СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Газизова Ю.В. 1
1федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творческое домашнее задание может быть индивидуальным, групповым и даже коллективным, например, задание по выпуску тематического бюллетеня по предмету, составления альбома поговорок, пословиц или загадок, любимых родными и близкими людьми, банка самых трудных учебных задач, описанию наблюдений за природой и т.д. При таких заданиях создается ощущение дееспособности класса и без учителя. Если на уроке мало времени для проведения бригадных форм организации учебного труда, то внеучебная деятельность к этому просто располагает. Класс живет интересным заданием без помощи учителя.

Творческие домашние задания формируют умение рассуждать, мыслить, творить, фантазировать, анализировать, познавать, искать нужную информацию, применять знания и умения уже работая над заданием.[3] Систематическая работа обучающихся дома должна приводить к тому, что обучение не усложняется этими домашними заданиями, а наоборот облегчается, младший школьник получает навыки познавательной деятельности, учиться выполнять работу в срок и добросовестно.

Роль творческого домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся.

Творческая домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления УУД.[5] Домашняя творческая работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Формирование самостоятельности в творческо-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

Качество и культура труда школьников по выполнению творческих домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях творческой и познавательной деятельности младших школьников. Вот важнейшие из этих правил.

1 правило. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.

2 правило. Если творческое домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником.[6] Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению.

3 правило. Приступая к подготовке творческих домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изученного материала.[4] Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить побыстрее и пойти гулять, и другое – когда ученик ставит цель как можно лучше выполнить творческое задание, не торопиться и стремиться к выполнению необычной работы и осмысленному усвоению материала.

4 правило. Выполнять творческое домашнее задание лучше всего несколькими циклами. Это означает, что после выполнения определенного «шага» необходимо сделать перерыв на 10 –15 минут. Циклы особенно эффективны при выполнении творческих заданий высокой степени сложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу. Обычно такие задания учащиеся младших классов оставляют «для родителей» и обращаются к ним за помощью. Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенок не знает решения задачи, решают ее за него и затем объясняют способ решения или (что бывает значительно реже, так как не у всех родителей есть развитые педагогические способности) «наводят» учащегося на правильный способ решения задания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитивное значение, однако если бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был бы значительно выше.

5 правило. Очень важно, чтобы творческие домашние задания выполнялись систематично. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное значение для успеха творческой домашней работы. Оно содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.

Творческое домашнее задание важно задавать за несколько дней вперед, так как оно требует долгой мыслительной и познавательной деятельности.[1] Их следует давать систематически, примерно один раз в две недели и на неделю раньше до срока сдачи. Каждый ребенок работает по мере своих сил и возможностей. Педагог начальной школы понимает, что перегружать заданиями такого вида нельзя, это может отбить интерес к творчеству и познавательной деятельности.[2] И конечно нельзя ограничивать ребенка в своей фантазии и выдумке, не приветствуется при выполнение таких заданий шаблонность.

Система творческих заданийв организации познавательной деятельности младших школьников – это набор предлагаемых домашних заданий направленных на развитие творческой и познавательной деятельности младших школьников.

В структуру системы творческих домашних заданий входят не только упражнения, направленные на формирование творческих способностей, но и на развитие познавательной деятельности младших школьников.

Задания, предлагаемые в системе творческих домашних заданий, можно применять и на различных этапах уроков. Система занятий и упражнений, направленных на развития познавательной деятельности учащихся обеспечивает:

 постепенное формирование и развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста;

 умение преодолевать трудности в обучении;

 формирование универсальных способов действий;

 закладывает фундаментальную основу для развития творческих способностей школьников;

 формирование умения поиска информации;

 развитие самостоятельной деятельности младших школьников;

 формирование умения общаться и выполнять работу в парах и мини-группах;

 развитие кругозора и словарного запаса младших школьников;

 формирование мотивационной сферы к познавательной и творческой деятельности младших школьников.

Цель: развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы, как фундаментальной основы для формирования творческой личности младшего школьника.Реализация цели через систему творческих домашних заданий направленных на формирование познавательной деятельности.Задачи:

1. Формирование и развитие познавательных процессов младшего школьника.

2. Развитие кругозора, обогащение словарного запаса учащихся.

3. Воспитание стремления к самостоятельности, творчеству, инициативе.

