ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В период поиска путей духовного возрождения России, осуществляемые преобразования общественной жизни подводят человека к необходимости целостного понимания мира, осознания в нем своего места, освоения духовного опыта предков. На этом фоне актуализируется роль, цели и задачи, функции социальных институтов, являющихся носителями традиционных ценностей и исторически доказавших свою способность передавать их из поколения в поколение. Среди социальных институтов, целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, особое место занимает воскресная школа.

Православная воскресная школа - это воспитательно-образовательное учреждение Русской православной церкви. Воскресная школа для детей – добровольное, открытое, разновозрастное, вариативное по своему содержанию объединение, учитывающее волеизъявление родителей, имеющее особый уклад жизни согласно годовому календарному церковному кругу, который способствует духовному преображению личности и воцерковлению. «Воскресные школы, частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням» [4].

В нормативном документе «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», воскресная школа определяется, как «структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви» [8].

В отечественной науке продолжительное время изучению воскресной школы, как социального института, реализующего учебно-воспитательные функции, должного внимания не уделялось.

Проблемы духовно-нравственного воспитания в православных традициях рассматриваются в трудах ученых, педагогов и психологов прошлых лет (Н.А. Бердяева, архимандрита Киприана (в миру К.Э. Керна), В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, В.Н. Лосского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, В.И. Несмелова, священника П.А. Флоренского) [1].

В настоящее время в педагогической науке проведен ряд исследований, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов воскресной школы, как социального института. Однако, несмотря на определенный интерес ученых к исследованию феномена воскресной школы, остается малоизученным большой пласт проблем, касающихся функционирования воскресной школы, как организации, реализующей учебно-воспитательные функции.

На данный момент на территории России создано и функционирует более десяти тысяч воскресных школ. Впервые за всю историю их существования решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года принят пакет документов, регламентирующих их деятельность. Современные воскресные школы руководствуются действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской Православной Церкви: Уставом Русской Православной Церкви, Уставом религиозной организации; Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в Российской Федерации, Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви); документами епархии: указами и распоряжениями епархиального архиерея.

Важной новацией является типологизация современных воскресных школ: Воскресная учебно-воспитательная группа, Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица, Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности). Перечисленные типы воскресных школ имеют свои отличия, подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению и к учебно-воспитательной деятельности (результатам, организации, структуре и содержанию программы духовно-нравственной деятельности, ее информационному оснащению и др.).

Основная цель деятельности воскресных школ – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.

Образовательную деятельность возможно осуществлять только на основании лицензии, поэтому деятельность воскресных школ не рассматривается как образовательная, а является «обучением религии» - термин, содержащийся в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Воскресные школы, обеспечивающие соблюдение условий, необходимых для получения образовательной лицензии, регистрируются как организации дополнительного образования.

Задачамивоскресной школы по отношению к воспитанникам являются:

  • религиозно-нравственное обучение и воспитание;

  • всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству;

  • развитие стремления учащегося воскресной школы к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода;

  • адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

  • формирование общей культуры;

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

Основные направления деятельности воскресных школ: катехизическое; культурно-просветительское (просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие); социальное, военно-спортивное; досуговое; паломническое.

Для достижения уставных целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:

  • проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

  • проведение дополнительных личностно - и социально-ориентированных занятий (художественно-эстетических, социально-педагогических, культурологических, естественнонаучных), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;

  • проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;

  • организацию и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);

  • организацию в установленном порядке досуговых и оздоровительных лагерей, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей;

  • организацию и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов, конференций [8].

Воскресные школы находятся на пороге серьезной реформы. Действующее национальное законодательство, так же, как и нормативные акты Русской Православной Церкви, в настоящее время не содержит такого понятия, как «церковно-приходская школа». Образовательные организации должны содержать в своем названии указание на тип образовательных программ, которые ими реализуются (общеобразовательные организации, организации дополнительного образования и т.д.). Имея статус образовательной организации, воскресные школы обязаны соответствовать всем государственным нормам: иметь соответствующие материально-технические условия - здание, аудитории, отвечающие санитарным нормам, современное оборудование, квалифицированные педагогические кадры, воцерковленные, систематически повышающие квалификацию в центрах развития образования. В связи с тем, что кадровая политика и управление трудовыми ресурсами является одной из важнейших характеристик любой организации, проблема формирования и развития кадрового потенциала воскресной школы является на сегодняшний день одной из актуальных, требующих незамедлительного решения.

Под «персоналом» понимают совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации проектов, эксперты или консультанты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д. Персонал организации независимо от его организационно-правовой формы составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Понятие «кадровый потенциал» не является идентичным таким понятиям, как «персонал» или «кадры». В это понятие включены не только собственно кадры, но и определенный уровень их совместных возможностей для достижения заданных целей.

