ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Период раннего детства в психолого-педагогических исследованиях традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение в развитии личности ребенка. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих решению актуальных задач развития, обучения и социализации детей раннего возраста.

Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию (далее ДОО) сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа), приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Дети приходят в группу в разном возрасте – кому-то еще нет двух лет, а кому-то скоро исполнится три. Для того чтобы адаптация проходила менее безболезненно, готовить малыша к поступлению в детский сад нужно заранее.

Малыш должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин «адаптация» означает приспособление.

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды; процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. (Психологический словарь)

В Российской педагогической энциклопедии понятие «адаптация» рассматривается, как «способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды».

Социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды. (Российская педагогическая энциклопедия)

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

В процессе адаптации детей к дошкольному учреждению выделяется 3 фазы: острая, подострая и фазу компенсации.

Острая фазасопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе ребенка, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, несоблюдению культурно-гигиенических навыков. Для этого периода характерны особенности, которые играют роль защитных механизмов, позволяя ребенку справляться с травмирующей его психику ситуацией.

Подострая фаза адаптации обуславливается адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются и учитываются лишь по отдельным параметрам. Продолжительность подострой фазы – от 3-х до 5-ти месяцев.

В фазе компенсации наблюдается ускорение темпа развития и концу учебного года дети обычно преодолевают указанную задержку в развитии.

Таким образом, в среднем, продолжительность периода адаптации составляет весь первый год пребывания ребенка раннего возраста в ДОО.

В раннем возрасте дети обладают особой привязанностью к матери и семье. Только присутствие близких родных людей даёт ребёнку уверенность, защищённость, безопасность. Нужно обратить внимание на то, что наиболее удобный возраст адаптации для девочек начинается с двух лет, для мальчиков – от трёх с половиной лет. Это объясняется тем, что мальчики более привязаны к матери, более зависимы от неё, более остро реагируют на разлуку. Так же у некоторых детей крайне остро проходит кризис тёх лет. Малыши в этот период становятся более конфликтными и тревожными. Не стоит усугублять нагрузку на нервную систему ребёнка дополнительными стрессами, это может привести к неврозу, который будет причинять страдания малышу и потребует значительных усилий на реабилитацию с привлечением специалистов.

Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка. Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей.

Легкая кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель. Тяжелая– долговременная: около 6-9 месяцев. О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

На успешность процесса адаптации оказывают влияние факторы, определяющие, насколько легко пройдет адаптационный период. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка.

Состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).

Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша. Одни дети в первые дни выражают бурные реакции: кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №2. – С.20–27.

  2. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - М.: Учитель, 2004.

  3. Вершинина Л.В. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ //Детский сад от А до Я. 2009. № 2.

  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2005.

    Осень. За окном льёт дождь. Капли падают на асфальт, и получается приглушенный шум. Вчера ещё было лето, а сегодня первое утро осени. Солнце только взошло над городом, как тут же на улицах сразу замелькали машины. Озабоченные чем-то люди, взяв зонты, начали бежать только им известных направлениях, и только по известным им делам.

    Девочка Маша, сидя на подоконнике, отстраненно наблюдала с третьего этажа, как ругаются её родители. Ей надоедало, каждый день выслушивать их ругань, поэтому они стали разбираться на улице. Вот уже вторую неделю, она наблюдает за этими сценами из окна своей спальни. Как только отец собирается на работу, это начинается. Маша уже по привычке встает, когда дверь в комнату родителей с громким хлопком закрывается.

    Проблема их семьи в том, что маме Маши, Виктории Константиновне, не нравиться как они живут. Отец старается, но ей постоянно всего мало. Захотела в отпуск? Папа через две недели везёт всех в Египет. Мама захотела переехать? Конечно, через месяц у нас появилась просторная квартира. Когда папе предложили работу заграницей, мама была в восторге. Когда переехали в квартиру в центре города, она возмутилась. Почему квартира, а не дом? Отец по возможности давал ей всё, что она захочет, но долго это не продолжалось.

    Маша посмотрела на часы, и вздохнула. Нужно собираться на её первый учебный день. Новая школа, новая страна, новая жизнь. Страшно? Ещё как, но она должна думать не о себе, а о трёх детях, которые спали в соседних комнатах.

    Милена и Марк, двойняшки, были младше её на три года, и были жутко не довольны тем, что пришлось переехать. У Марка ещё как-то складывалось с английским языком, но Милене было трудно. Самая младшая, Малика (в то время, маму конкретно потянуло на странные имена), ей всего четыре, не понимала, что происходит, и в принципе, никак не реагировала на смену обстановки.

    Старшим детям, как только заселились в квартиру, сразу же наняли репетитора, что бы подтянуть английский. Мать тоже иногда присутствовала, и что-то усваивала. Она знала английский, но на уровне пятого класса. Для Маши английский давался хорошо, и она пыталась втолковать что-то сестре и брату.

     

  5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / - Москва : Владос-Пресс, 2004.- 384с.

Просмотров работы: 4709