Фомы организации творческих домашних заданий различные:

 индивидуальная;

 работа в парах и группах постоянного и сменного состава.

Структура занятий

Структура занятий построена с учётом возрастных особенностей младших школьников, предусматривает:

 частую сменяемость одного вида деятельности на другой;

 постепенное усложнение заданий;

 использование разноуровневое применение творческих домашних заданий.

 сменяемость форм организации творческих домашних заданий;

 увеличение объёма материала;

 наращивание темпа выполняемых заданий;

 создание ситуации успеха, повышение мотивационной сферы младших школьников.

Реализация формирования творческой и познавательной деятельности состоит из четырех этапов:

 формирование и развитие внимания и восприятия (1 четверть);

 памяти (2 четверть);

 мышления (3 четверть);

 воображения и творчества (4 четверть).

Предполагаемый результат:

 улучшаются познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление, в последующем воображение;

 развивается устная и письменная речь;

 повышается качество знаний и уровень обученности детей;

 формируется способность к переносу полученных знаний, умений, навыков на незнакомые ситуации и задания;

 повышается интерес к познавательной и творческой деятельности;

 появляется стремление к самостоятельности, уверенность в своих способностях.

Содержание программы.

1 четвертьОсновные объекты развития – восприятие и внимание (14 часов).

1. Диагностика индивидуальных особенностей восприятия и внимания учащихся, соотнесение их с нормативными данными (1 час).

2. Увеличением объёма внимания (2 часа).

3. Усиление концентрации и устойчивости зрительного восприятия и внимания (3 часа).

4. Усиление концентрации слухового восприятия и внимания (3 часа).

5. Развитие конкретности восприятия (3 часа).

6. Формирование умения распределять внимание (3 часа).

7. Развитие избирательности внимания (3 часа).

8. Итоговая диагностика сформированности восприятия и внимания. Рекомендации по дальнейшему развитию этих познавательных процессов (2 часа).II четвертьОсновной объект развития - память (13 часов).

1. Диагностика индивидуальных особенностей памяти (1 час).

2. Выработка правил запоминания (1 час).

3. Развитие слуховой памяти (2 часа).

4. Развитие зрительной памяти (1 час).

5. Развитие двигательной памяти (1 час).

6. Увеличение объёма памяти (3 часа).

7. Развитие смысловой памяти (3 часа).

8. Развитие оперативной памяти (3 часа).

9. Итоговая диагностика индивидуальных особенностей памяти и выработка рекомендаций по дальнейшему развитию памяти (2 часа).

3 четверть.Основной объект развития - мышление (14 часов).

1. Диагностика индивидуальных особенностей мышления (1 час).

2. Решение конструктивных пространственных задач (2 часа).

3. Оперирование пространственными образами, обобщение их отношений (2 часа).

4. Понимание и устанавливание закономерностей (2 часа).

5. Классификация предметов, явлений по существенным и несущественным признакам (2 часа).

6. Развитие мыслительных операций: сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать (2 часа).

7. Установление связей между понятиями (3 часа).

8. Итоговая диагностика особенностей мышления учащихся (2 часа).

4 четвертьОсновной объект развития - воображение (14 часов).

1. Диагностика индивидуальных особенностей воображения (2 часа).

2. Формирование и развитие воссоздающего воображения (2 часа).

3. Приёмы критического мышления, направленные на развитие творческого мышления и воображения (2 часа).

4. Формирование креативности выполнения заданий.

5. Дивергентные задачи на основе приёмов творческого воображения (3 часа).

6. Оригинальность выполнения заданий.

7. Обобщение знаний о приёмах творческого воображения (1 час).

8. Итоговая диагностика особенностей воображения учащихся.

9. Составление рекомендаций по дальнейшему развитию воображения (2 часа).

В структуру занятий входят и упражнения, направленные непосредственно на развитие познавательной деятельности. Задания к ним составляются таким образом, чтобы при их выполнении дети могли бы проявить творческие способности. Распределение творческих домашних заданий в процессе организации познавательной деятельности младших школьников.

1 четверть – развитие внимания и восприятия

Домашнее задание №1

Составьте таблицу из различных, похожих друг на друга элементов. Сосчитай количество каждого из элементов. Обменяйся с соседом по парте своими таблицами. Сравни свой полученный результат с результатом, который подсчитал одноклассник.

