ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значение общения в психологии связано с тем, что оно является важным условием становления личности. Общение является необходимым условием социализации и формирования каждого человека и его органической потребностью. Потребность в общении относиться к числу самых ранних и специфически человеческих, которая проявляется уже в раннем детстве.

В отечественной психологии изучением феномена общения занимались Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович, Б.Д. Парыгин, А.А. Рояк, Я.Л. Коломинский, Е.И. Кульчицкая, Л.В. Артемьева, Е.Ф. Рыбалко и др. С самого начала изучения особое место среди исследований направленных на углубленное изучение этого вопроса заняли работы, посвященные изучению детского общения (М. И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Т.Я. Репина, Р.К. Терещук, Г.В. Бурменская, Л.В. Артемова, Е.Ф. Рыбалко, А. Тарасонине, А.А. Рояк и др.).

Дошкольный возраст, с психолого-педагогической точки зрения, является одним из ключевых в жизни ребенка, во многом в этом возрасте определяется и складывается будущее психологическое развитие ребенка [1]. Это отражается в особенностях познавательной сферы, а также в особенностях развития личности дошкольника, кроме того, в особенностях деятельности, а также общения дошкольном возрасте.

Наиболее распространенные точки зрения на проблему общения детей в дошкольном возрасте принадлежат Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой и Г. Е. Ремизовой, М.И. Лисиной (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Характеристика контактов детей в старшем дошкольном возрасте

Представители научного подхода

Характеристики общения старших дошкольников

Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова

первая отличительная особенность - особенно яркая эмоциональная насыщенность, повышенная эмоциональность, раскованность, свобода;

втораяотличительная особенность - нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил, использование неожиданных, непредсказуемых слов, сочетаний слов и звуков, фраз;

третьяотличительная особенность - преобладание инициативных высказываний над ответными, перебивание друг друга;

четвертая отличительная особенность - общение со сверстниками значительно богаче, чем общение со взрослыми (управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра и постоянное сравнивание с собой).

Г. Е. Ремизова

- общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми (в игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми);

- всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность;

- все формы обращения к сверстникам менее нормативны и регламентированы;

- в общении со сверстниками у ребенка больше возможности проявить инициативу.

М.И. Лисина

В качестве формы общения называет коммуникативную деятельность старших дошкольников, характеризующуюся следующими параметрами: 1) время проявления этой формы общения; 2) место, которое общение занимает в жизнедеятельности детей; 3) содержание потребностей, удовлетворяемых ребенком; 4) ведущие мотивы общения; 5) основные средства общения.

Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это источник разнообразных переживаний и главное условие развития [3]. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его личности, отношения к миру, поведение и самочувствие среди людей. Важным условием полноценного развития является формирование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, начинает использовать сложные предложения, старается более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания [2].

Общаясь со взрослым, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. В общении со взрослыми ребенок учиться говорить и делать как требуют правила, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенка нужен не только взрослый, но и сверстник. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше, например, умению правильно говорить.

При нормальном развитии наблюдается единство формирования общения ребенка и развития его личности. У детей с отклонениями в развитии речи выделяются многочисленные трудности при формировании коммуникативных навыков. Такие проблемы, как наличие скудного словарного запаса, аграмматизмов, дефектов в произношенияи и формообразовании, трудностей в развитии связного речевого высказываний приводят к затруднениям в формировании главных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей [4].

Исследователь Л.Г. Соловьева при изучении общения детей с общим недоразвитием речи приходит к выводам о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Действительно, существующие особенности в речевом развитии детей в целом оказывают препятствия для осуществления полноценного общения, это находит свое выражение в снижении потребностей в общении, в несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), особенностях в поведении (незаинтересованности в контактах, неумении должной ориентации в ситуациях общения, негативизма).

Как было показано в исследовании О.А. Слинько, у детей с общим недоразвитием речи имеются серьезные трудности при организации своего речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении со сверстниками [6].

Целью представленной работы является изучение и описание особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли 5 детей с общим недоразвитием речи, которые посещают группу компенсирующей направленности - логопедического профиля. У таких детей имеется системное нарушение речевой деятельности: речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна, речевая активность недостаточна.

