Проектную деятельность в контексте данной работы определим как одно из средств педагогической деятельности, направленной на углубление базы знаний учащихся, позволяющий приобщить знания, полученные на уроках, к решению конкретных жизненных задач, а также позволяющий развивать логическое и творческое мышление учащихся.
Прежде чем говорить об особенностях проектной деятельности как педагогического средства необходимо сказать несколько слов о ее истории.
Метод проектов как педагогическое средство зародился во второй половине XIX века. Данный метод применялся в сельскохозяйственных школах США. Основоположником метода проектов является американский философ – идеалист Джон Дьюи (1859-1952) .
Согласно его идеологии, истинным и ценным может являться только то, что может принести людям пользу, что дает практический результат и ориентированно на благо всего общества [1, с. 1].
С. Л. Еркина считает, что проектная деятельность может быть эффективно использована с начальной школы, не заменяя традиционную систему обучения, а дополняя и расширяя ее.
Метод проекта - одна из личностно-ориентированных технологий, целью которой является развитие творческого и критического мышления, познавательных навыков обучающихся, а также развитие умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Задачами проектно-исследовательской деятельности в начальной школе являются:
обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
умение анализировать (креативность и критическое мышление);
умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
В процессе образования в начальной школе используются разнообразные виды проектов, например: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные; групповые и индивидуальные; предметные, межпредметные, социальные и другие.
Проекты в начальной школе могут быть представлены в следующих формах: информационно-реферативные (написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы); проблемно-реферативные творческие (предполагающие сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы); экспериментальные (описывают научный эксперимент, имеющий известный результат); натуралистические и описательные (направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления); исследовательские (выполненные при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления); практические (основной целью которых является не только разработка проблемы, но и ее реализация); изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы; презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации.
В процессе проектной деятельности у младших школьников наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения:
1) рефлексивные: а) умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний; б) умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2) исследовательские: а) умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; б) умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; в) умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); г) умение находить несколько вариантов решения проблемы, д) умение выдвигать гипотезы; е) умение устанавливать причинно-следственные связи;
3. навыки оценочной самостоятельности: а) внешняя оценка; б) самооценка;
4. умение работать в коллективе: а) умение коллективного планирования; б) умение взаимодействия с разными партнерами; в) умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; г) навыки делового партнерского общения; д) умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
5. менеджерские: а) умение проектировать процесс или изделие; б) умение планировать деятельность, время, ресурсы; в) умение принимать решение и прогнозировать их последствия; г) навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов);
6. коммуникативные: а) умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и так далее; б) умение вести дискуссию; в) умение отстаивать свою точку зрения; г) умение находить компромисс; д) навыки устного опроса, интервьюирования и так далее;
7. презентационные: а) навыки монологической речи; б) умение уверенно держать себя во время выступления; в) артистические умения; г) умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта; д) умение отвечать на незапланированные вопросы;
8. информационные умения и навыки: а) самообучение работе в сети Интернет; б) использование возможностей сети Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации; в) структурирование источников для облегчения поиска необходимой информации; г) оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники; д) возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом [1].
В дальнейшем, при описании тонкостей проведения проектной деятельности, мы будем опираться на опыт учителя начальных классов Ирины Валентиновны Жакулиной, учителя начальных классов МОУ СОШ № 23 г. Чапаевска Самарской области [2].
И. В. Жакулина считает, что проектная деятельность строится на основании следующих этапов: выбор темы проекта; постановка проблемы, цели и задач проекта; выбор способов достижения цели; поиск информации, ее обработка, анализ и синтез; оценка полученных результатов и формулировка выводов.
И. В. Жакулина в своей статье «Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?» пишет, что для успешного проведения проектной деятельности необходимо сформировать у учащихся следующие знания, умения и навыки:
1) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
2) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
3) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
4) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
5) информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
6) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
И. В. Жакулина обозначила, что крайне важным условием эффективного проведения проектной деятельности в начальной школе является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Также важным критерием успеха учащихся является не только посильность, но и интерес. Предполагается, что, в рамках проектной деятельности, учащиеся самостоятельно предлагают проблемный вопрос. Однако, в условиях начального звена допускается предложение проблемного вопроса учителем или оказании помощи ученикам во время его формулирования.
Также И. В. Жакулина отмечает, что преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность в проекте – мотивацию, так как она является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся. Для обеспечения мотивации еще на старте работы над проектом грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Далее, в ходе работы над проектом, включатся заложенные мотивационные механизмы, заложенные в проектную деятельность.
Далее И. В. Жакулина говорит о важности внимательного отношения к основополагающему вопросу проекта, так как от того, будет ли данный вопрос интересен учащимся, зависит исход проекта. Важным является и то, что, при необходимости, его можно скорректировать.
Кроме того, И. В. Жакулина отмечает важность разбиения класса на группы не более чем по 5 человек – это количество считается наиболее оптимальным. Далее каждая из групп начинает работать над одним из подвопросов проблемы.
В своей статье И. В. Жакулина говорит о возможности использования учебных предметов для реализации проектной деятельности. Она считает, что сравнительно низкую эффективность для проектной деятельности представляют такие предметы, как родной язык, литература и математика, так как систематическое построение программы – одно из условий качества знаний – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Таким образом, реализация проектной деятельности по вышеперечисленным дисциплинам лучше проводит во внеклассной деятельности или же в форме межпредметных проектов.
Предметами, имеющими наибольшую эффективность для проведения проектной деятельности, И. В. Жакулина назвала окружающий мир или природоведение, иностранный язык, информатика, рисование и технология. По мнению педагога, эти дисциплины не только допускают, но и требуют введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
И. В. Жакулина отметила важность принятия во внимание и дальнейшее избежание следующих «подводных камней».
1) Замена деятельности выполнением заданий, многое сделать за детей или перепоручить родителям. Для того, чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
2) Выбор темы за детей. В случае, если ученики затрудняются выбором темы проекта, учитель должен вынести на обсуждение 4-5 возможных тем.
3) Затруднение в формулировке целей, этапов и распределения работы над проектом учитель может предотвратить, предложив учащимся составить «звездочку обдумывания», то есть графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника – ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и так далее. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
4) Превращение исследовательского проекта в реферат. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
5) Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Для того, чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Участие в проектной деятельности – это сложный труд и для учащихся, и для учителя. Поэтому хотя и проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако все же посильную помощь в создании проекта должны оказать родители. Задача родителей состоит в том, чтобы знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию ребёнка, если он обратится к родителям за помощью.
Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует самостоятельному добыванию знаний, овладению новыми способами работы, стремлению к достижению цели без посторонней помощи, развитию познавательного интереса и творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
Еркина, С Л. Методические рекомендации «Проектная деятельность в начальной школе» / С. Л. Еркина – С. 5.
Жакулина, И. В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? / И. В. Жакулина - Nachalka.com [Электронный ресурс] : сообщество для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе // Режим доступа : http://www.nachalka.com/node/176.