Tags: patriotism, patriotic education, historical consciousness, historical reconstruction.
В условиях трансформации российского общества формирование исторического сознания у подростков становится актуальной проблемой на современном этапе в обществе. Одним из важных аспектов патриотического воспитания является развитие и углубление знаний об истории и культуре своей страны.
Понятие патриотизм (от греч. patris – родина) имело различное значение и прошло путь от любви и уважения к семье до любви к государству. Патриотизм – это любовь к своей Родине, готовность пожертвовать всем своим личным ради общественного блага, гордость за достижения своей страны и осознание всех его исторических ошибок. Патриотизм представляет собой многогранное явления (поликомпонентное свойство), интегрирующее в себе социальные, политические, культурные, духовно-нравственные и исторические компоненты [2].
Проблема формирования патриотического воспитания современной молодежи получила широкое распространение в современном научном обществе. В электронном научно-практическом журнале «Психология, социология и педагогика» под общей рубрикой опубликовала свою работу директор Центра развития творчества детей и юношества имени Ивана Яковлева Петрова Л. А. под названием «Формирование патриотизма». В своей работе Петрова Л. А. рассматривает данную тему в общем масштабе, охватывая все аспекты формирования патриотизма у школьников [4]. А вот уже Герасимова А. А. в своей диссертации на тему «Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества» уже конкретизирует данную проблему и проводит исследование среди граждан нашей страны [1].
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность образовательных учреждений по формированию у растущих граждан исторического сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, гордость за свою Родину и выполнение гражданского долга. Одним из компонентов патриотического воспитания является историческое сознание. Историческое сознание в какой-то степени свойственно всем людям и народам. Оно включает в себя память о прошлом, само отношение к прошлому и интерес к нему. Историческое сознание – как часть общественного сознания. Следовательно, историческое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, историческом, нравственном, эстетическом, религиозном и т.д. Оно обладает относительной самостоятельностью и способно опережать общественное бытие, отставать от него и прочее [3].
Для объекта исследования мы выбрали учеников 6-х классов МБОУ «Лиманская СОШ №1», так как практически все дети пересекают в 12-13 лет рубеж подросткового возраста. А именно подростковый возраст считается синзитивным – чувствительным для восприятия информации. В этот период у ребят происходит процесс формирования системы личностных ценностей, исторического сознания и самосознания.
Предметом нашего исследования мы выбрали состояние исторического сознания у подростков.
Целью нашего исследования стало определить реальное состояние исторического сознания у учеников 6-х классов «Лиманской СОШ №1» .
В ходе нашего исследования мы провели анкетирование по выявлению уровней исторического сознания (низкий, средний и высокий) среди учащихся 6-х классов МБОУ «Лиманской СОШ №1». Объем нашей выборки составил 42 человека, среди которых 19 мальчиков и 23 девочки.
Анкета, составленная нами, состояла из двух блоков вопросов: когнитивного и эмоционального характера. Она включала в себя как закрытые (Вы патриот своей страны? Хотели бы Вы жить в другой стране? Гордитесь ли Вы своей страной?), так и открытые (Кто такой патриот? Кто из ваших родственников принял участие в Великой Отечественной войне?) вопросы. Полученные ответы мы проанализировали и выявили что, большинство учеников 6-х классов МБОУ «Лиманской СОШ №1», а именно 26 учащихся, имеют средний уровень, 12 учащихся низкий уровень, а 4 – высокий уровень исторического сознания. По полученным данным мы составили диаграмму под названием «Уровень развития исторического сознания» (Рис. 1.), куда внесли результаты первого анкетирования.
Так как результаты анкетирования нас не воодушевили, мы решили провести экпериментальную игру-постановку, воссоздать исторические события Куликовской битвы 1380 года. Именно по учебной программе в 6-х классах как раз изучают данную тему, что впоследствии при подготовке к игре-постановке закрепит ранее изученный материал по истории в наглядном виде.
В научной дисциплине Живая история игра-постановка называется бугурт – историческая реконструкция полевых сражений. А историческая реконструкция – это воссоздание исторических событий с использованием археологических, письменных и изобразительных источников. Но для школьников назовем ее игра-постановка.
Суть игры-постановки, будет заключаться в том, чтобы ученики полностью погрузились в историческое прошлое Средневековой Руси и создали исторический комплекс, состоящий из костюмов, доспехов, оружия и бытовых принадлежностей соответствующего исторического периода.
За два месяца до проведения нами игры-постановки, мы разделили учащихся в соответствии с историческими данными на 2 команды: 6 «А» класс – русское войско во главе с Дмитрием Донским и 6 «Б» класс – войско Золотой Орды во главе с Мамаем. Такое деление позволит учащимся каждого класса сплотиться и стать дружной командой.
Ребятам мы поручили узнать как можно больше о событии Куликовской битвы 1380 года, еще раз повторить историю этого сражения, подготовить для своей команды костюмы, оружие и доспехи. Мы также рассказали им, как была организована расстановка сил двух лагерей на Куликовском поле, и как проходил сам бой поэтапно.
За месяц мы встретились с учениками 6-х классов снова и обсудили нюансы игры-постановки: еще раз повторили расстановку сил на поле, обсудили и подсказали идеи по созданию костюмов, оружия и доспехов, ответили на все вопросы ребят. На нашем «маленьком заседании» мы выбрали место игры-постановки – школьное футбольное поле.
Перед исторической реконструкцией ученикам 6-х классов был проведен инструктаж по технике безопасности. За час до игры-постановки ученики сами создавали историческую атмосферу того прошлого: ставили лагерь, изготавливали доспехи, готовили оружие. Школьники воочию увидели нехрестоматийную историю своей страны, познакомились с культурой и бытом разных народов. У детей была возможность познакомиться с технологией по созданию оружия, доспехов и предметов быта. Сцену сражения разыгрывали в соответствии с историческим источником, для этого мы специально и выбрали школьное футбольное поле как Куликовское. Эпическое сражение, боевой клич, расстановка сил на поле боя, все это вызвало море позитивных эмоций у школьников, зарядило энтузиазмом для дальнейшего изучения истории своего Отечества.
После проведенной нами реконструкции по воссозданию Куликовской битвы 1380 года, мы провели повторное анкетирование. Полученные данные второго анкетирования показали следующий результат: 31 учащийся имеет средний уровень, 4 учащихся низкий уровень, а 7 – высокий уровень исторического сознания. Полученные данные мы проанализировали, и внести в диаграмму «Уровень развития исторического сознания» (Рис.1.) для сравнения с первым анкетированием.
Сравнивая результаты первого и второго анкетирования, мы видим, что число учащихся 6-х классов МБОУ «Лиманской СОШ №1» со средним уровнем развития исторического сознания возросло на 5 человек, а с высоким на 3. Что касаемся же низкого уровня развития исторического сознания, то он с 12 человек понизился до 4.
Проведенное нами исследование показывает, что формирование исторического сознания посредством игровой деятельности, а именно проведенная нами игра-постановка среди учащихся 6-х классов «Лиманской СОШ №1» является эффективным методом для повышения уровня исторического сознания у младших подростков. Исходя из этого, мы предполагаем, что историческая реконструкция играет важную роль в формировании исторического сознания школьников. Поэтому мы рекомендуем школам проводить такие игры-постановки среди учеников хотя бы раз в полугодие, в виду организационной сложности.
Рис. 1. Уровень исторического сознания
Список литературы:
Герасимова А. А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://discollection.ru/article/18092007_gerasimova_anastasija_aleksandrovna_80616
Морозова Т. И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2010. - №14
Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013 — 156 с.
Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 12.11.2015).