Кадровая проблема стояла перед организаторами современных воскресных школ еще с первых шагов по их воссозданию - не было достаточного количества подготовленных педагогов. В связи с этим, основную функцию брали на себя священнослужители, имеющие духовное (семинарское или академическое) образование, но не обладающие достаточным педагогическим опытом. В настоящее время ситуация существенно меняется, но проблема кадрового потенциала, по-прежнему, остается не решенной: недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах религиозного содержания и методики преподавания в воскресных школах, текучесть кадров и др.

Воскресной школе требуются высококвалифицированные педагоги, знающие не только свой предмет, но и психологию и психофизиологию ребенка, возрастные особенности детей, методику преподавания вероучительных дисциплин; обладающие способностью на высоком уровне организовать целостный процесс воспитания и обучения религии.

В Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» определены требования к подбору кадров, одним из которых является воцерковленность.

«Воцерковление (оцерковление) – это процесс вхождения человека во Храм как начала его церковной жизни. В широком смысле, «воцерковление» есть длительный путь освоения человеком догматов православной церкви и правил церковной жизни. По сути, это процесс глубоко личного отношения к Богу верующей души. В процессе воцерковления происходит рождение собственного церковного соборного опыта. По православной вере без церкви нельзя достичь животворящего духа любви» [2].

По словам иерея Игоря Киреева, заведующего сектором церковно-приходского образования Отдела образования и катехизации Русской Православной Церкви, «большинство работников церковно-приходского образования не педагоги, а из педагогов большинство зачастую недостаточно воцерковлены [6].

Протоиерей Андрей Милкин, начальник службы протокола архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия поясняет: «Воцерковленный христианин - это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни - спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство - норма жизни…» [3].

С целью решения кадровой проблемы, священноначалием Русской Православной Церкви признается необходимость привлекать и готовить к педагогическому делу богословски образованных мирян, имеющих достаточный опыт церковной жизни.

Согласно нормативным документам, на работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие:

  • среднее или высшее богословское образование;

  • среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

  • начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (для центра духовно-нравственного воспитания), либо необходимые навыки для ведения данных занятий (для прочих воскресных школ).

Учитывая специфику функционирования воскресной школы, как социальной организации, сложность заключается в том, что подготовку (или повышение квалификации) педагогических кадров необходимо осуществлять по двум направлениям:

  • религиозному образованию;

  • по общепедагогическому и специализированным блокам.

На сегодняшний день существующая практика подготовки педагогических кадров не в полной мере удовлетворяет существующие потребности воскресных школ. Основными источниками кадров для воскресных школ являются православные вузы, факультеты, Катехизаторские (богословско-педагогические) курсы, действующие в ряде епархий.

Педагогические работники обязаны: участвовать в жизни прихода; соответствовать образу православного христианина; выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями и трудовым договором; иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия; быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями. К педагогической деятельности в воскресной школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются действующим законодательством Российской Федерации.

Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором (контрактом) с религиозной организацией или центром духовно-нравственного воспитания (при наличии юридического лица). Вопрос педагогического стажа приобретает особую важность в случае, если воскресная школа является основным местом работы педагога - в связи с действующим законодательством, в педагогический стаж включается лишь время, проработанное в учреждении, имеющем лицензию на право образовательной деятельности. В воскресной школе, прошедшей лицензирование, работодателем является непосредственно образовательная организация в лице ее администрации, с которой заключается трудовой договор. Иначе обстоит дело в воскресной школе, не имеющей лицензию: трудовые отношения педагога оформляются с приходом или иной религиозной организацией, в структуру которой входит воскресная школе [5].

В целом, кадровое обеспечение отечественных воскресных школ нельзя охарактеризовать как устойчивое. Исследование проблемы показало, что современные воскресные школы остро нуждаются в решении проблемы высококвалифицированных педагогических кадров, наличии возможности их качественной подготовки.

Анализ научной и специальной литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день существует комплексная проблема развития кадрового потенциала и проработки нормативных документов, обеспечивающих гарантии профессиональной деятельности педагогов воскресной школы.

Литература:
  1. Артемьева Г. Н. Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. №2.

  2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000, 937 стр.

  3. Вопросы православной педагогики.: Вып. 1 / Общ. ред. свящ. А. Владимирова. – М.: Общество «Радонеж», 1992. – 77 с.

  4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3.

  5. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов» (авторы-составители: протоиерей Игорь Груданов, Шиняева Н. А., Попова А. А./ Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), - М, 2010 г.

  6. Сборник докладовXII Международных Рождественских образовательных чтений.- М., 2004. С. 294.

  7. https://pravobraz.ru/dokumenty/ - Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

  8. https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossijskoj-federacii/ - Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации.

Просмотров работы: 745