Стремительные процессы в обществе, направленные на духовное самосохранение объясняют возрастающий государственный и социальный интерес к народным традициям, многовековому культурному наследию. В связи с этим обращение к национальной культуре становится закономерным, необходимым и своевременным. Особое значение при этом имеет традиции регионального масштаба, характеризующие наследие не просто государства, но и более мелких сообществ.
Белгородская область уже довольно продолжительное время в среде исследователей традиционной культуры считается одной из жемчужин России. С точки зрения учёных, изучающих традиционный фольклор Белгородчины, её территория включает три крупные стилевые зоны, охватывающие по нескольку районов каждый, это традиции Оскольской стилевой зоны, расположенной в сёлах, находящихся в течении реки Оскол, Белгородско-Воронежского пограничья и Белгородско-Курского пограничья. Наш исследовательский интерес связан с последним.
Традиционные напевы русских сёл, входящих в состав Белгородско-Курского региона ритмически чётки, подвижны. Основу песенного репертуара здесь составляют сезонные хороводные песни и их разновидности: танки, карагоды, хороводы с полотенцами («ширинки»). Огромным разнообразием представлены святочные песни: христославия, колядки, щедровки, колядки-припевания, богат пласт шуточных, игровых, свадебных песен. В территорию Белгородско-Курского региона (стилевой зоны) входит Шебекинский район, на территории которого располагаются сёла Нежеголь и Верхнеберёзово.
Этнические традиции Шебекинского района имеют древнюю историю, на что указывают результаты археологических исследований, проводимых на данной территории. Так, в 1993 году В.И. Щербаченко в Белгородском численнике, доказывает, что ещё две с половиной тысячи лет назад здесь жили скифы, на выступах речных берегов Корочи в районе Дмитриевка и Архангельское находились замки аланов, входивших в Хазарский каганат.
В первой четверти семнадцатого века современная территория Белгородской области была разделена на три уезда – Оскольский, Валуйский и Белгородский, в который и вошли – верховья Северского Донца и его притоки Корень, Короча, Нежеголь. И уже в середине семнадцатого века в связи с необходимостью укрепления Московского государства и появлением появляется оборонительной Белгородской засечной черты на данной территории были образованы укреплённые города, крепости, среди которых Болховец, Хотмыжск, Нежегольск и другие, а сам город Нежеголь был построен в наиболее уязвимом месте оборонительной системы, называющейся Нежегольским острогом, находившимся в самом узком месте, где река Короча впадает в Нежеголь, для охраны подступов и к самой реке Короче и к множеству расположенных рядом с ней деревень и сёл. Более точная дата образования Нежегольска (ныне село Нежеголь Шебекинского района) – 1654 год. В связи с важным стратегическим расположением города, по указу царя Алексея Михийловича был образован Нежегольский уезд. По данным архивных документов, первыми поселенцами в городе Нежегольск стали служилые люди из Белгорода, Корочи, Болховца и частично – из Карпова, так называемые «переведенцы». По архивным данным, фамилии первых поселенцев в Нежегольске: Матрёнины, Сабельниковы, Долженковы, Каторгиновы, Бибечивы. Многие из них сохранились в селе Нежеголь до настоящего времени.
Т.к. основная функция поселенцев Нежегольска была направлена на защиту южных рубежей России, местные жители были преимущественно служилыми людьми, казаками, пушкарями и др. Все они получили себе особые поземельные участки, так, разные земельные территории имели пушкари, казаки. От того, что хозяйство состояло из одного двора, владельцев стали называть однодворцами.
В конце семнадцатого века, с расширением границ России, необходимость в военных укреплённых городах в этой местности отпала и город потерял своё оборонное значение.
Село Верхнеберезово Шебекинского района Белгородской области является центром Верхнеберёзовского сельского поселения, куда входят села Верхнеберезово, Титовка и хутор Пристень.
История села отчитывается с ХVII века. Деревня Березово была основана в 1663 г. служилыми людьми из г. Корочи. Об этом свидетельствует «выпись» из книги о наделении землей по Белгородскому воеводству: В 1731 г. в день Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) была освящена первая церковь в Берёзово. На месте престола долгое время стояла компличка – особый знак, представлявший небольшой сруб с крышей, на которой был установлен позолоченный железный крест.
Крестьяне села никогда не были крепостными. Они получили свои наделы за службу государю и относились к числу однодворцев, а позже перешли в ранг государственных крестьян, а их земли считались их собственностью и не подлежали переделу. Но, при этом, имущественное положение крестьянских дворов было неодинаковым, т.к. при изначальном межевании земельных наделов в 1782 г. лучшие земли попали в руки наиболее зажиточных крестьян, а государственной податью на землю облагались все без исключения крестьяне, независимо от её качества.
Село относилось к Троицкой волости Новооскольского уезда Курской губернии. В пример можно привести несколько летописных документов, свидетельствующих о жизни в селе. Так, например, по ревизской переписи 1857 г. в Березове проживало 796 душ мужского пола. По переписи 1858 года: «…село Верхнее Берёзово Новооскольского уезда при Берёзовом колодезе, расстояние от уездного города в 60 вёрст, от квартиры станового 33 версты, дворов 233, проживает мужчин 876, женщин 918 человек. В селе православная церковь». Помещиков в селе не значилось. Переделок и перевёрсток никогда не было. Каждый владеет тем участком, который достался по наследству.
В 1881 г. по инициативе крестьян села была основана Верхнеберезовская церковно-приходская школа. В 1892 г. в селе насчитывалось 287 дворов, проживало 1260 мужчин и 1232 женщины. В 1902 г. село называлось Верхняя Берёзовка, в документах за 1920 – 1930 гг. – Верхне-Берёзово.
При рассмотрении традиционной культуры указанных сёл можно отметить, что формирование традиционной культуры сёл Нежеголь и Верхнеберёзово частично складывалось под воздействием Украины из-за близкого географического положения и частых бытовых и культурных контактов, что нашло своё отражение в текстах песен, прикладном творчестве, бытовом укладе.
Литература.
1. Архивные документы Шебекинского районного историко-художественного музея.
2. Артеменко В.И., Алексеева О.И. ПЕСЕННО-ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ http://www.scienceforum.ru/2014/366/405 (дата обращения 10.09.2015).
3. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. - Белгород. Облтипография, 200.- 265с
4. Новикова А. А. Традиционная музыкально-обрядовая культура шебекинского района: история и современность (на примере сёл Булановка, Верхнеберёзово, Нежеголь) : Выпускная квалификационная работа студентки 51 НХ группы БГИКИ. – Белгород, 2012.
5. Традиционная культура Шебекинского района. Экспедиционная тетрадь. В 14. - Белгород 2002.
6. Щербаченко В.И. Белгородский численник / В.И. Щербаченко. - Белгород 1993.