ОСНОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Такое явление, как коррупция, в настоящее время в большей или меньшей степени существует в любом государстве мира. Существование коррупции не зависит ни от политического режима, ни от экономической системы в каждой конкретной стране. При этом в каждом государстве коррупционные проявления имеют свои существенные особенности и свою историю развития, в связи с чем процесс противодействия коррупции в разных странах одновременно и схож, и различен.

Однако и сегодня российское законодательство содержит целый ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективного противодействия коррупции как опасному социально-негативному явлению. Основные из этих недостатков носят системный характер и требуют самого внимательного отношения и, кроме того, политической воли к их устранению.

В данной статье хотелось бы остановиться на социальных и юридических основах противодействия коррупции в российских условиях, для чего постарается выделить основные проблемы, существующие на данном направлении, и предложить возможные пути их решения[1, с. 56-69].

1. Правильная постановка вопроса об объекте противодействия о том, что такое коррупция, где и когда она берет свое начало.

Перед тем как приступать к борьбе с каким-либо явлением, необходимо четко себе представлять, с чем предстоит бороться. В связи с этим стоит отметить, что коррупцию можно понимать в двух основных значениях. Первое значение состоит в том, чтобы представлять коррупцию как определенный перечень преступлений и иных правонарушений, связанных с использованием должностными лицами своего должностного положения в целях извлечения какой-либо выгоды. По этому пути пошел российский законодатель, дав определение коррупции в Федеральном законе«О противодействии коррупции». Однако, несмотря на то, что данное определение в целом основано на представлениях, изложенных в международно-правовых документах, приходится констатировать, что это не определение коррупции как явления, а простой перечень коррупционных правонарушений.

Поэтому, на наш взгляд, более уместным является понимание коррупции во втором значении. Здесь коррупция предстает как сложное социально-юридическое явление, порожденное определенными социальными противоречиями и затрагивающее практически все общественные процессы. Коррупции всегда сопутствует разложение политической и экономической системы общества, результатом чего становится тотальное недоверие общества к государству и его структурам.

Стоит надеяться, что, определяя такое сложное явление, как коррупция, законодатель со временем также уйдет от простого перечисления коррупционных правонарушений.

2. Учет российской специфики развития коррупционных проявлений.

В каждой отдельной стране коррупция имеет свои исторические, социально-политические и даже этнические особенности. В России на протяжении веков развивалась теория о том, что государственный интерес первичен по отношению к интересу гражданина, и в силу этого обстоятельства гражданин практически всегда подпадал под произвол государства.

Необходимо также отметить, что на Руси в течение довольно долгого времени существовала так называемая система кормлений, которая представляла собой вид пожалования князей своим должностным лицам, когда княжеская администрация содержалась за счет местного населения в течение периода службы. Однако приходится констатировать тот факт, что и в XXI в. данная система имеет в нашей стране свои отголоски. Ее живучесть объясняется прежде всего крайне низким материальным обеспечением государственных служащих, с одной стороны, и предоставлением им больших полномочий - с другой. Эти факторы приводят в итоге к злоупотреблению государственных служащих своими служебными полномочиями и нанесению ущерба государственным и общественным интересам.

Коррупция же имеет место там, где уже построено правовое государство и созданы все предпосылки для качественного осуществления государственных функций. В силу этого необходимо признать, что коррупционные проявления, свойственные России, зачастую до сих пор являются отголосками существовавшей некогда системы кормлений, и в силу этого они требуют специфических мер по противодействию, которые обусловлены историческими и социально-политическими особенностями.

3. Срочное внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство.

В настоящее время существуют некоторые юридические реалии, которые сводят на нет все эти благие устремления. В настоящее время складывается ситуация, когда состояние самого российского законодательства во многом способствует распространению и живучести коррупции. Речь идет прежде всего об уголовном законодательстве.

Следует согласиться с утверждением, что в целом действующее антикоррупционное уголовное законодательство России заслуживает положительной оценки. Явные недостатки борьбы с коррупционными преступлениями наблюдаются в первую очередь на этапе правоприменения.

