ГИПЕРАКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время наблюдается увеличение младших школьников сталкивающихся с трудностями в обучении. Для детей школьный период сложен, у многих отмечается возрастная незрелость произвольной регуляции, что приводит к дезадаптации.

Г.Н. Сердюковская отмечает, что среди неуспевающих младших школьников, у 28% наблюдается отклонения в развитии. Одним из распространенных встречающихся отклонений – гиперактивность [10].

Гиперактивность от латинского «activus» - деятельный, действенный и от греческого «hyper» - над, сверху. Термин указывает на превышение нормы. Синдром гиперактивности признан новым типом отклоняющегося развития. В отечественных работах гиперактивность рассматривается как нейропсихическое нарушение, этиология и патогенез которого имеют комбинированный характер [5, с.48].

Симптомокомплекс гиперактивности сочетает общую моторную гиперактивность, двигательное беспокойство, а также лишними недостаточно целенаправленными движениями с импульсивностью поведения и дефицитом активного внимания. Обычно сопровождают нарушения поведения, которые вызывает гиперактивность, как состояние общей малоуправляемой и низкоконтролируемой активности, а также задержка в овладении языком, речью и становлении школьных навыков.

Во многих развитых странах гиперактивность наблюдается у 24-40% младших школьников. В России – 20-25% всех детей. Причинами возникновения гиперактивности у детей могут быть различными. По мнению большинства специалистов, важными факторами (инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды) сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчестве. Другие возможные причины – наркомания матери, свинцовое отравление, плохое питание. В редких случаях гиперактивность может передаваться наследственно [11].

Немало результатов достигнуто в изучении проблемы гиперактивности у младших школьников. Обратимся к изучению гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Путь изучения гиперактивности составляет 150 лет. Впервые описание чрезвычайно активного ребенка, который не мог спокойно сидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Активному ребенку дали прозвище – Непоседа Фил [8, с.36].

Проявление синдрома гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Высшая степень проявления синдрома совпадает с пиком психоречевого развития. В 1-2 года закладывается навык речи, в 3 года у ребенка происходит увеличение словарного запаса, в 6-7 лет происходит формирование навыков чтения и письма. Синдром гиперактивности может беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка. У детей наблюдается повышенный мышечный тонус, чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям (свет, шум), плохой сон, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3-4 года прослеживается неспособность ребенка, сосредоточиться на занятии чем-либо, не может спокойно слушать сказку, не имеет способности играть в игры, которые требуют концентрации внимания. Вся деятельность ребенка имеет хаотичный характер. Нарушения поведения ребенка можно наблюдать в ситуациях, которые требуют организованного поведения [2, с.112].

При упоминании о гиперактивности имеют ввиду, не выраженную патологию или криминальное поведение, а случаи, которые укладываются в популяционные распределения нормальных признаков. Большинство младших школьников, как именуют педагоги и родители “трудный” ребенок , а социологами – как популяционные распределения нормальных признаков относят к этой категории [1, с.211].

Анализ литературы показал, что в отечественной психолого-педагогической науке гиперактивности уделялось внимание, но не первостепенное. В.П. Кащенко – известный психиатр дал описание в своих работах нарушение характера – “болезненно выраженную активность”. Выделял недостатки, такие как отсутствие определенной цели, рассеянность, импульсивность поступков. В.П. Кащенко признавал болезненную обусловленность этих явлений, в своих работах предлагал педагогические способы их исправления - от специально организованных физических упражнений до рационального дозирования учебной информации, подлежащей усвоению. Однако, у современных ученых вызывают сомнения практической пользе предлагаемых методов, говоря о расплывчатости и обобщенности [9, с.15].

Н.Н. Заваденко, Б.Л. Бейкер, Р. Кэмпбелл и другие выделили блоки проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная возбудимость.

Н.Н. Заваденко считает, что у детей с синдромом гиперактивности наблюдаются нарушения в развитии речи и возникают трудности в формировании навыков чтения, письма и счета [3, с.136].

Обращаясь к опыту зарубежных психологов стоит отметить, как В.Оклендер характеризует гиперактивных детей:

“Гиперактивный ребенок не может сидеть на одном месте, он суетлив, много двигается, много разговаривает, может раздражать окружающих. У гиперактивного ребенка плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Наблюдается неуклюжесть, ребенок роняет или ломает вещи. Ребенок плохо может сконцентрировать свое внимание, легко отвлекаем”.

П. Бейкер и М. Алворд предложили критерии выявления гиперактивности у ребенка:

1. Дефицит активного внимания выражается в непоследовательности, ребенку трудно долго удержать внимание; он может не слушать, когда к нему обращаются; присутствует большой энтузиазм, когда берется за задание, но так и не заканчивает его; возникают трудности в организации;

2. Двигательная расторможенность. Ребенок постоянно ерзает; проявляется признаки беспокойств; сон длится намного меньше, чем у других детей, даже в младенчестве.

3. Импульсивность. Гиперактивный ребенок отвечает, не дослушав вопрос; проявляется нетерпение дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает; плохо сосредоточивает внимание; не может дождаться вознаграждения; при работе с заданиями ведет себя по-разному и может показать очень разные результаты [6, с.130].

К проявлению гиперактивности Р. Кэмпбелл относит расстройство восприятия. По мнению Р. Кэмпбелл, гиперактивность вызывает трудности в усвоении учебного материала и принятии любви окружающих. Это проявляется в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви [7, с.114].

Французские ученые Ж. Филипп и П. Бонкур в книге «Психические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык книга вышла в 1911 г.) среди «психически ненормальных учеников», наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделили “неустойчивых учеников” – гиперактивных. В книге описаны медицинские приемы, применяемые к гипеактивным ученикам. Это общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры - небесполезные, но крайне малоэффективные в педагогическом плане, а также лекарственные препараты успокаивающего, или, иначе говоря, тормозящего, действия [4, с.14].

Можно сделать вывод, что большинство исследований синдрома гиперактивности принадлежат зарубежным авторам. В отечественных работах современная концепция гиперактивности формулируется на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях. Синдром гиперактивности – самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в младшем школьном возрасте.

Список литературы

  1. Болотовский Г. В. Гиперактивный ребенок/ Г. В. Болотовский. - М.: Изд-во Омега, 2010. – 221 с.

  2. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях/ И. П. Брязгунов - М. : Изд-во Инcтитута психотерапии, 2012. – 112 с.

  3. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 136 с.

  4. Кириллова Е. А. Гиперактивный ребенок / Е. А. Кириллова - - М.: Изд-во Основа, 2013. – 14 с.

  5. Ломакина Г. Р. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой/ Г. Р. Ломакина. - М.: Изд-во ЛитРес, - 2010. – 48 с.

  6. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Изд-во Новая строка, 2012. – 130 с.

  7. Монина Г.Б. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь/ Г.Б. Монина - М.: Изд-во Речь, 2012. – 114 с.

  8. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: Учебное пособие по психологии/ О. И. Романчук - М.: Изд-во Генезис, 2010. – 36 с.

  9. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью/ А. Л. Сиротюк. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2011. – 15 с.

  10. VII Международный студенческий научный форум” [Электронный ресурс]. – 2015. - http://www.scienceforum.ru/2015/1190/11278

  11. Информационный портал “Медицинская психология” [Электронный ресурс]. – 2015. - http://www.medpsy.ru

Просмотров работы: 1061