Образец:

Примечание:

Каждый раз составленные учениками таблицы можно менять. Таблицы могут быть составлены более большого объема, в зависимости от подготовленности класса. Таблицы можно использовать на уроках математики и на дополнительных занятиях для развития личности младшего школьника.

Предполагаемый результат:

- ученик проявит свою фантазию, выполняя задания такого вида

- ученик сможет развить внимание

- ученик сможет оперировать своим вниманием, распределять его

- ученик сможет классифицировать и различать объекты нарисованные в таблице

Домашнее задание №2

Нарисуйте две одинаковые картинки, на одной из которых будет не хватать каких либо элементов (не менее 5). Обменяйся рисунками с соседом по парте, и сравните свои результаты.

Образец:

Примечание:

Картинки могут быть использованы по несколько раз.

Предполагаемый результат:

При составлении такого вида заданий обучающийся проявит:

- свои творческие способности

- умение распределять свое внимание

- умение воспринимать нарисованные объекты на форму, цвет, количество

- систематизировать и обобщать элементы на двух картинках

- умение рисовать

Домашнее задание №3

Сшейте дома подушечку (10см на 10см) из разных по фактуре тканей. Обменяйтесь подушечками с соседом по парте, опишите закрытыми глазами материалы, из которых сшита подушечка.

Образец:

Примечание:

Задавая такую домашнюю работу, учитель должен указать на то, что задание должно выполняться под руководством взрослых.

Предполагаемый результат ученик разовьет:

- тактильное восприятие

- мелкую ручную и пальчиковую моторику рук

- свой творческий потенциал

- сможет подключить свою фантазию

- умение работать со взрослыми

Домашнее задание №4

Составьте загадки, задачи на внимание. Загадки могут быть составлены в контексте какого-нибудь предмета (например: русский язык и.д.).

Образец:

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

Ответ: время и температура

Предполагаемый результат при выполнении такого вида заданий:

- ученик проявит свою фантазию

- ученик разовьет свое зрительное и слуховое внимание

- ученик покажет свой кругозор и знание окружающего мира

- ученик, выполняя задание, будет развивать свою письменную и устную речь

- сформируется умение составлять текст

Домашнее задание №5

Зашифруйте письмо к другу. Замените буквы на определенные символы так что бы никто не смог прочитать письмо без определенных символов. Символы запишите в таблицу. Поменяйтесь записками с соседом по парте и попытайтесь разгадать письмо.

Примечание:

Не более 7 слов.

Предполагаемый результат:

- ученик разовьет свое внимание

- сформирует умение работать с таблицами и схемами

- сформирует умение распределять свое зрительное внимание

-сформирует умение концентрировать свое внимание

Домашнее задание №6

Составьте текст с ошибками. Текст можно составить с математическими, орфографическими или смысловыми ошибками. Обменяйтесь с соседом по парте своими текстами и сравните результаты.

Образец:

Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома В чяше леса слышался галасок малинофки.

У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька Около речьки паслос стадо.

Примечание:

Ученик должен посчитать количество сделанных специально ошибок.

Предполагаемый результат выполнения такого вида заданийу:

- ученик сформирует умение зрительно находить ошибки

- ученик сформирует умение работать с текстом

2 четверть- развитие памяти

Домашнее задание №1

Выучить стихотворение.

Образец:

Там на улице холодом веет,

Завывает метель под окном;

Ещё ночь над землей тяготеет,

И всё спит безмятежно кругом.

Я один до рассвета проснулся

И безмолвно камин затопил,

И трескучий огонь встрепенулся

И блуждающий отблеск разлил.

Тяжело мне и грустно мне стало,

И невольно на память пришло,

Как мне в детские годы бывало

У камина тепло и светло.

Предполагаемый результат:

-развитие памяти

Домашнее задание №2

Составить таблицы (3 квадратов на 3 квадрата). Внесите в пустые окошечки разные элементы (например елочки, кружочки, снежинки, квадратики, сердечки). Обменяйтесь с соседом по парте своими таблицами. Через две минуты снова обменяйтесь своими таблицами, и проверьте, верно, ли запомнил одноклассник расположение элементов.

Образец:

Примечание:

Таблицы могут использоваться учителем несколько раз.

