ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ РЕШАТЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ (В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ РЕШАТЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ (В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начальном курсе математики важную роль играет геометрический материал, что определяется большим значением геометрии для познания окружающего мира и для развития познавательных качеств личности ребенка. Геометрический материал как важная составная часть начального курса математики, обладает особенностями, создающими благоприятные условия для формирования математического и пространственного мышления у обучающихся.

В курсе начальной школы, обучающиеся знакомятся с такими геометрическими фигурами, как «точка», «прямая», «луч», «кривая незамкнутая», «кривая замкнутая», «круг», «овал», «отрезок», «ломаная», «угол», «многоугольник», «прямоугольник», «квадрат». Геометрическим телам отведены незначительные этапы на уроках. При этом минимум знаний по окончании начальной школы предполагает, что ученики могут назвать указанные выше фигуры, умеют их изображать, выделяют их из групп других фигур.

Актуальность данного исследования заключается в том, что согласно федеральному образовательному стандарту начального общего образования, обучающиеся должны уметь строить геометрические фигуры по заданным параметрам, однако в программах уделяется недостаточно времени задачам на построение в целом и отработке алгоритмов построения геометрических фигур в частности.

Теоретическую основу исследования составили работы психологов (Б.Г. Ананьев, Р.Ф. Атаханов, А.М. Арнаутова, О.И. Галкина, А.И. Зотов, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Лампшер, Г.И. Лернер, Б.Ф. Ломов, Л.П. Назарова, Е.Ф. Рыбалко, Н.И. Чуприкова, И.С. Якиманская и др.), методистов и математиков (И.И. Аргинская, А.В. Белошистая, Е.В. Знаменская, Ф.Н. Ибрагимов, Н.Б. Истомина, И.А. Кочеткова, В.А. Крутецкий, Н.Д. Мацько, Д.М. Нурмагомедов, М.В. Пидручная, А.М. Пышкало, А.А. Столяр, и др.). данные исследователи определили различные подходы к формированию и развитию специфических видов мышления (математического, пространственного) у младших школьников при обучении математике, а также пути их совершенствования. Кроме того у ряда вышеперечисленных авторов данные виды мышления предполагается развивать через решение геометрических задач на построение и определение положения геометрических объектов.

Геометрический материал пронизывает весь курс начальной школы с 1 по 4 классы (М.И.Моро, Н.Б. Истомина, Г.В.Дорофеев, Т.Е.Демидова). Однако, геометрический материал в каждой из программ не выделяется, как отдельный раздел для изучения, a лишь находится в тесной связи с остальными темами курса.

Задача на построение предполагает построение некой фигуры с помощью указанных инструментов, при условии, что дана какая-то фигура и указаны некоторые соотношения между элементами искомой фигуры и элементами данной фигуры.

Для диагностики сформированности уровня умений решать геометрические задачи на построение у обучающихся третьего класса было проведено тестирование, состоящие из трех заданий разного уровня сложности.

Были определены критерии и показатели сформированности умений решать геометрические задачи на построение.

Оценка уровня сформированности умений решать геометрические задачи на построение, с опорой на выделенные критерии производилась по четырем уровням: эмпирический, анализа, планирования и рефлексии.

В результате проведенного экспериментального исследования, были выявлены следующие результаты умения решать геометрические задачи на построение:

Среди учащихся третьего класса преобладает количество детей с эмпирическим уровнем 12 учеников (42,9%).

У 2 учеников (7,1%) выявлен уровень рефлексии сформированности умений решать геометрические задачи на построение.

У 4 учеников (14,3%) выявлен уровень планирования сформированности умений решать геометрические задачи на построение.

И 10 учеников (35,7%) в классе показали уровень анализа сформированности умений решать геометрические задачи на построение.

Полученные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

Уровневые показатели сформированности умений решать геометрические задачи на построение.

Итак, в процессе проведения исследования зафиксировано преобладание эмпирического уровня сформированности умений решать геометрические задачи на построение. Таким образом, проанализировав результаты, был сделан вывод, что умение решать геометрические задачи на построение недостаточно развито, и необходимо повышать уровень умений решать геометрические задачи на построение.

Все это обуславливает необходимость внедрения в практику проекта технологии, направленного на развитие умений решать геометрические задачи на построение.

Технология включает в себя 3 блока:

  • Карточки-пятиминутки

  • Специально-разработанная тетрадь

  • Интегрированные уроки

В первом блоке Пятиминутки будет использоваться раздаточный материал- карточки, они узконаправленны, и содержат геометрические задания. Такие карточки будут использоваться на уроках математики на этапе актуализации опорных знаний.

Второй блок - специально разработанная тетрадь. Данная тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся.

С помощью этой тетради будут задействованы все участники образовательного процесса. Задания тетради направлены как на развитие умений решать геометрические задачи на построение, так и геометрические задачи вообще.

Второй блок - специально разработанная тетрадь. Данная тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся.

С помощью этой тетради будут задействованы все участники образовательного процесса. Задания тетради направлены как на развитие умений решать геометрические задачи на построение, так и геометрические задачи вообще.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс: Пособие для учителя / Э.И. Александрова. – М., 2012. – 184 с.

  2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе / А.В. Белошистая. – 2011. – 455 с.

Просмотров работы: 737