В контрольную группу вошли 5 детей с нормальным речевым развитием, посещающих группу детского сада с традиционным обучением. Исследование проводилось на базе МАДОУ ДС № 62 «Журавушка» г. Нижневартовска с февраля по апрель 2015 года.

С помощью методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы - Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева) были выявлены следующие уровни понимания эмоционального состояния взрослых и сверстников (См. Таблицу 2).

Таблица 2

Результаты изучения понимания эмоциональных состояний взрослых людей и сверстников в контрольной и экспериментальной группах

Уровни понимания

Показатели в %

Контрольная группа

Экспериментальная группа

  1. Высокий

20

0

  1. Средний

40

20

  1. Низкий

40

80

Исходя из данных, представленных в таблице, можно отметить, что высокий уровень понимания эмоциональных состояний взрослых людей и сверстников отмечается только у детей контрольной группы (20%), высокого уровня понимания у детей группы экспериментальной не зафиксировано. Детям из контрольной группы испытуемых были ясны и доступны эмоциональные состояния детей и взрослых, они легко и без затруднений описывали их.

В экспериментальной группе старших дошкольников преобладающее большинство детей (80%) обладают низким уровнем сформированности понимания эмоционального состояния взрослых и сверстников. Им было сложно ориентироваться в палитре человеческих переживаний, такие дети описывали картинку не полно, их ответы были односложными.

Для изучения доминирующих форм общения старших дошкольников была использована методика А.Г. Рузской в модификации Е.Е. Дмитриевой (См. Таблицу 3).

Таблица 3

Результаты исследования доминирующих форм общения в контрольной и экспериментальной группах

Доминирующие формы общения

Показатели в %

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Ситуативно-деловая форма общения

40

0

Внеситуативно-познавательная форма общения

20

40

Внеситуативно-личностная форма общения

40

60

Как видно из данных таблицы, у детей экспериментальной группы доминирование ситуативно-деловой формы общения вообще не выявлено, в контрольной группе у 20% детей отмечается преобладание такой формы общения. Следовательно, дети из контрольной группы чаще всего выбирает ситуацию игрового взаимодействия, чувствуют себя в ней комфортно, в общении со взрослым у них доминируют просьбы о помощи, обращения за оценкой действий, стремление к сотрудничеству.

Внеситуативно-познавательная форма общения отмечается у 40% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Такие дети чаще всего выбирают беседу со взрослым на познавательные темы, именно в этой ситуации взаимодействия они чувствуют себя свободно, пытаются максимально использовать время общения. Ведущее место в общении занимает стремление ребенка что-либо узнать, понять.

Внеситуативно-личностная форма общения зафиксирована у 60% детей экспериментальной группы и у 40% детей контрольной группы. У старших дошкольников обеих групп наблюдается устойчивый интерес к нравственно-этическим проблемам, к личности взрослого, стремление дать оценку и согласовать со взрослым свое отношение к обсуждаемым и волнующим ребенка проблемам. При этом, дети из экспериментальной группы в большей мере, нежели дети из контрольной группы, склонны прибегать к помощи взрослого человека, сотрудничать с ним.

Характеризуя общение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно отметить, что специфичными чертами для них являются затруднённое взаимодействие со сверстниками, низкий уровень понимания различных эмоциональных состояний взрослых и сверстников, при этом они чаще, чем дети с нормальным речевым развитием прибегают к помощи взрослых людей, ориентируются на общение именно со взрослыми, с ними им легче взаимодействовать, сотрудничать. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в дошкольных образовательных учреждениях должно решать задачи формирования навыков общения со сверстниками таких детей и коррекции существующих способов взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Литература
  1. Вересов, Н. К. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников// Вопросы психологии. – 2011. - №1. – с.37-47.

  2. Галигузова, Л. Н. Как общаться с ребенком// Вопросы психологии. – 2006. - №1. – с.111-121.

  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 384с.

  4. Мухина, В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2013. – 456 с.

  5. Павленко, Т. В., Рузская, А. А. Почему они конфликтуют// Дошкольное воспитание.- 2013.- №1.- С. 72-77.

  6. Ярушина, И. М. Оптимизация общения как эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста//Развитие личности на различных этапах онтогенеза. Сборник науч. трудов. – Сургут РИО Сур ГПИ, 2011.

Просмотров работы: 2944