Предполагаемый результат:

- развитие воображение

- развитие творческих способностей

- развитие внимания и памяти

Домашнее задание №3

Составить рассказ на 3 мин. Обменяться своими рассказами с соседом по парте, прочитать 2 раза рассказ. Перескажите рассказ своему товарищу.

Примечание:

Задание может использоваться как на работу дома, так и на работу в классе.

Предполагаемый результат:

- развитие воображение

- формирование умения работать с текстом и составлять его

- развитие зрительной и слуховой памяти

- развитие умения работать в паре

Домашнее задание №4

Заучить 3 скороговорки.

Примеры: Выдра в ведро от выдры нырнула.Выдра в ведре с водой утонула.

Предполагаемый результат:

- развитие памяти

- развитие артикуляционного аппарата

Домашнее задание №5

Зарисовать ключевые слова (либо ассоциации) по пройденной теме по математике (например «Производительность»), не пользуясь учебником, т.е. нужно записать ключевые слова по памяти.

Примечание:

Такого вида домашние задания могут использоваться учителем не только один раз в неделю, а могут использоваться на каждом уроке.

Предполагаемый результат:

- развитие творчества

- развитие памяти

- закрепление пройденного материала

3 четверть- развитие мышления.

Домашнее задание №1

Выбрать любые 5 пословиц и подготовить объяснение. И нарисовать иллюстрацию к одной из пословиц.

Предполагаемый результат:

- развитие умения выделять

- развитие умения понимать смысл фразеологических оборотов речи

- развитие творчества детей

Домашнее задание №2

Составить слова из данных букв: а,п,р,о,и,т,д,к,о. Используя буквы только один раз.

Предполагаемый результат:

-развитие умения классифицировать, анализировать, систематизировать различные объекты

- развитие творческих способностей

Домашнее задание №3

Составить ребусы по окружающему миру на пройденные темы: «русское государство», «русский быт», «Куликовская битва», «Ледовое побоище» и т.д.

Образец:

Примечание:

Ребусы могут быть составлены по другим предметам (например: математика).

Предполагаемый результат:

- развитие творчества

- развитие умения анализировать, классифицировать, выделять общие признаки, логически приходить к правильному ответу.

- развитие зрительного внимания

- развитие концентрации внимания

Домашнее задание №4

Разделив листок А4 на 4 части нарисовать 4 изображения к произведению «корзина с еловыми шишками», в котором одно из изображений не будет относиться к этому произведению т.е. четвертая картинка будет лишняя.

Примечание:

Задание может использоваться и по другим произведениям.

Предполагаемый результат:

- развитие творчества

- развития умения составлять логические связи

- развитие умения классифицировать

- развитие внимания и памяти

Домашнее задание №5

Восстановите логическую последовательность текста.

Образец:

Стары лбеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Примечание:

Может использоваться разные тексты с нарушение логики высказывания.

Предполагаемый результат:

- развитие логического мышления

- развития внимания

- развитие умения работать с текстом

- развитие умения сравнивать

Домашнее задание №6

Логически продолжите сказку.

Образец:

В золочёной колесницеехал царь к своей царице.Вдруг откуда-то из лесавышла юная принцесса…..

Примечание:

Могут использоваться различные начала для продолжения сказок или текстов.

Предполагаемый результат:

- развитие воображения

- развитие письменной речи

- развитие умения работать с текстом

- развитие логического и критического мышления

4 четверть- развитие воображения и творчества.

Домашнее задание №1

Составьте рассказ по картинкам.

Образец:

Примечание:

Могут использовать различные картинки.

Задание может использоваться наоборот, т.е. обучающиеся должны будут нарисовать рассказ.

Предполагаемый результат:

- развитие творчества

- развитие логического мышления

- развитие внимания и воображения

Домашнее задание № 2

Сочинение стихотворений на темы: Весна, школа, семья, город и т.д.

Предполагаемый результат:

- развитие воображения

- развитие умения работать с текстом

Домашнее задание №3

Составление брошюр ко Дню победы, правила дорожного движения и т.д.

Образец:

Предполагаемый результат:

-развитие воображения

- развитие кругозора

- развитие умения классифицировать

Домашнее задание №4

Составление мини-альбомов на темы: «Мир вокруг нас», « Моя семья», « Россия», « Британия», «Китай» и т.д.

