ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной социально-психологической ситуации развития общества, среди множества проблем детского возраста, не теряет своей актуальности проблема гиперактивности. По мнению ученых, изучающих данный феномен в различных областях научного знания, происходит увеличение детей с данным видом расстройства [8, с. 44-50]. Значимость проблемы гиперактивности определяется широтой изучения данного феномена с точки зрения различных научных направлений, которые рассматривают его, определяя неврологические, моторные, психиатрические, психологические и социальные аспекты его изучения.

В психологии традиционно принято рассматривать проблему гиперактивности в тесной связи с синдромом дефицита внимания (СДВГ), яркое проявление которого прослеживается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, при этом, усиление проявления симптомов гиперактивности объясняют кризисностью обозначенного периода психического развития. Однако, в психологической практике, по словам Дж. Добсона, доктору Реншоу довелось столкнуться со случаем, в котором симптомы гиперактивности обрели яркую выраженность у малыша в возрасте всего пятнадцати месяцев после некоторой задержки в развитии, о чем было сказано родителями. Они в первую очередь отметили у ребенка неконтролируемую активность, сравнивая его с «реактивным двигателем» [4, с.75]. Традиционно, определяя симптомы гиперактивности, ученые выделяют: повышенную двигательную активность, расторможенность, импульсивность, невнимательность и неусидчивость. Проявления данных симптомов могут усложнять процесс социализации и адаптации, который в данный возрастной период имеет актуальное значение для нормального психического развития ребенка.

Обращаясь к истокам изучения феномена гиперактивности, можно говорить о его зарождении в контексте рассмотрения проблемы минимальной мозговой дисфункции. Еще, в 1980 году Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), - согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой создания классификации, явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность[2, с.39-42].

В западной и отечественной психологии представлен широкий спектр научных исследований, посвященных проблеме гиперактивности детей, в которых описываются возможные влияния проявления синдрома гиперактивности на формирование личности ребенка (Е.М. Гаспарова; Г.В. Бурменская, О.А. Кабанова, А.Г. Лидере 1990; М.М. Безруких, С.П. Ефимова, 1991; В.П. Кащенко, 1992; Д. Бретт, 1996 и др.). В целом, их теоретический анализ позволяет выделить два самостоятельных направления анализа изучаемой проблемы: клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление, которые носят как теоретический, так и прикладной характер. Так, например, в психолого-педагогическое направление входит: разработка игр психокоррекционного и психотерапевтического характера, методик освоения таких детей в коллективе (социализации), разработка проблем их воспитания, обучения и коррекции недостатков.

Говоря о значимости решения проблемы проявления симптомов синдрома гиперактивности у детей, важным остается вопрос об определении причин его возникновения. Большинство ученых выделяют две основные группы: физиологические причины, к которым относят: органические поражения центральной нервной системы, генетические причины, неблагоприятно протекающая беременность. (Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы), инфекция и интоксикация первых лет жизни ребенка, неблагоприятные роды, патология родов; психолого-педагогические причины: чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или гиперопека; эмоциональный стресс. Когда ребёнок переживает сильный эмоциональный стресс и возникающее внутреннее напряжение находит выход в усилении физической активности [4, с. 74-84], переутомление; нарушения внимания, когда импульсивность может быть приобретенной поведенческой моделью, которая формируется в результате подражания импульсивным членам семьи или развивается в процессе воспитания в семье, где быстроту предпочитают старательности и вдумчивости (Э Д. Бретт); психическая депривация, проявляющаяся в недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов, когда ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения. (З. Матейчик).

