ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Коваленко С.В., Скоробогатова Я.Ю.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Идея инклюзия основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т.п. Если инклюзия не обеспечивается соответствующим изменением институтов, то ее результатом может становиться углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантости к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет. Важно, чтобы практика инклюзии не опиралась на стремление или, тем более, принуждение «быть как все», поскольку в этом случае она вступает в противоречие с правом «быть самим собой». Готовность общества к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью [3].

Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится к категории инвалидов [1]. В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает [4].

Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы,утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175

Программа определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, создания безбарьерной образовательной среды, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Решение данных проблем в России во многом зависит от территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в общем и специальном образовании.

Так, например, в таких регионах России как: Архангельская, Самарская, Московская области, Республика Карелия, Республика Коми, Пермский край – внедрение инклюзивного образования проходит успешно и результативно. Принято к работе необходимое нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями. С целью оперативного и адресного обслуживания образовательных учреждений необходимыми ресурсами в каждом регионе на базе Центров психолого-медико – социального сопровождения созданы ресурсные центры по развитию инклюзивной практики. Здесь сконцентрированы программно-методические, материально-технические (специальная техника, аппаратура, мебель и др.), кадровые ресурсы, которые направляются в то учреждение, где интегрировано обучаются дети с ограниченными возможностями.

В перечисленных регионах представлены все виды специализированных образовательных учреждений:

  • Дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) компенсирующего вида, в которых обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья;

  • ДОУ комбинированного вида, в которых, наряду с группами общего назначения функционируют группы компенсирующего вида;

  • Дошкольные логопедические пункты;

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (далее – СКОУ) для детей с различными видами нарушений;

  • Специальные (коррекционные) классы.

  • Общеобразовательные школы осуществляют индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но, несмотря на богатый опыт данных регионов, на многих территориях России и вовсе не приступали к практике инклюзивного образования. Первостепенной причиной этому является отсутствие руководящих принципов финансирования, ограниченные бюджетные средства, выделяемые обычным школам, а также отсутствие эффективных механизмов распределения и ассигнования уже имеющихся финансовых средств.

Не переквалифицированный и психологически неподготовленный педагогический персонал является второй значимой причиной. Учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов. На сегодняшний день необходимо создание и внедрение в программы ВУЗов новых дисциплин и специальностей, организация и проведение курсов повышения квалификации, продвижение практики международного взаимообмена опытом и знаниями.

Во многом решению данных проблем способствует регулярно проводимая в Москве Международная конференция «Инклюзивное образование». Первая конференция «Инклюзивное образование: методология, практика и технология» состоялась в Москве в июне 2011 года, — это была основополагающая встреча российских и зарубежных методологов, ведущих ученых, официальных лиц из государственных структур просвещения и социальной сферы, руководителей и педагогов из образовательных учреждений, начинающих свой путь в инклюзии, специалистов ППМС-центров с целью консолидации усилий науки, практики и общественности в работе по утверждению инклюзивного образования как основы гуманизации российского общества.

В июне 2013 года на II Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» главными стали темы инклюзивной практики в образовательных учреждениях дошкольной и школьной ступени, научно-прикладные исследования и методологические основы инклюзивного образования. В работе конференции приняли участие представители 56 регионов Российской Федерации и 20 зарубежных экспертов из Германии, Великобритании, Испании, Финляндии, США, Латвии. Пространство конференции объединило ученых, преподавателей вузов, руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, медицинских специалистов, представителей социальной сферы и общественных организаций, а также родителей детей с ОВЗ, результатом чего стало согласование научной и практико-ориентированной позиции в понимании основных направлений реализации задач развития и совершенствования инклюзивного образования в России. Посланием второй конференции стал тезис: «Инклюзивное образование, которое мы строим в России, — это динамически развивающийся процесс. Это пробы нового, риски, успехи и неудачи, открытия и новые вопросы. Это живой процесс, где зачастую складывающаяся жизненная практика производит больше гипотез, доказательств и изобретений, чем наука. Чтобы наработанный опыт стал ресурсом для решения задач будущего, нужен регулярный и открытый обмен опытом, встречи по его обсуждению с представителями разных социальных групп. Насущные задачи современного этапа — развитие социального партнерства и межведомственного взаимодействия организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, повышение профессионального уровня специалистов, развивающих практику инклюзивного образования в России, и распространение научно-практического опыта в сфере реализации инклюзивной практики в общем, дополнительном и профессиональном образовании».

В июне этого года была проведена III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы». В материалах участников конференции были представлены результаты реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации « Доступная среда» на 2011‒2015 годы, раскрыта региональная специфика политики преобразований, описаны региональные модели инклюзивного образования, изложены стратегии разрешения проблемных вопросов создания универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования, обобщен региональный опыт взаимодействия системы образования и других ведомств по оказанию услуг детям с ОВЗ. [2]

Таким образом, представленный материал и первые результаты практик внедрения инклюзивного образования свидетельствуют о сильных предпосылках успешного, скорого и полномасштабного функционирования инклюзивного образования в России. Идея инклюзии изменяет российское образование, практика инклюзии вызывает дискуссии и острые споры в научных и педагогических кругах. Система образования России, от детского сада до вуза, ориентирована на развитие инклюзивного процесса в своих организациях, удержание ценности любого человека и его права на получение образования, необходимого для самостоятельного вхождения в общество и получения профессии.

Литература:

  1. Ефремов А.В. Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. Новосибирск, 2001. - С.1.

  2. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

  3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - С. 15-21.

  4. Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. UNICEF. Florence. № 5. 1998. - С. 58.

Просмотров работы: 1128