ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В государственных документах Стратегии развития образования до 2020 г. говорится о том, что важной ступенью формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, которая становится главной предпосылкой закономерного экономического роста и социализации общества, и важным условием благополучия государства. Для граждан страны важнейшей ценностью является возможность получения качественного образования, определяющая одну из главных задач самоопределения выпускников в профессии. На сегодняшний день, в системе образования происходят значительные изменения. Эти преобразования требуют переосмысления и модификации подходов, связанных с созданием единой системы профессионального самоопределения выпускника через раскрытие и использование способностей, личностной инициативности, раскрытия мотивации и жизненной ориентации, обучающихся старшего школьного возраста.

В педагогической науке разрабатываются новые парадигмы образования, направленные на современного выпускника, которые ориентируют его в мире ценностей. Предопределена основа профессионального самоопределения, которая формируется в старшем подростковом возрасте. Современная модель выпускника школы включает в себя следующие направления: компетентность, профессиональная мобильность, социальная активность, творческий подход, продуктивная деятельность.

Таким образом, профессиональное самоопределение выступает как важная научно-педагогическая проблема, которая неразрывно связанна с ценностными ориентирами выпускников, требующая целиком и полностью глубокого осмысления в условиях изменения системы образования и общества. Для развития профессионального самоопределения обучающихся старших классов возникает необходимость в поиске новых подходов к целостной организации педагогического сопровождения вышеуказанного процесса. Вследствие этого требуется создание образовательного пространства, где есть специально созданные условия для профессионального самоопределения выпускника школы. Образовательные системы предлагают широкий спектр услуг, которые позволяют создать персональную образовательную программу в зависимости от профиля и специфики учебного заведения. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения анализируются как установка на успешность профессионального самоопределения выпускников.

Тем не менее, в педагогической теории и практике не в полном объеме изучена проблема педагогического сопровождения, которая бы соответствовала требованиям времени, что в свою очередь осложняет процесс формирования профессионального самоопределения обучающихся старших классов в современном социуме.

Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:

  • необходимостью подготовки старших школьников к выбору профессии и неготовностью педагогического состава к осуществлению соответствующего психолого-педагогического сопровождения;

  • необходимостью обучающихся свободно интегрироваться в новое общество и отсутствием комплексной системы взаимодействия учреждений образования и различных социальных институтов в практическом решении этих задач;

  • возрастающей потребностью старшеклассников в профессиональном самоопределении и имеющейся системой организации профориентационной работы в школе, ограничивающей представления о мире профессий и о себе.

Указанные противоречия позволили выявить проблему: поиск и определение модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся старшего школьного возраста в условиях школы, что обеспечит их профессиональное самоопределение с учетом истинных потребностей личности и общества.

Данная работа основана на системном изучении отечественных педагогов и психологов: исследование интересов к определенной специальности (Л.В. Сохань, Я.Л. Коломенский, В.Г. Немировский); профессиональные устремления обучающегося и его формирование в школьные годы (А.И. Смирнов, В.И. Журавлев, Е.А. Климов); психологические предпосылки профессионального самоопределения (Е.А. Климов, В.Ф. Сафин, А.Б. Орлов, М.В. Кириллова); возможности построения образовательного маршрута, жизненной программы (Н.С. Пряжников, Н.И. Соболев, А.Ю. Винокур) [3,228 с].

Исследованием вопросов формирования профессионального самоопределения, обучающихся занимались многие ученые. В частности над теоретическим аспектом самоопределения работали философы Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Г. Гегель, К. Маркс; в психологии профессиональное самоопределение представили С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и Г. П. Ников, К. А. Абульханова-Славская, Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, В. Ф. Сафин; в социологии — В. Т. Лисовский, М. Х. Титма, В. Н. Шубкин. Практические исследования в области профессионального самоопределения и профориентации провели А. Н. Бобровская, В. В. Белоусова, Я. В. Дидковская, Е. И. Головаха, С. С. Гриншпун, Э. Ф. Зеер, Ю. В. Королев, Е. А. Климов, Л. А. Кравчик, А. К. Маркова, Л. С. Митина, Н. С. Пряжников, Н. С. Чистякова. О. В. Тюлькина. Обобщили и распространили свой опыт предпрофильной подготовки Г. Резапкина, Н. С. Чистякова, Е. Н. Прощицкая, Н. С. Пряжников и др.

Накопленная практика и опыт отечественного образования подтверждают о возрастающем интересе к проблеме предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Изучив теоретические подходы таких авторов, как Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, была установлена сущность профессионального самоопределения как нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой специальности, а также найдена смысловая нагрузка в самом процессе самоопределения.

На современном этапе в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся специалистами активно используются четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональные диагностики; 3) профконсультирование и 4) принятие решения.

В качестве примера интересного использования данных групп методов, можно привести программу профориентационной работы с обучающимися авторского коллектива под руководством С. Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» [5,110 с]. В указанной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активные методы (профориентационные викторины, игры, мозговые штурмы, тематические беседы, дискуссии). При этом сочетаются традиционные формы работы с элементами нового, экспериментального направления профориентационной помощи. Интересный опыт профориентационной работы накапливается в различных регионах России. Так, например, в авторской работе А. В. Мордовской «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников» раскрывается опыт профориентационной работы с учетом этнических и национальных особенностей народов северного региона, проживающих в Саха (Якутия). Предлагаемая автором программа профориентационной работы базируется на определенных национальных традициях, обычаях и строится с учетом особенностей трудовой деятельности в условиях этого непростого региона.

Тем не менее необходимо констатировать, что имеющиеся (обозначенные выше) противоречия с одной стороны, отражают нерешенные вопросы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и, с другой, – дают основания обозначить их актуальность и исследовать иные пути их решения.

Библиографический список

1. Афанасьева Н. В. Твой выбор / СПб.,: Речь, 2009. - 365 с.

2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения /М.: Академия, 2008. - 302 с.

3. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие/ СПб, 2010. – 288 с.

4.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/М.: Генезис , 2009 - 114 стр.

5.Чистякова С.Н. Выбор профиля обучения и профессии. /М.: Генезис , 2010 г - 110 с.

Просмотров работы: 821