Постановка вопроса в плоскости информационной безопасности имеет особое значение для постсоветской России. В сравнении с прошлым советским периодом развитие Российского государства сориентировано на информационный фактор, без которого невозможна нормальная интеграция в мировое сообщество. Теоретическая и практическая востребованность данной темы диктуется постоянно растущим значением информации и, как следствие, корректного и надежного обеспечения ее доступности лишь определенному кругу лиц, обладающих соответствующей компетенцией.
Для решения этих проблем нужно:
— Разработать основные направления государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;
— Разработать и реализовать комплекс мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств России при международных организациях;
— Создать российским представительствам и организациям за рубежом условия для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
— Совершенствовать информационное обеспечение работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
— Совершенствовать информационное обеспечение субъектов РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.
В этом контексте крайне важным является обеспечить свободный доступ граждан Российской Федерации к любой информации, которая имеет открытый характер и способна содействовать развитию полноценной и гармоничной личности. Это право можно с полной уверенностью оценивать в качестве основополагающего элемента современной концепции прав человека и гражданина.
В арсенале специалистов по информационной безопасности имеется широкий спектр защитных мер: законодательных, морально-этических, административных (организационных), физических и технических (аппаратурных и программных) средств. Все они обладают своими достоинствами и недостатками, которые необходимо знать и правильно учитывать при создании систем защиты.
Оперативно-справочные учеты. К этому виду учетов относятся пофамильный и дактилоскопический учеты российских граждан и иностранцев, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, разыскиваемых. Данный учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: ПО фамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой дактилоскопической системе регистрации. Учетная дактилоскопическая карта содержит краткие анкетные данные, сведения о судимости, арестах и особых приметах внешности лица, поставленного на учет, оттиски пальцев рук и полную дактилоскопическую формулу. Розыскные учеты. Уже само название данных учетов указывает на их розыскную направленность. Эти учеты централизованно-местные и ведутся в ГИЦ и региональных ИЦ. Ему подлежат следующие объекты:— лица, объявленные в федеральный розыск и лица без вести пропавшие;
—несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, а также бежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и др.;
—психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений; лица, находящиеся в различных медицинских учреждениях и не могущие в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе какие-либо данные;
— неопознанные трупы.
Криминалистические учеты. Учеты ведутся не только на федеральном и местном, но и на межгосударственном уровне в ГИЦ. При этом накопление и обработка криминалистически значимой информации в ГИЦ осуществляется в Федеральном банке криминальной информации (ФБКИ), а на местах в Региональных банках криминальной информации (РБКИ).
К числу автоматизированных информационно-поисковых систем данного типа относятся: АИПС «Марка», в банке данных которой содержатся эталонные образцы лакокрасочных материалов и покрытий; АИПС «Спектр», аккумулирующий спектры красителей письма; АИПС «Волокнистые материалы»; АИПС «Смазочные материалы» и др.
АИПС могут работать в двух режимах: пакетном (запрос в систему вводится с помощью перфокарт, электронной техники) и диалоговом (запрос и ответы реализуются с помощью терминала). Данные могут выдаваться и в виде машинных и компьютерных распечаток.
При построении конкретных систем компьютерной безопасности необходимо руководствоваться основными принципами организации защиты: системностью, комплексностью, непрерывностью защиты, разумной достаточностью, гибкостью управления и применения, открытостью алгоритмов и механизмов защиты и простотой применения защитных мер и средств, а также придерживаться рекомендаций, полученных на основе опыта предыдущих разработок.
Список использованной литературыИнформатика и математика для юристов. Х.А. Андрюшин, Москва, 2002 г.
Основные направления обеспечения информационной безопасности http://www.xliby.ru/tehnicheskie_nauki/informacionnaja_bezopasnost_cheloveka_i_obshestva_uchebnoe_posobie/p4.php#metkadoc4
Информационные технологии, связь и защита информации МВД России, 2011г.
3