно построить целенаправленный план занятия.
Раскрытие тезиса № 1 перед студентами бакалавриата уточняет содержание понятия «медийные средства урока».
Теперь обратимся к понятию «медиадидактика».
Цель и задачи мультимедийной дидактики:
1) поддержка в образовательном процессе;
2) замещение традиционных дидактических инструментов;
3) разработка и использование инновационных ресурсов в информационно-образовательной среде;
4) сетевое взаимодействие с коллегами;
5) разработка и внедрение в образовательный процесс авторской мультимедийной программы.
Для развития компетентности в области информационных мультимедийных технологий педагогу необходимо уметь сформулировать свои представления в логической конструкции текста (в виде научной статьи):
1) о дидактическом потенциале в мультимедийной среде;
2) о технолизации предметных методик;
3) о деятельностном подходе к процессу обучения.
Тезис № 2. Компетенция педагога-предметника зависит от умения сформулировать свои представления в логической конструкции текста (в виде научной статьи) и передать студентам алгоритм выполнения задания на основе комплекса требований.
Факторы и принципы технологичности в образовательной среде
Интеграция информационных сетевых ресурсов (объемов когнитивных знаний) и компьютерных технологий (инструментального навыка) создает новый формат квалификационного модуля. Знания и навыки иногда не совпадают по степени подготовленности и когнитивных знаний. Это необходимо учитывать: сбалансированность важна для взаимопонимания педагога и студента в период выполнения курсового задания и консультаций.
Тезис 3. Квалификационный модуль можно представить в виде технологии, в которой формируется интегративное единое информационное поле средствами динамической и статистической графики, кино, текста, звука, телекоммуникаций.
На основе интеграции квалификационного модуля (технологии) и коммуникативных тренингов можно предложить для каждого студента возможность социально-ценностного персонального вклада в методическое информационное пространство творческой кафедры.
Использование технологических средств педагогом в процессе образования возможно при следующих критериях:
1) системность (целостность и взаимосвязь всех частей, выстроенная логическая цепочка);
2) управляемость (целеполагание, проектировка и планирование учебного процесса, диагностика выполненных этапов, использование вариативности методов и средств для корректировки полученных результатов);
3) воспроизводимость (использование возможности воспроизвести информацию любым педагогам);
4) эффективность (гарантия того, что желаемый результат будет достигнут).
В педагогическом словаре медиаобразование (от англ. media education) - это направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технологических средств и современных информационных технологий.
Литература
1. Кулешова О.Д. Медиа-дидактика: вариативность фрактальной графики в моделировании сценарного комплекса тематического мероприятия. //Выпускная квалификационная работа. Декабрь 2015. Институт искусств МПГУ.
2. Ризаева А.Д. Генеративный дизайн: программирование, как новый инструмент деятельности дизайнера. //Студфорум. РАЕ-2015. Педагогические науки.
3. Ткалич С.К. Медиаобразование: интеграция дидактики, информационной эстетики и локализации мультимедийного продукта на основе национально-культурных маркеров. УДК 37. 378. 378.22. Журнал РАЕ//Современные наукоёмкие технологии. №11. 2015. - С. 105-107. Импакт-фактор 1,030 http://@search.rae.ru.