Мы решили провести исследование, в ходе которого хотели выяснить основные проблемы потребительского права. Для выявления этих проблем, мы использовали метод социологического опроса.
Целью исследование было:
1. Определить, знают ли люди на улице свои права потребителя, и органы которые их защищают.
2. Выявление проблем продовольственных магазинов, которые беспокоят граждан
Было опрошено 50 человек, из них 30 женщин и 20 мужчин. И мужчины и женщины принадлежали к разным возрастным категориями, но в основном, преобладали две возрастные группы: от 18 до 25, и от 25 до 40 лет включительно. Следует заметить, что в данном исследовании возраст граждан играл второстепенную роль, т.к. все мы являемся потребителями продовольственных товаров, вне зависимости от нашего возраста.
Опрошенным было задано три вопроса:
1. Вы знаете свои права потребителя, когда покупаете продукты в продовольственных магазинах?
2. Вы знаете, где находится местное отделение Роспотребнадзора в вашем городе, и знаете ли вы контактные данные, по которым можно связаться с данной организацией?
3. При покупке продуктов, ваши права потребителя были когда-либо нарушены? Если да, то в чем это проявлялось?
Анализ полученных данных оказался неутешительным. На первый вопрос, касательно, знания своих прав потребителя в продуктовой сфере, утвердительно ответило всего 18%, после чего они назвали несколько из них. 24% ответили, что не знают, но им не составит труда найти данную информацию в Интернете. Стоит заметить, что таким образом, на данный вопрос ответило больше всего людей, возрастной группы от 18 до 25. Отрицательный же ответ на поставленный вопрос дали 58% опрошенных граждан.
На второй вопрос, касающийся места нахождения и контактных данных органов Роспотребнадзора, положительно ответили 38% опрошенных. Остальные 62% сказали, что не владеют такой информацией.
Третий вопрос, касающийся, нарушения прав потребителей в продуктовых магазинах, показал, что 28% опрошенных получали качественное обслуживание, а 72% граждан заявили, что они не были довольны качеством оказанных услуг или купленным товаром, так же они ответили, что именно их не устроило.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем в сфере защиты прав потребителей. Из них мы взяли наиболее повторяющиеся и важные проблемы, которыми оказались 2 темы:
Не образованность населения в своих правах
Грубое отношение персонала магазина
Прежде всего, основной проблемой является правовая не образованность населения. Люди, не знающие своих прав, не могут с достаточной точностью сказать, нарушены их права, и если они нарушены, то в какой степени. Именно по этому, на наш взгляд, и происходит большинство проблемы в сфере защиты прав потребителей. К примеру, человек знает, что его права нарушены, но он в недоумении, что делать в такой ситуации и в конце концов все сводится к бездействию, или что еще хуже к не культурному поведению.
Для того чтобы решить эту проблему, мы предлагаем ввести дополнение к статье 11.2 «Общественно-научные предметы» в «Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в виде предмета «Уроки общественного права», который будет рассказывать о тех правах и законах, которые являются важными и повседневными для всех без исключения людей[4].
Следующей важной проблемой, на наш взгляд является несоответствующие поведение работников магазина. Наилучшим примером может служить оскорбления со стороны сотрудников магазина. Для решения данной проблемы, мы посчитали необходимой ввести, это дополнение к ст. 5.61 КоАП, в виде 4 п. «Оскорбление лица сотрудником, находящемся при выполнении трудовых обязанностей»[2].
Мы исходим из того, что продавец товаров, либо услуг, должен иметь определенные нормы морали и профессиональной этики, и если же данный человек не может их соблюдать, он должен понести заслуженное наказание. За данное нарушение мы считаем необходимым назначать штраф на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
«Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться», так сказал Жан Антельм Брилья-Саварен, француский юрист и философ. С ним очень сложно не согласиться. От качества пищи и от того, как мы ее едим, зависит то, кем нас видят окружающие люди: человеком, умным человеком либо животным.
Современные торговые сети и продовольственные магазины все чаще пренебрегают всем, ради получения наибольшей прибыли. В настоящее время никого не удивишь купленной в магазине слегка вздутой банкой сметаны. Нормальным становится покупать «дешевые», не до конца сгнившие яблоки; сельдь, которой до конца срока годности остается два дня. Чаще всего, такие продукты, после обнаружения плохого качества, идут в мусорный бак. А соответственно, туда же идут и деньги данного человека.
Вместо этого, можно было бы обратиться в отделение Роспотребнадзора и с помощью данной федеральной службы отстоять свои права. По нашем мнению, такое бездействие люди проявляют от того, что не знакомы с правовыми особенностями прав потребителя, что является важной проблемой продовольственной сферы. Это было подтверждено благодаря данному исследованию.
В заключение стоит заметить, что одно знание закона не сможет вас защитить. Необходимо желание - бороться за свои права и добиваться справедливости.
Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2002 г. № 1 (ч. 1). ст. 1 с изм. и допол. в ред. от 14.12.2015
3. «Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140
4. «Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»