Аннотация: В этой статье я хочу раскрыть и проанализировать основные направления в дизайне среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера и ландшафтный дизайн. Так же попытаюсь проследить историю его развития от древних времён до нашего времени, поднять экологическую проблему, важность этнической составляющей в дизайне и необходимость гармоничного сосуществования человека и природы, что напрямую зависит от дизайнеров, проектирующих окружающую среду.
Ключевые слова: дизайн, дизайн среды, дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, модерн, органический дизайн, постмодернизм, скандинавский модерн, поп-арт, хай-тек, минимализм, экологический дизайн, эколого-ориентированное проектирование.
С древности люди стремились к прекрасному, создавали величественные архитектурные сооружения, скульптуры и прочие произведения искусства. Основы эстетической красоты были заложены еще в период античности. Но профессия «дизайнер среды» в нашей стране появилась не так давно, в конце двадцатого века, однако получила признание и небывалое распространение. Дизайн среды соединил в себе архитектуру и прикладное искусство, вобрал множество перекрёстных течений, таких как: архитектура, проектирование, скульптура, живопись и многие другие. Дизайн среды появился относительно недавно, но свою историю он черпает из глубокой древности.
Рассмотрим основные этапы развития в дизайне среды.
Античный мир
Интенсивно развивается архитектура, искусство и науки. Характерные черты в архитектуре и обстановке интерьера: простота, пропорциональность, функциональность. Древнегреческий философ Сократ впервые поднимает вопрос о соотношении практичности с эстетической ценностью в интерьере, архитектуре, предметах быта. Принято считать, что дизайн зародился именно в античное время.
Эпоха Ренессанса
Возрождение античных традиций в архитектуре и искусстве, развитие науки, философии, медицины. Идеальный человек того времени: сильный духом, волевой, образованный. Благодаря великим географическим открытиям и новым торговым путям происходит частичное слияние традиций европейских стран и стран мира. Характерные черты в архитектуре и обстановке интерьера: эстетика, функциональность, пропорциональность. Возрастает значимость автора, ему свойственна индивидуальность.
Промышленный взлёт
Развивается промышленное производство, благодаря чему предметы декоративно-прикладного искусства становятся более доступными. Дизайн интерьера получает распространение, теперь и в средних слоях общества.
Развитие дизайна в 20 веке
Прошедший век характеризуется колоссальными изменениями в искусстве, науке и образе жизни человека в целом. Перед дизайнером ставится задача гармонизировать всю среду обитания, а не её отдельные части. При проектировке среды учитываются все её параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эстетические. Появление новых строительных материалов дало дополнительные возможности в проектировании и исполнении замыслов дизайнеров.
Дизайн в 21 веке
В наше время существует множество стилей и направлений в дизайне среды. В дизайне ощущается усталость от искусственного, возрождается мода на натуральные материалы, антиквариат.
Дизайн среды подразделяется на три направления:
§ Дизайн экстерьера (или архитектурный дизайн) - проектировка и строительство различных объектов.
Дизайн экстерьера основан на трёх составляющих: пользе, прочности и красоте, является средством объединения прагматики и эстетики в архитектуре.
§ Дизайн интерьера - подразделяется на дизайн жилых и нежилых помещений.
Обычно, дизайнер старается обустроить жилые помещения в более спокойном и выдержанном стиле, используя неяркие тона и удобные формы. Однако при проектировании нежилых помещений (к примеру, это может быть кафе или салон красоты) перед ним ставится другая задача, а именно привлечь внимание посетителя и оставить яркое впечатление.
Ландшафтный дизайн - обустройство пространства возле дома. Находится на стыке трех направлений:
1. проектирования, строительства, архитектуры
2. ботаники, растениеводства
3. истории культуры, философии
В древности садоводство имело по большей части практическое назначение, выращивание фруктов, овощей, зерновых культур. Однако в современном обществе дизайн среды приобрёл иной характер, его задача создать комфортное место для жизни, в котором гармонично сочетается природа и архитектура.
Существует множество стилей в дизайне среды. Они могут основываться на национально-культурных ценностях, или в основу может быть взята концепция, сформировавшаяся в современном обществе. На самом деле их так много, что перечислять все не имеет смысла. Стили в дизайне среды начали появляться с периода античности и продолжают появляться, по сей день, большое количество появилось в прошлом веке. Однако, в 21 веке, все эти стили и направления настолько перемешались между собой, что бывает достаточно сложно отличить одно от другого.
Наиболее известные стили и направления в современном дизайне среды:
Модерн 1880-1940
Появился в следствии индустриализации общества, создан в попытке изменить общественный уклад. Модерн воплощает простоту и строгость в дизайне.
Органический дизайн 1930-1960, 1990 - н. в.
Предметы, вписанные в интерьер, имеют плавные, эргономичные формы.
Скандинавский модерн 1936 - н.в.
Используется мебель из натуральных материалов (светлого дерева и кожи), отличается простотой линий и форм.
Поп-арт 1958-1972
Бытовые предметы, окружающие нас в повседневной жизни представлены в новом свете, как произведения искусства.
Хай-тек 1972-1985
Стиль основан на достижениях в области техники. Основные материалы, используемые в стиле: метал и стекло.
Постмодернизм 1978- по н.в.
Стиль, радикально отличающийся от модернизма. Согласно позиции постмодернизма, мир не рационален и непознаваем. Постмодернизму свойственна декоративность, красочность, и индивидуальность.
Минимализм 1967-1978
Характеризуется большим количеством свободного пространства и сокращением выразительных средств и деталей.
Экологический дизайн
Подразумевает наличие натуральных материалов. Стиль создан в попытке объединения среды обитания человека и природы.