Наряду с этим, можно определить и основные постоянные признаки гиперактивности у ребенка. Так, американской Психиатрической Ассоциацией были выделены следующие признаки (модифицированных В.Р. Кучмой и И.П. Брязгуновым [3, с. 13-14]: импульсивность - особенность поведения, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, неспособности обдумывать свои поступки, взвешивать все «за» и «против», иногда ребёнок совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам. Повышенная активность - такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык. Часто мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). Ребёнок не может спокойно сидеть и играть на месте, когда от него этого требуют. Нарушение концентрации внимания, которое проявляется, в частности, в том, что на вопросы он отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца, игнорируя обращенную к нему речь, с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Отвлекаемость, которая, обычно, является следствием нарушения способности к концентрации произвольного внимания, что выражается в переключении внимания в связи с появлением новых посторонних раздражителей или случайных ассоциаций. Рассеянность, то есть, нарушение способности к концентрации внимания на избранном объекте на длительное время, проявляется в частой утери вещей в детском саду, школе, дома, на улице. Плаксивость, беспокойство, капризы. в силу которых дети с наблюдаемой гиперактивностью устают, из спокойного состояния переходят в состояние перевозбуждения, а полностью выбившись из сил, теряют самоконтроль. Неусидчивость - отсутствие терпения, неспособность длительное время находиться в состоянии ожидания во время игр и в групповых мероприятиях (занятия, экскурсии, праздники); в ходе индивидуальных занятий частый переход от одного незавершенного действия к другому. Агрессивность - враждебность, злобность, гнев по отношению к субъекту или объекту, приводящие к потере самоконтроля и тенденция к нападению. Негативизм - настойчивое, категоричное отрицание просьб исполнить что-либо, их непринятие. По мнению ученых, эти признаки часто сопровождаются различными проявлениями на физиологическом уровне, такими как: повышенная возбудимость, повышенный тонус мышц, беспокойный сон и т.п.

Таким образом, даже краткий обзор научных взглядов на проблему гиперактивности свидетельствует о достаточно большой значимости её изучения на протяжении длительного времени. В то же время, следует отметить некоторые сложности, касающиеся диагностики гиперактивности в детском возрасте. Прежде всего, они относятся к определению критериев гиперактивности. Как показал анализ существующих исследований её показатели (симптомы) сходны с некоторыми показателями запаздывающего развития, умственной отсталости, педагогической запущенности. В дошкольном возрасте некоторые из них характерны для симптоматики кризиса трёх лет. Отсюда возникает необходимость чёткой дифференциации критериев гиперактивности в зависимости от возрастных психологических особенностей детей, в результате чего уменьшится их число, а содержательно они будут иметь отношение к проблемам определённого возрастного периода. Кроме того, возможности выделения критериев обозначаются в исследовании гендерных особенности детей, в частности в том, что проявление симптомов имеет несколько иной характер у девочек и мальчиков. Обозначенные сложности представляют собой ориентиры для определения направления дальнейшего исследования проблемы.

Литература

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития : учебное пособие для студентов вузов / П. Альтхерр и др. ; под ред. М. Пассольта ; пер. с нем. В. Т. Алтухова. - М. : Академия, 2004. — 158 с.

  2. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 3. — с.39-42.

  3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 13-14 с.

  4. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей / Пер., с англ. Пенаты: Изд-во Т-оно, 1992. — с. 74-84.

  5. Ковина Е.П. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста / Открытый педагогический форум "Новая школа" - ООО «Школьная Пресса» 2002-2010. — 1с. — режим доступа к журн.: "http://forum.schoolpress.ru/article/0/1198" — [14.11.2014]

  6. Коган Б. Гиперктивность как фактор риска // Обруч. — 2009. — № 1. — с. 18—21.

  7. Кошелевой А.Д., Алексеевой Л.С.. Научно-методическое пособие «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка»./А.Д.Кошелевой, Л.С. Алексеевой — М.,1997. — 64 с.

  8. Сиротюк А. Детская гиперактивность: причины, рекомендации // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 8. — С. 44-50.

  9. Степанов С.А. Гиперактивность / Электрон. журн. - Школьный психолог: 2010-2014. — . — режим доступа к журн.: http://psinovo.ru/stati/giperaktivnost.html [14.11.2014]

  10. Халецкая О.В., Трошин В.М. "Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте", — Н.Новгород, 1995

  11. Штольц Фридрих. Недостатки характера в детском возрасте. Руководство для воспитания в семье и школе. — М.: Эксмо,2009. — с.192.

  12. Яскова О. Гиперактивность как психологический диагноз: особенности гиперактивного ребенка // Дошкольное воспитание — 2009. — № 8. — С. 108—113.

Просмотров работы: 1637