Особое внимание уделяется на выполнение самостоятельной работы. Задача овладения всеми педагогами вузов теорией компетентностного подхода актуальна в связи с освоением ими методологической стратегии современного высшего профессионального образования, базирующегося на компетентностном подходе. Наше понимание разницы в содержании понятий «компетенция» и «компетентность» совпадает с видением А.В. Хуторского: компетенция – это наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (студента), а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере [13]. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [3]. Отсюда возникают и другого плана цели: освоить деятельностный подход, рассматривающий диалог, сотрудничество, работу в коллективе, в группе или в команде для достижения поставленных целей, что является сегодня проблемой для всех участников образовательного процесса. По мнению О. Е. Лебедева, компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, что также требует определенных способностей обучающегося.
Первоначально, когда в начале 80-х годов прошлого века в педагогике когда зародилась идея компетентностного подхода, речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. О. А. Игумнов отмечает, что компетентность в самом широком смысле в то время понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение» [7].
А. М. Митяева, рассматривая компетентностный подход в проектировании многоуровневого высшего образованиякак перехода отечественнойобразовательной системы в новое качественное состояние на основе реализации компетентностного подхода как методологического принципа проектирования многоуровневого образования [8]. Д. С. Ермаков определяет компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности [9].
В ходе исследования и обобщения существующих подходов к сущности и содержания понятий «компетенция/компетентность» нами были составлены и сформулированы следующие важные характеристики компетентностного подхода: профессиональное образование, в основе которого лежит компетентностный подход, направлено на формирование специалиста, характеризующего личностными, ценностно-смысловыми и социальными качествами; образовательный процесс в рамках компетентностного подхода подразумевает создание для индивида ситуаций, которые включают в себя элемент неопределенности, необходимость выбора, позволяющее задействовать социокультурный опыт студента, а также сформировать необходимые компетенции; качество образования предполагает тесную связь будущего работодателя и студента.
Список литературы
1. Максимова О. Г., Харитонова Л. А. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современноговуза // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11.
2. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6.
3. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб.пос. для вузов по специальности «про-фессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М.: МПСИ, 2012.
4. Зиатдинова Ф.Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе: Дисс. канд. пед. наук. – Ижевск, 2006. – 183 с.,
5. Зиатдинова Ф.Н. Актуализация поликультурного образования в современной школе: учебное пособие / Ф.Н. Зиатдинова. – Уфа: Вагант, 2010. – 124 с.,
6. Зиатдинова Ф.Н., Мухамадеев И.Г. Психология и педагогика. / Модуль: Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная) часть» ФГБОУ ВПО по всем направлениям. Серия 1. /Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство БГАУ, 2012. – 377 с.
7. Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная интернет-конференция, СОФ ВГУ, 20-30.05.2010, г. Старый Оскол.
8. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2012.
9. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. … д-ра пед. наук. М., 2010.