Со времён изобретения машин и топлива, перед человеком появляется новая проблема - экологическая. Чтобы предотвратить загрязнение почв и воды, улучшить качество воздуха, современному дизайнеру среды необходимо придерживаться правил, которые включает в себя эколого-ориентированное проектирование.
Эколого-ориентированное проектирование в первую очередь направленно на обеспечение нормального функционирования всех компонентов природы и сохранения взаимосвязей между ними [3].
В наше время неуловимо быстро разрастаются города, люди переезжают из деревень на заработки и в поисках лучшей жизни. Теряется естественная связь человека и природы. В обществе ощущается усталость от искусственного, ненатурального. Эту проблему можно и нужно решать, чем, и занимаются дизайнеры среды.
Наблюдая и анализируя подсказанные природой механизмы формообразования, устройства и развитие её объектов, а так же колористические закономерности формирования цветовой структуры природной среды, дизайнер получает возможность использовать эти принципы при разработке предметно-пространственной среды обитания человека, расширить диапазон своих профессиональных средств [2].
С древних времён человек наблюдает за природой, ищет в ней вдохновение и создает множество нужных и важных вещей, развивает науки, создаёт всё новые предметы, упрощающие и наполняющие его жизнь. Однако так же, в жизни человека далеко не последнюю роль занимает искусство. В дизайне немаловажную роль играют природные мотивы.
Энергетика как пространственной, так и предметной среды способна оказывать психологическое воздействие на человека [2]. Окружение воздействует на людей и их поведение, закладывает основы личности. В зависимости от выбранного цвета и формы мы можем ощутить различное влияние окружающей среды на нас. Мягкие формы и пастельные цвета успокаивают и расслабляют, однако острые углы и кричащие цвета вызывают, как правило, ощущение напряжения и дискомфорта. Невозможно переоценить значение зелёного цвета для человека. В тесных городах, которые заполнены небоскрёбами, машинами и миллионами людей, часто, человеческому взгляду не хватает зелёного цвета, цвета травы и деревьев. Перед дизайнерами среды стоит тяжёлая задача, они должны максимально грамотно проектировать свои объекты, не только в плане удобства и функциональности но, так же учитывать психологический фактор. К сожалению, большинство застройщиков ставят перед собой задачу сугубо практичную. Они стремятся построить как можно больше однотипных зданий, зачастую пренебрегая эстетической составляющей в планировке зданий, а так же количеством зелёных насаждений. К дизайнерам среды, по большей части обращаются люди, которые хотят обустроить частный участок, наиболее распространён дизайн интерьера.
Все направления в дизайне близки друг другу, по одной простой причине. Любому дизайнеру необходимо неординарное мышление, что бы придумывать новые идеи, а также чувство прекрасного, которое прививается в специализированных университетах. При проектировании, дизайнер среды использует различные графические программы, такие как 3D max, которые позволяют в процессе работы предъявить заказчику объёмное изображение проекта. Так же в дизайне среды, как и в любом другом направлении дизайна, крайне важна работа на бумаге, во время работы с которой, как правило, появляется больше интересных идей, чем во время работы за компьютером.
К сожалению, на данный момент отечественный дизайн не сильно развит. Дизайнерами-соотечественниками часто используются западные шаблоны.
В российской практике дизайн-образования слабо отрефлексированы этнические особенности художественно-образных и графических достижений коренных народов многонациональной России [1].
Обидно осознавать, что у большинства людей, не только у иностранцев, но и россиян, наша страна ассоциируется исключительно с медведями и матрёшками. На самом деле культура России гораздо богаче и интереснее. Особенно интересны этнические мотивы коренных народов страны, к примеру, орнаментальное искусство.
Для будущего развития отечественного дизайна необходимо проявить больше патриотизма и самоуважения, гордости за переданное нам наследие, развивать национальные идеи и придумывать новые, уникальные, забыть про западные шаблоны. Русский дизайн должен основываться на ценностях российской культуры и народной мысли.
Дизайн не стоит на месте. В наши дни в нём появляются новые направления. Занимаясь дизайном, важно следить за новыми течениями, а также востребованными и зарекомендовавшими себя.
Спрос на дизайн рождает соответствующую конкуренцию, а, следовательно, способствует интенсивному развитию. Различные фирмы производителей используют дизайн как средство для продвижения своей продукции. Профессия дизайнера стала востребованной и престижной. Современный мир сложно представить без дизайна, он формирует наше восприятие мира, влияет на качество окружающей среды, а также является неотъемлемой частью повседневной жизни.
Литература
1. Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. //Журнал «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» № 27 / 2013. Научная статья, размещена на сайте http://cyberleninka.ru/
2. Ткалич С.К., Горбунов И.В. Дизайн как проектное средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека: к вопросу о методах подхода к средовому проектированию. //Международный журнал «Экспериментальное образование». № 12. 2014.- С. 28-30. Научная статья, размещена на сайте http://cyberleninka.ru/
3. Унагаева
Н.А. Эколого-ориентированное проектирование
ландшафта. //Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета»
№ 5 (166) / 2014. - С. 149-154. Научная статья, размещена на сайте http://cyberleninka.ru/
4. «Дизайн 21 века - тенденции»: статья, размещена на сайте http://design.55sp.ru/
5. «Дизайн среды»: лекция, размещена на сайте http://revolution.allbest.ru/
6. «Что такое ландшафтный дизайн?»: статья, размещена на сайте http://dizaynland.ru/
7. «Что такое архитектурный дизайн?»: статья, размещена на сайте http://www.topauthor.ru/
8. «Стили в дизайне»: статья, размещена на сайте http://nl-remont.ru/