4. Использование зарубежного опыта противодействия коррупции.

В деле противодействия коррупции исключительно важное значение должно иметь использование положительного зарубежного опыта. При учете российской специфики проблемы использование уже проверенных мер по противодействию коррупции оказывается весьма полезным. Поэтому очень интересен опыт тех государств, которые сравнимы с Россией по численности управленческого аппарата: США, Германии, Великобритании, Франции, Китая и некоторых других. В данных странах противодействие коррупции уже приобрело во многом системный характер, хотя при этом они используют совершенно разные подходы. Так, например, достижением Соединенных Штатов является то обстоятельство, что там практически отсутствует тот массив иммунитетов должностных лиц, который так свойствен в настоящее время России. В силу этого чиновник любого уровня может быть привлечен к реальной уголовной ответственности после отрешения его от занимаемой должности. Кроме того, в США действует эффективный общественный контроль за деятельностью государственного аппарата, и в силу этого любое коррупционное проявление приобретает негативный общественный резонанс.

В Китае в деле противодействия коррупции преобладают репрессивные меры. В этой стране действует Антикоррупционный комитет и установлена смертная казнь за коррупционные преступления. Однако, несмотря на то, что за последние годы более тысячи человек подверглось смертной казни за преступления подобного характера, коррупция в Китае не исчезла.

В итоге можно сделать вывод, что России следует изучать подходы, используемые в различных странах, однако при этом не идти по пути их слепого копирования, а отобрав лучшее, адаптировать их к нашим историческим и социально-политическим условиям.

5. Повышение открытости деятельности государственных органов как фактор, способствующий снижению коррупции.

Негативной стороной деятельности государственного аппарата в России является его полная информационная закрытость, в силу чего создается почва для коррупционных проявлений. У большинства граждан, когда-либо имевших опыт обращения в органы исполнительной власти по какому-либо вопросу, как правило, оставалось от этого не самое благоприятное впечатление. А между тем сами эти органы предназначены для того, чтобы оказывать гражданам различного рода услуги и содействовать им в реализации их прав и свобод. В связи с этим в Концепции административной реформы была поставлена цель повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повысить открытость деятельности государственных органов, что во многом должно содействовать преодолению коррупции. И все же на протяжении нескольких лет прослеживается устойчивая тенденция к решению этой проблемы.

Во-первых, ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» провозгласила открытость информации о деятельности государственных органов и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Во-вторых, также в 2006 году был наконец принят Федеральный закон«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». На основании данного Федерального закона большинством государственных органов уже разработаны ведомственные инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан.

В-третьих, повышению открытости государственных органов для общества содействует принятие и практическая реализация административных регламентов по предоставлению конкретных государственных услуг.

Представляется, что данные меры должны найти свое отражение и в специализированном антикоррупционном законодательстве.

6. Повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

В отличие от США и западноевропейских государств, в России пока не создан эффективный механизм общественного контроля за деятельностью государственных органов. Нет в нашем обществе и однозначного осуждения коррупционных проявлений. В условиях отсутствия общественного контроля роль административного усмотрения чиновников возрастает до невероятных размеров, что является недопустимым для развитого гражданского общества. Поэтому важнейшей государственной задачей в настоящее время является создание такого механизма, который позволит существенно снизить живучесть коррупции.

Таким образом, нами выделены конкретные социальные и юридические основы противодействия коррупции в Российской Федерации, которые одновременно представляют собой и направления действий государства и его органов. Конечно, автор не позиционирует свои предложения как истину в последней инстанции. Однако при этом, по мнению автора, действия в рамках данных выделенных направлений должны существенно повысить эффективность противодействия коррупции в России и вывести деятельность государства в этой сфере на качественно новый уровень.

Список использованной литературы:

1. Винокуров, В. Н.. Значение непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 139 УК РФ, для определения понятия «жилище»: уголовное право / В.Н. Винокуров, В.В. Шелестюков. –М.: Норма, 2013. – 674 с.

Просмотров работы: 802