ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СЕЛА СЕТИЩЕ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СЕЛА СЕТИЩЕ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА

Григорова Е.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неповторима и самобытна народная песенная культура Белгородской области, удивительным образом сохранившаяся и дошедшая до наших дней. Каждый район имеет свои собственные, присуще только ему особенности. Это проявляется в музыкальном фольклоре, в народной одежде, в хореографии, в традиционных праздниках и обрядах.

Однодворческие села, расположенные в междуречье притоков Дона к которым можно отнести с. Сетище, выделяются стилевым единством и уникальным своеобразием костюма.

Древнейшим видом женской одежды в Красненском районе является «поневный» комплекс с некоторыми отличительными элементами в каждом селе. Он состоял из понёвы (юбки из шерсти, украшенной вышивкой), рубахи, завески (фартука), подпояски (пояса), сороки (головного убора), платка, нагрудных украшений. Носить понёву могли только замужние женщины, причем к замужеству она могла иметь по 10-15 понёв (будничных, праздничных). Основной цвет понёв – красный, этот фон прорезают яркие ассиметричные полосы: бордовые, зелёные, тёмно-синие. Чёрные окна квадратов символизируют участки поля,  по их размеру и количеству судили о наличии земли у крестьян села. Поневы состояли из 3-ёх полотнищ шерстяной клетчатой домотканой ткани. Поздним вариантом понёвы была «глухая» понёва.

Наряду с понёвами в Красненском районе бытовали юбки – «андараки» (разновидность глухой понёвы). Андарак представляет собой шерстяную юбку с вертикальными полосками красного, зелёного, оранжевого, синего цветов. Комплекс с андараком носили девушки на «выданье».

Традиционным девичьим  комплексом Красненского района считается сарафанный комплекс. Он несколько скромнее женского по яркости и богатству украшений. Изготовлялся девичий сарафан предельно просто: цельное полотно домашнего производства перегибается пополам, по размеру головы делается вырез, бока соединяются присборенными клиньями, для рук широкие проймы. Сарафан всегда имел черный цвет, для этого использовали кору дуба, ольхи, бузины.

Девичью рубаху кроили аналогично женской рубахе, но более скромно вышивались и декорировались «полики» рукавов. Неотъемлемой частью девичьего костюма считалась вязаная или тканая подпояска красного, малинового цвета с множеством цветных полосок вдоль всего пояс.

   Экспедиционные материалы села Сетище представляют как подлинные образцы женского наряда, так и реконструированные костюмы по старинным образцам. На сегодняшний день хранителями костюмов являются в основном участницы фольклорного ансамбля Красненского р-на.

Костюм села Сетище изучался по примеру имеющихся костюмов участниц фольклорного коллектива: Глотовой Александры Ивановны 1932 г.р., Глотовой Татьяны Фёдоровны 1937 г.р., Кудиновой Лидии Сергеевны 1933 г.р., Глотовой Анастасии Николаевны 1939 г.р., Косиновой Александры Даниловны 1930 г.р., Алёхиной Раисы Тимофеевны 1940 г.р., Глотовой Клавдии Тимофеевны 1941 г.р.

В отличие от соседних сел, наряд участниц села Сетище более яркий, в некоторых деталях даже пестрый.

 

Фольклорный ансамбль села Сетище «Горенка»

 

Рубаха и нарукавники к ней также сшиты по выкройке подлинной рубахи из атласной ткани и украшены фабричной тесьмой, но цвета нарукавников имеют цвета: желтый, оранжевый, голубой, малиновый. Пояса сделаны из шерстяной ткани и завязываются кистями впереди поверх «завески», на фото это отчетливо видно.

Передние части пояса от середины талии до самих краев расшиты разноцветными блестками. «Завески» также украшены блестками, разноцветными тесьмой и лентами. Помимо бус нагрудным украшением являются «грибатки», обновленные блестками. Головной убор в селе также не сохранился. Женщины повязывают на голову обыкновенные фабричные платки.

Исследование традиционного костюма это интереснейший и красивейший пласт в исследовании фольклора. Искреннее надеюсь на дальнейшее продолжение этой необходимой работы.

Просмотров работы: 613