ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследуемой проблемы не вызывает сомнений, рост проявлений агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает беспокойство педагогов, родителей и острый научно - практический интерес исследователей.

На сегодняшний день в научном мире существует немало теорий, объясняющих природу агрессивного поведения. Однако определенной, четко выделенной научной системы представлений об агрессивном поведении, которая могла бы определить границы исследования рассматриваемого феномена, а также роль различных факторов в процессе его формирования и проявления пока не существует.

В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наметилась тенденция перехода к исследованию агрессивности как интегрального, сложного образования, которое включает ряд взаимосвязанных между собой переменных и факторов [С.Н. Ениколопов, 2001; С.Л. Соловьева, 1996 и др.].

Анализ различных теорий и подходов к объяснению истоков и движущих сил агрессивного поведения личности позволяет объединить их по приоритетности в изучении той или иной совокупности факторов различного характера. Результатом данного объединения является выделение четырех групп теорий и подходов к пониманию агрессивного поведения как психологического феномена. К первой группе относятся теории и подходы, основоположники которых выделяют биологические факторы как приоритетные в процессе формирования и проявления агрессивного поведения личности; ко второй группе можно отнести авторов, чьи теоретические построения занимают промежуточные позиции, с определенным, но не значительным уклоном либо в сторону признания большей роли биологических факторов, либо – факторов социального характера. В третью группу объединяются теории и подходы, в которых наиболее существенную, если не определяющую роль, при объяснении движущих сил формирования агрессивного поведения играют социальные факторы. И, наконец, к четвертой группе можно отнести тех авторов, чьи взгляды отражают многофакторную природу агрессивного поведения личности. Биологические и социальные факторы рассматриваются представителями теории и подходов четвертой группы в системе, что позволяет выделять ряд уровней агрессивного поведения в зависимости от характера взаимодействия представленных факторов.

Агрессия чаще всего трактуется как тенденция подчинения себе других или доминирования над ними, проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании (М.С. Калистратова, 2000; С.А. Колосова, 2000; Б. Крэйхи, 2003 и др.). Особый интерес вызывает определение агрессии как «социально адресованной активности в неудовлетворяющей субъекта ситуации», данное О.Ю. Михайловой, т.к. в нем отражены как внутренний (связанный с внутренними представлениями индивида), так и внешний (обусловленный факторами социального характера) уровни в описании агрессии как психологического феномена [12, с. 37].

Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, который характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными нейрогуморальными изменениями и специфическим психологическим содержанием этого периода [Антонян Ю.М., Бородин С.В., 1987; Личко А.Е., 1985; Менделевич В.Д., 2001]. Возрастные особенности этого периода предъявляют высокие требования к психофизиологическим возможностям подростков, обусловливая повышенный риск развития адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях и повышая вероятность проявления различных девиаций поведения.

Результаты исследования проявления агрессии в подростковом возрасте и сделанные на основе их выводы позволят не только выбрать наиболее оптимальные направления профилактической и психокоррекционной работы в отношении несовершеннолетних подростков, но и применимы в практике расследования преступлений, их психолого-правовой оценки в рамках судебных экспертиз и организации психолого-педагогической работы с агрессивными подростками.

Список литературы:

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336 с.

  2. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. N 1.С. 60-72.

  3. Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход. / Под ред. П.Н. Ермакова. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2000. 272 с.

  4. Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: экспериментально-психологическое исследование. / Под ред. П.Н. Ермакова. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2001. 272 с.

  5. Михайлова О.Ю. Системный подход к изучению агрессии и агрессивности // Серийные убийства и социальная агрессия. Тез. 1-й Междунар. конф. Ростов н/Д: Из-во ЛРНЦ 1994. С. 71-73.

  6. Потапенко О.А. Психологическое изучение личностных особенностей агрессивных подростков. Труды аспирантов и соискателей РГУ. Т.VII. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2001. С. 143-144.

  7. Потапенко О.А. Психофизиологические и психологические особенности несовершеннолетних преступников с разным типом агрессивного поведения. Автореф. дис. канд. психол. наук., Ростов-на-Дону., 2002г.,18с.

  8. Соловьева С.В. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. Дис. докт. психол. наук. СПб., 1996. 600 с.

Просмотров работы: 676