Предполагаемый результат:

- развитие воображения и творчества

- развитие кругозора

- -развитие умения поиска информации

Домашнее задание №5

Составление кроссвордов на пройденные темы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению и т.д.

Предполагаемый результат:

-развитие воображения и творчества

- развитие внимания

- развитие мышления

Домашнее задание № 6

Сочините историю, которая никогда в жизни бы не произошла.

Предполагаемый результат:

- развитие воображения

- развития умения работать с текстом

Домашнее задание №7

Составьте сценарий к сказке «Колобок», «Лиса и волк», « Три поросенка» и т.д.

Предполагаемый результат:

- развитие воображения и творчества

- развитие умения работать с текстом

- развитие умения распределять и классифицировать различные объекты

Домашнее задание №8

Сочините фантастический проект и защитите его.

Образец:

Машина, которая умела бы летать или компьютер, который мог бы читать ваши мысли и т.д.

Предполагаемый результат:

- развитие воображения и творчества

- развитие умения работать с текстом

- развитие умения защищать и отстаивать свои идеи

- развитие умения распределять и классифицировать различные объекты

Домашнее задание №9

Нарисуйте и опишите героя вашей мечты.

Предполагаемый результат:

-развитие воображения и творчества

- развитие внимания

- развитие мышления

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Количество часов

1 четвертьОсновные объекты развития – восприятие и внимание (9 часов).

Диагностика индивидуальных особенностей восприятия и внимания учащихся, соотнесение их с нормативными данными

1 час

Увеличением объёма внимания

2 часа

Усиление концентрации и устойчивости зрительного восприятия и внимания

1 час

Усиление концентрации слухового восприятия и внимания

1 час

Развитие конкретности восприятия

1 час

Формирование умения распределять внимание

1 часа

Развитие избирательности внимания

1 час

Итоговая диагностика сформированности восприятия и внимания. Рекомендации по дальнейшему развитию этих познавательных процессов.

1 час

II 2 четвертьОсновной объект развития - память (9 часов).

Диагностика индивидуальных особенностей памяти

1 час

Выработка правил запоминания

1 час

Развитие слуховой памяти

1 час

Развитие двигательной памяти

1 час

Развитие зрительной памяти

1 час

Увеличение объёма памяти

1 час

Развитие смысловой памяти

1 час

Развитие оперативной памяти

1 час

Итоговая диагностика индивидуальных особенностей памяти и выработка рекомендаций по дальнейшему развитию памяти

1 час

3 четверть.Основной объект развития - мышление (8 часов).

Диагностика индивидуальных особенностей мышления

1 час

Решение конструктивных пространственных задач

1 час

Оперирование пространственными образами, обобщение их отношений

1 час

Понимание и устанавливание закономерностей

1 час

Классификация предметов, явлений по существенным и несущественным признакам

1 час

Развитие мыслительных операций: сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать

1 час

Установление связей между понятиями

1 час

Итоговая диагностика особенностей мышления учащихся

1 час

4 четвертьОсновной объект развития – воображение и творчество (8 часов).

 

Диагностика индивидуальных особенностей воображения

1 час

Формирование и развитие воссоздающего воображения

1 час

Приёмы критического мышления, направленные на развитие творческого мышления и воображения

1 час

Формирование креативности выполнения заданий.

1 час

Дивергентные задачи на основе приёмов творческого воображения

1 час

Оригинальность выполнения заданий.

1 час

Обобщение знаний о приёмах творческого воображения

1 час

Итоговая диагностика особенностей воображения учащихся. Составление рекомендаций по дальнейшему развитию воображения

1 час

Литература

1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. [Текст] // Л.А. Ашевская. - Начальная школа. – 2013. - № 6. – С. 21-25.

2. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения [Текст] / М.С. Гафитулин. – Фрунзе.: 2011.-578с.

3. Древелов Х. Домашние задания. [Текст]/ Х. Дрелов.- М.: Просвещение, 2012. – 225 с.

4. Лук А.Н. Психология творчества. [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1988.-598с.

5. Тургель В.А. Творческая деятельность младших школьников как основа развития личности. [Текст]/ В.А. Тургель. - М.: Согласие, 2012. – с. 374.

6. Якимов, Н.А. Творческая деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов. //«Начальная школа плюс До и После» - 2013.- №6. – С. 48-51.

Просмотров работы: 3964