ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В НЕТРАДИЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В НЕТРАДИЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

Кулабухова М.А. 1, Сараева Л.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционная эстетика исполнения песни в народе характеризуется тем, что её необходимо не только спеть, но и сыграть (обыграть). Народная песня - это жизненный процесс, протекающий в сфере деятельности русского народа. До середины XX века в ней ярко проявлялись местные регионально-локальные особенности жанровой, обрядовой, музыкальной специфики. До сих пор народные песенные традиции являются связующими духовными нитями между поколениями. Существующее по-прежнему в быту аутентичное исполнительство в наши дни выполняет функцию сохранения традиций и предстаёт генетическим способом трансляции поведенческих программ социума. Оно суть спонтанное самобытное народное песенное творчество, часть жизни его исполнителей. Аутентичная певческая техника сформировалась в повседневной бытовой практике носителей певческой традиции, сохранив бытовые дыхательные и артикуляционные приёмы. С историей развития народно-певческого исполнительства определились многочисленные местные народно-певческие школы, отражающие стилистические закономерности народной песенной традиции.  

 Сегодня народно-певческое исполнительство наряду с музыкальной и  массовой культурой включено в общее  культурное пространство. Слой аутентичного народного пения с каждым годом истончается, тает, так как преобразуется традиционный быт селян: уходят из жизни традиционные трудовые формы, обрядовый уклад. Если то или иное обрядовое действо в синтезе танца, пения, слова, ритуальных жестов, музицирования в крестьянском бытовом укладе помогали ответить на вызовы природных сил, а также на вопросы, связанные с социализацией и самоидентификацией индивида, в связи с чем функции народно-певческого исполнительства меняются. Былое его назначение, определяющее все формы жизнедеятельности сельской общины и связанное с мифологическим мышлением, утилитарной сферой, адаптивными (приспособление – прим. авт.) процессами, нормами и этикой традиционного общества, преображается в новое: народно-певческое исполнительство переходит в сферу народной художественной культуры, становится частью искусства.

Если сравнивать народную песню, исполняющуюся на сцене и ту же песню, исполняющуюся бабушками (или даже прабабушками), то можно  увидеть огромную разницу и в стиле исполнения, и в характере, и в манере, и во многом другом. В современной народно-певческой сфере, готовясь к выступлению перед зрителем, необходим целый комплекс репетиций, в отличие от фольклорной среды, где пели во время работ в поле, прядя пряжу, убаюкивая ребёнка и т.д, так как песня сопровождала человека на протяжении всей его жизни. «Сцена» разделило некогда  единомышленников на исполнителей и слушателей, уничтожила непосредственность исполнения, «живые интонации» (Б.В. Асафьев), ограничила импровизацию, сократила  акустический исполнительский потенциал, увела от естественных душевных состояний: выразить сочувствие в беде, согласовать трудовое усилие, объединить в общем настроении. Теперь традиционный текст народного музыкального творчества включён в новый социальный контекст и определяется культурологическим и социологическим факторами, заключёнными в понятие «фольклоризма», нацеленного на развитие и сохранение музыкального фольклора в эстетико-художественной человеческой деятельности. На первый план выходит сценическая интерпретация народной песни в активизации досуговой, эстетической, трансляционной, деятельностной (и мн. др.) функций, что будет рассмотрено далее.

 Одной из главных функций предстаёт досуговая в образовательном, познавательном и воспитательном её уровнях. Она  реализуется в концертной деятельности народно-певческих коллективов различных направлений. Пение в народной манере из «поведения, которому обучались в быту» (Л. Шамина), переходит в образовательный процесс с изучением психофизиологических норм на специальных занятиях с тренировкой дыхания, дикции, мышц дыхательной мускулатуры профессиональными педагогами, хормейстерами, которые прошли обучение на факультетах по подготовке руководителей народно-певческих коллективов. Эстетическая функция обусловлена превращением песенного фольклора из искусства «для себя» в искусство «для зрителя» с обязательными в этом атрибутами: вокальная и сценическая культура, средства художественной выразительности, профессиональные навыки и мастерство в исполнении. Функция трансляция в народно-певческом исполнительстве в современной культуре поменяло вектор передачи с соционормативного опыта на трансляцию духовного опыта, нравственных ценностей и социокультурной информации, которые заложены в народно-песенных текстах. При этом сами  исполнители русских народных песен становятся посредниками между слушателями и песней. Деятельностная функция народно-певческого исполнительства выявляется в творческой интерпретации народных песенных жанров на основе изучения и воплощения народных песенных традиций.

Следует подчеркнуть - то, что для народных исполнителей является естественным и привычным, современным исполнителям необходимо изучать и осваивать в сжатые сроки в приобретении сценических навыков. Шкала интерпретации народного песенного фольклора колеблется от творческой установки сохранения в первозданном виде образцов традиционной песенной культуры до введения её элементов в современный социокультурный контекст. И то, и другое осуществляется в рамках «второй жизни»  народной песни, то есть фольклоризма и является составной частью современной культуры в целом, объясняя особенности освоения песенного фольклора в нетрадиционных для него условиях современной жизни.

   

Литература:

 1. Асафьев Б.В. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л.: Музыка,1987. – 248 с.

2. Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен / под ред. Н.Г. Михайловой; Рос. институт культурологии. – М.: ООО «НБ-Медиа, 2011. – 180 с.

3. Жиров М.С., Сараева Л.П. Феномен    музыкального    фольклора   (философско-культурологические аспекты): Монография / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: БГУ, 2007. – 114 с.

4. Сараева, Л.П. «Расшифровка народно песни как метод её познания» / Л.П. Сараева. - Белгород, НИИ БелГУ, 2011. – 164 с.

5. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. – Л.: Наука, 1986. – 304 с.

6. Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики: уч. пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. – 202 с.

Просмотров работы: 725