ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические и культурные преобразования в нашей стране и в мире предъявляют требования к личностным качествам людей в условиях отчуждения человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, стимулируют необходимость повышения уровня нравственности. Нравственное развитие представляет собой процесс качественного преобразования компонентов нравственной сферы личности – нравственных потребностей, мотивов, нравственного сознания, поведения, нравственных представлений и понятий, формирование системы нравственных отношений, способности к нравственному выбору и поступку.

Проблема нравственного развития имеет долгую историю. В античности о нравственности философы рассуждали как о добродетели. Философская трактовка доброде́тели означает положительное нравственное свойство характера определенного человека, которое определяется его волей и поступками и направляет волю к исполнению нравственного закона. Платон считал нравственную добродетель врожденным качеством человека, а идеал нравственности понимал как наличие четырёх добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости, которые относятся к нравственным качествам личности. В 4 веке до нашей эры Аристотель назвал науку о добродетели этикой и развивал ее как теорию морали. Он говорил о двух видах добродетели – мыслительной, и нравственной. Первая возникает благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении, а нравственная рождается привычкой.

Проблема духовно-нравственного развития личности в рамках отечественной психологии исследуется как процесс усвоения личностью моральных и социальных норм, образцов, эталонов и способов поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); как формирование и становление положительных черт личности в ходе формирования нравственных действий, ориентированных на образец поведения взрослых (Божович Л.И.); как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения в ходе активной деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками, в результате которого эти образцы становятся регуляторами и мотивами поведения (Карпова С.Н., Лысюк Л.Г.).

Современные отечественные и зарубежные ученые исследовали различные аспекты нравственного развития детей. Так, швейцарский психолог Ж. Пиаже полагал, что понимание детьми моральных правил должно соответствовать их общему уровню когнитивного развития. Поэтому нравственное развитие в основном является развитием когнитивным и зависит от преобразования структуры психики растущего человека.Он выделил две стадии нравственного развития детей: гетерономную и автономную. Младшие дети, находятся на гетерономной стадии и считают нравственные правила абсолютными, священными и неизменными. Старшие дети считают, что правила морали возникают на основе взаимного согласия и уважения

Л. Колберг рассматривает нравственное развитие как процесс становления морального сознания. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня: Первый - доморальный уровень, на котором нормы морали существуют вне ребёнка, он выполняет правила, установленные взрослыми, из эгоистических соображений. Второй уровень - конвенциональный. На этом уровне источник моральных правил также остается внешним, но, при этом, ребёнок следует им в силу потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Третий уровень - автономная мораль. Здесь моральные нормы и принципы становятся достоянием личности ребёнка. Все дошкольники и большинство семилетних детей (при­мерно 70%) по Л. Колбергу находятся на доморальном уровне развития. [1]

В работах отечественных психологов (А.В. Запорожец, Е.В.Субботский, Р.К. Терещук, С.Г. Якобсон) проблема нравственности детей рассматривается в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. А.А. Бодалёв отмечает, что в ряду первоочередных проблем нравственного развития существенное место занимает проблема объективных факторов, которые обеспечивают это развитие. Л.И. Божович рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации. Она пишет о том, что дошкольники в ряде случаев могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву. Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы. Это происходит благодаря стремлению ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых. [7]

В исследованиях С.Н.Карповой и Л.Г.Лысюк выделены два направления развития нравственной сферы дошкольника. Первое - нормативно-ориентированное, утверждающее, что моральные качества приобретаются индивидом в процессе его социального развития. Моральное и нравственное развитие ребёнка, следовательно, есть процесс усвоения норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. Второе направление, эмоционально-ориентированное. Исследователи ставят на первое место не усвоение норм поведения и не формирование нравственных представлений, а прежде всего развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым, прежде всего, относятся сопереживание и сочувствие. [3]

В исследованиях нормативно-ориентированного направления ведущая роль принадлежит моральной саморегуляции. В ситуации саморегуляции ребенок вопреки своим интересам принуждает себя делать так, как надо, а не так, как хочется. При этом внешние требования и давление заинтересованных лиц отсутствуют. Поэтому противоречие интересов выступает для ребенка в форме противоречия между собственными желаниями и их собственной моральной оценкой. Моральная регуляция поведения включает требование человека к самому себе. Ему важно быть хорошим и не быть плохим, т.е. оценить свои действия и вести себя соответствующим образом. Таким образом, оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать самооценкой.

Духовно-нравственное развитие в контексте саморазвития и самореализации рассматривает Н.В. Марьясова. Она считает, что духовное развитие человека начинается с самоопределения своего отношения к таким общечеловеческим ценностям как добро, истина, красота. По ее мнению, если человек хоть немного задумывается над этими категориями, это свидетельствует о субъективной значимости для него духовно-нравственных ценностей и о психологической предрасположенности к их усвоению и формированию. По мнению автора, самореализующася личность обладает повышенной осмысленностью своего жизненного пути, имеет внутренний стержень и тенденцию к духовному развитию. Она обладает способностью к трансценденции смысловой регуляции, что позволяет ей выходить на более высокий уровень отношения с миром. [4]

Исследуя проблему формирования готовности к поступку в поведении личности [6] Т.В. Снегирёва прослеживает динамику данного процесса в контексте готовности личности к самореализации и выделяет её особенности в дошкольном детстве. [5]

Калинина Р.Р. рассматривает три компонента нравственного развития дошкольника: когнитивный, эмоциональный и поведенческий и изучает влияние на него социального окружения дошкольника (семьи, воспитателей, сверстников). Автор приходит к выводу о недооценке дошкольного возраста в нравственном развитии ребенка, так как акцент делается на более поздних периодах жизни (младший школьный и подростковый возраст). . На формирование нравственных представлений дошкольников большое влияние оказывает природа социальных условий, социальная среда – семья и детский сад. Усвоение ребенком нравственных отношений предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребенку, нравственных требований в его внутренние этические инстанции.[2]

Как следует из краткого обзора состояния проблемы нравственного развития, дошкольный возраст можно считать сензитивным для нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, нравственного поведения, нравственного сознания. Однако развитие нравственной сферы личности как комплексного образования предполагает изменение всех его структурных составляющих. Чтобы возможности этого периода в развитии личности служили основой нравственного развития необходимо: выделить тот компонент, который для данного возраста является ведущим, раскрыть его содержательные характеристики; определить роль и место данного компонента в многогранной системе нравственных понятий, ценностей, отношений; исследовать психологические механизмы и психолого-педагогические условия его формирования.

Литература.

  1. «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

  2. Калинина Р.Р Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : СПб., 1998 193 c.

  3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

  4. Марьясова Н. В. Духовность личности как социокультурный феномен // Психология человека в современном мире. Т. 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Мат-лы Всерос. юбил. научн. конф.,посвящ. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна / отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. с. 77–85)

  5. Снегирева Т.В. Возрастная динамика готовности личности к самореализации. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина №4, серия Психология, Спб, 2008. С. 117-127

  6. Снегирева Т.В. Проблемы анализа поступка в поведении личности с деформацией готовности к самореализации. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение 2011. №3 (18), изд-во "Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический отдел Педагогического института ЮФУ", 2011 г. с. 157 – 162.

  7. Шамухаметова Е.С., К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника. Портал психологических изданий .ttp://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30329_full.shtml

Просмотров работы: 1919