Проведя анализ существующих определений коррупции, изложенных как в международном законодательстве, так и в российском праве, а также в ряде других источников, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, какого-либо общепринятого определения коррупции не существует.
Во-вторых, изученные определения имеют общие признаки, в частности, в них коррупция описывается как социальное явление, в котором с одной стороны участвуют должностные лица, с другой – иные лица, в том числе и граждане, но, к сожалению, такая позиция прослеживается не во всех определениях. Часть исследователей по прежнему считает, что коррупционные преступления совершаются исключительно лицами, занимающими различные должности в органах власти, а также коммерческих и иных организациях, что, конечно же, является заблуждением, ведь действия граждан, направленные на побуждение должностных и служебных лиц совершать коррупционные деяния, также носят коррупционный характер и преследуются по закону, в том числе и уголовному.
В-третьих, действия и тех и других лиц, указанных в предыдущем пункте, направлены на извлечение материальных и нематериальных благ для себя или в пользу третьих лиц.
В-четвертых, эти действия противоречат общепринятым нормам поведения, а также законным интересам общества и государства и наносят ущерб авторитету государственной власти.
В этой связи - объединив ключевые признаки коррупции, выявленные в ходе исследования, можно выработать такое определение коррупции, которое всесторонне охватывало бы все основные аспекты коррупции, изложив его в следующей редакции: коррупция – любое использование должностных, служебных или иных полномочий, дающих право осуществлять властные, организационно-распорядительные, административно- хозяйственные или иные функции, затрагивающие интересы государства, коммерческих или иных организаций, общества или отдельно взятых граждан, с целью получения материальных и/или нематериальных преимуществ для себя, либо в пользу третьих лиц, равно как и обещание, предложение, предоставление или посредничество в предоставлении государственному служащему, должностному или иному лицу, обладающему указанными полномочиями, лично или через посредника каких-либо материальных и/или нематериальных преимуществ с тем, чтобы это лицо использовало свои полномочия с целью получения материальных и/или нематериальных преимуществ для себя или третьих лиц.
Список использованной литературы:
О противодействии коррупции: федер. Закон : [принят Гос. Думой 19.12.2008, одобрен Советом Федерации 22.12.2008, с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 ноября 2015 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.