ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ. UPC И EAN СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ. UPC И EAN СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ

Кених Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», факультет химии и высоких технологий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Систематизировать всё многообразие товаров, представленных на рынке, полностью разобраться в широте представленного ассортимента помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется. Классификация имеет важное значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как она способствует рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента.

Смысл классификации довольно прост - упорядочивание системы посредством кодирования. Для этой системы разрабатываются соответственно определенные правила деления и навигации. Кодирование же товара представляет собой образование или присвоение кода классификационной группе или объекту классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов и присвоение условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой товар среди множества других. С внедрением вычислительной техники возросла необходимость и значимость кодирования.

Существует несколько общих правил при кодировании продукции. Во-первых, код должен иметь определенную структуру построения и должен быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков. Во-вторых, код должен непосредственно способствовать упорядочению объектов.

Структурой кода является обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответственно различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой алфавит кода. Основанием кода называется общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом, т. е. позицией знаков в коде.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами. Так, порядковый способ - это образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Это самый простой и распространенный метод кодирования. Серийно - порядковый - процесс присваивания кода из чисел натурального ряда объектам классификации с определенными признаками. Так же способ последовательного образования и присвоения кода из чисел натурального ряда объектам классификации с использованием иерархичного метода классификации. Параллельный способ - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

В1977 г. в Европе была создана европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации). Система EAN является универсальной и может быть применена к любому виду товара.

Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешне торгового обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров.

Штриховые коды UPC и EAN получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. Первый из них представляет стандарт кодирования, принятый в США, второй - в Европе. Однако в ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN (European Article Number) отдается предпочтение, в том числе в США, Японии и других странах неевропейского континента.

Сходство кодов UPC и EAN заключается в том, что в них используется для кодирования один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов. Изображение знака содержит два штриха и два пробела. Длина знака, отображающего цифру, равна 7 модулям. Для изображения цифр имеется четыре таблицы соответствия, поскольку в кодах используются знаки, ограниченные слева; знаки, ограниченные справа; знаки с четными и нечетными паритетами. В кодах UPC и EAN набор знаков используется по-разному, исходя из особенностей представления закодированной информации. Коды относятся к непрерывным, контролируемым.

Особенностью этих кодов является то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13- и 8-разрядные коды EAN.

Основным принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.

Первые 2-3 цифры - префикс национальной организации:

- следующие цифры - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;

- следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия;

- последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати. Контрольное число вычисляется по определенному алгоритму. Оно отражает последовательность всех значений знаков кода.

Ошибочным является мнение о том, что по штриховому коду можно определить страну-производителя. Штриховой код несёт информацию только о том, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие.

Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции. Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).

Наибольший опыт использования штриховых кодов за рубежом и в определенной мере в России накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.

Кроме этого, распределение товаров на однородные группы позволяет: выявить групповые характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества для каждой группы товаров, сформулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, рационально организовать приёмку и контроль их качества; организовать рациональный учёт товара по группам; организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.

Таким образом, можно сказать, что штриховое кодирование товаров необходимо в целях автоматизации и обработки информации; для изучения потребительских свойств товара, его качества, учета и планирования товарооборота.

Список литературы

  1. ГОСТ Р 40.005-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами. - М.: Гос-стандарт, 1996. - 24 с.

  2. Николаева М.А. Актуальные проблемы идентификации товаров. Учебная лекция. - М.: ОЦПКРТ, 2012.

  3. http://www.znaytovar.ru/s/shtrixovoe_kodirovanie_tovarov.html

Просмотров работы: 1132