Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Данная тема актуальна в современном мире, так как методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС).
Цель исследования– разработать комплекс проектов по геометрии и методические рекомендации по их использованию.
Объектом исследования является процесс обучения геометрии в школе.
Предметом исследования является использование метода проектов в процессе обучения геометрии.
Гипотеза исследования: целенаправленное использование комплекса проектов по геометрии с помощью разработанных методических рекомендаций будет способствовать повышению уровня успеваемости.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании геометрии.
3. Создать комплекс проектов по геометрии.
4. Описать проведение педагогического эксперимента.
В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и ученика. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся, как отмечает Л. В. Черепанова [Черепанова, 2006, с. 4], осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно не хочет учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [Полат, 2007].
Как отмечает Н. А. Краля [Краля, 2005, с. 59], проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
С точки зрения О. В. Брыковой и Т. В. Громовой, метод проектов – это «педагогическая технология, ориентированная не интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде» [Брыкова, Громова, 2011, с.10].
В ходе проведенного исследования нами разработаны учебные проекты для учащихся, учителей, составленные на основе выделенных нами методических рекомендаций.
Учебный проект для учащихся 7 класса «Орнамент в геометрии»
В данном проекте ученикам предоставляется возможность глубже узнать о своей национальной культуре с помощью наблюдения, исследования и поисковой деятельности.
В каждом классе дети разных национальностей, и каждому ученику будет интересно познать свою культуру, узнать свои традиции, а именно какие национальные орнаменты в их народе присутствуют.
Перед учениками ставится несколько задач, которые они должны решить. Учащимся нужно ознакомиться с происхождением своего национального орнамента, с различными названиями и с их применением. Научиться анализировать схемы орнаментов, используя знания этнографического материала, а также их проиллюстрировать. Придумать свой орнамент и рассказать его значение. Свою исследовательскую работу оформить в творческие проекты.
Учебный проект для учащихся 8 класса «Государство загадочных четырехугольников»
Ученикам также предлагается ответить на основополагающие, проблемные и учебные вопросы. Учителю необходимо поделить учащихся на группы. Каждой группе предлагаются задания, которые они выполняют с помощью поисково-исследовательской деятельности.
Группе историков нужно найти информацию об истории происхождения терминов: «трапеция», «ромб», «параллелограмм», «квадрат», «прямоугольник».
Группе теоретиков ответить на два главных вопроса: что общего между жителями четырехугольного государства, и каковы особенности каждого члена государства четырехугольника?
Группе практиков нужно исследовать геометрию в быту, в природе, в быту, и ответить на вопрос где проявляются четырехугольники в окружающем нас мире.
Каждой группе, по окончании своей исследовательской работы, нужно оформить свои работы в творческие и нарисовать плакаты, которые будут содержать смысл и суть проделанных работ.
Учебный проект для учащихся 9 класса «Мир координат»
В этом проекте учащимся предлагается каждому индивидуально создать свой творческий проект, в котором они будут рассматривать, и изучать мир координат.
Как для любого изучения новой темы нужно рассмотреть с помощью различной литературы и ресурсов историю возникновения и развития системы координат, классификация систем координат.
Каждому ученику нужно углубиться в тему системы координат, узнать применение координат в практической деятельности человека. Также предлагается рассмотреть виды различных кривых, которые нередко возникают при решении различных задач в физике.
Использование метода проектов в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Использованная литература
1. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: «Чистые пруды», 2011. – 210 с.
2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. – Омск: ОмГУ, 2005. – 247 с.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Под ред.Е.С. Полаг. – М., Академия, 2007. – 272 с.
4. Черепанова Л.В. Проектная деятельность // Русская словесность. – 2006. - №5. – С. 15 – 18.