ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Чечкенёва К.О. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Чечкенёва К.О.

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»

Ульяновск, Россия

THE FEATURES OF SOCIAL WORK WITH THE MALADJUSTED TEENAGERS

Chechkenyova K.O.

FSEI HPE «Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova»

Ulyanovsk, Russia

Проблема воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашего государства стоит достаточно остро. Преобладающей в этом процессе выступает социокультурная проблема ослабления отрицательной и формирование положительной направленности личности. На фоне растущих показателей уровня жизни и благосостояния российских граждан проблема увеличения количества дезадаптированных детей остается одной из самых злободневных и неурегулированных задач в нашей стране, следовательно, социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, приобретает специфичную важность и актуальность.

В настоящее время в России в качестве приоритетной идеи основного направления преодоления безнадзорности, беспризорности, правонарушений, подростковой наркомании и алкоголизма обозначена задача – создать и улучшить комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и подростков. Понимание этой проблемы должно происходить на уровне социальной политики государства.

Социальная работа способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.

Дезадаптация – это результат внутренней или внешней и нередко комплексной дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми.

Дезадаптация несовершеннолетних детей может проявляться в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно – в искажении системы ценностей, внутренних норм, в поведении. Дезадаптация влечет за собой несоответствие основным принципам поведения, неумение осуществлять присущие возрасту формы деятельности [1, с. 170-171].

Cуществует ряд классификаций, с разных сторон показывающих подростковую дезадаптацию, каждая отражает феномен дезадаптации через определенный критерий: педагогическое и воспитательное воздействие; физиологические и психические особенности; возрастной критерий. В многообразии подростковых дезадаптаций особое место занимает школьная дезадаптация, так как дети в школе проводят значительную часть своей жизни, именно поэтому значимо, чтобы они могли нормально адаптироваться к условиям включения в систему отношений со взрослыми, сверстниками, учителями, а следовательно и в учебный процесс. Школа как один из главных институтов социализации позволяет определить степень адаптации ребенка к требованиям общества в целом и определенной возрастной группе в частности. Здесь возможно выделение дезадаптированных подростков. Школьная дезадаптация формируется при воздействии факторов как внешних, так и внутренних.

Как было отмечено ранее, основной деятельностью подростка является обучение в образовательном учреждении (школа, колледж, техникум и т.д), следовательно, становится очевидным тот факт, что в условиях данного учреждения имеет место социальная работа с трудными детьми и подростками. Специалист по социальной работе для проведения более эффективной работы с дезадаптивными подростками обычно использует в своей практике технологии социальной работы, которые направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Технологиями социальной работы с дезадаптивными подростками в образовательном учреждении являются:

  • профилактика неуспеваемости, дезадаптации, безнадзорности;

  • диагностика детей, испытывающих трудности в обучении, в социальной и средовой адаптации;

  • реабилитация детей, имеющих те или иные отклонения в поведении и адаптации, психологическая и педагогическая поддержка; постреабилитационная защита ребенка.

Во многих школах в настоящее время распространена такая практика, как формирование базы данных детей и подростков группы риска. Это позволяет организовать взаимодействие различных структур для наиболее комплексного воздействия на решение проблем таких детей. Школьная база данных на детей группы риска содержит информацию о причинах постановки ребенка на учет, время постановки, сведения о структурах, осуществляющих работу с ним, проводимые мероприятия специалистом по социальной работе в образовательном учреждении и т.д.

Социальная работа с подростками, которых можно отнести к той или иной категории, имеет свои специфические особенности.

Дезадаптированные подростки, появление дезадаптации у которых обусловлено физиологически – это категория несовершеннолетних, к которой относятся дети-инвалиды; дети с особенностями психического развития. Таким образом, технологии социальной работы с данной категорией дезадаптированных подростков должны быть направлены на включение подростка-инвалида в социум, преодоление сфокусированности на себе, избавление от враждебности к людям. Здесь будут полезны групповой метод психотерапии, тренинги, занятия арт-терапией. Применение коррекции направлено на построение правильной картины мира, обеспечение психического здоровья, формирования гармонической личности [3, с. 114-119].

Для категории детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) характерен медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста. Такие дети обычно испытывают сложности в социальной адаптации и учебной деятельности. С детьми ЗПР на первом месте должна стоять коррекционная работа, направленная на доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые начали образовываться сейчас и представляют собой фундамент последующего развития. Так же важна работа с эмоциональными процессами, повышением эмоциональной осведомленности, помогающие понимать чувства других людей, способности к сочувствию и адекватной реакции [2, с. 6-8].

Далее мы рассмотрим особенности социальной работы с дезадаптированными подростками относительно их возрастного критерия.

В младшем подростковом возрасте для ребенка на первый план выходит учеба в школе и отношения с одноклассниками. Поэтому диагностически выявляет дезадаптацию, в основном, школьный психолог, социальный педагог или специалист по социальной работе, далее, при участии школы проводится и реабилитационная и постреабилитационная работа с ребенком и семьей.

В старшем подростковом возрасте ребенок более акцентирует внимание на свой внутренний мир, пытается познать самого себя и найти свое место в мире. Со старшими подростками уместнее будет проводить приватные беседы, например психотерапию, которая позволит подростку рассказать о своих мыслях и чувствах и получить совет. Но, следует помнить, что психотерапия скорее вредна, чем полезна без обратной связи с клиентом. Поэтому, прежде чем решить использовать в своей работе психотерапию, надо наладить контакт с подростком, найти общий язык, и понять готов ли он идти на контакт или нет.

Особенность социальной работы со следующей категорией, дезадаптированными подростками-школьниками, состоит в том, что плохая успеваемость, систематический пропуск занятий, плохие отношения с учителями и т.д. могут иметь причины не всегда связанные со школой. Специалист по социальной работе в школе должен проводить тщательную диагностику, чтобы выявить причины дезадаптации у того или иного подростка. Именно от диагностики будет зависеть выбор дальнейших действия. Школа как никакой другой воспитательный институт контролирует жизнь ребенка не только в стенах школы, но и обладает информацией об условиях жизни школьника, о ситуации в его семье, о круге его общения и др.

Можно отметить, что каждый вид подростковой дезадаптации имеет свои особенности, различные проявления, отражающиеся на поведении индивида. Следовательно, социальная работа с каждым видом подростковой дезадаптации так же имеет свои специфические особенности, ищет новые пути для выявления и преодолении дезадаптации.

Дезадаптация подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. Социальному работнику и при работе с подростками необходимо использовать педагогический, психологический, технологический подходы.

Список используемой литературы:

  1. Гуслякова, В.Г. Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе / В.Г. Гуслякова – М: Академический проект, 2007. – 512 с.

  2. Лусканова,Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г. Лусканова – М: Редакционно-издательский центр Консорцуима «Социальное здоровье России» – 128 с.

  3. Шарапановская, Е.Н. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция / Е.Н. Шарапановская – М: Сфера, 2005. – 160 с.

Просмотров работы: 2304