ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психика человека субъективна. В этом свойстве уже заложено умение людей видеть мир по-разному. Все мы знаем на этот счёт поговорку: «на вкус и цвет товарища нет».

Однако практика повседневной жизни строиться наоборот по принципу «сходства мнений»: надо соглашаться во всём с родителями, поддакивать учителям, находить общее с друзьями. По телевиденью нам навязывают установки и взгляды, реклама «убаюкивает» наше сознание, предлагая купить тот или иной товар. Так, например, реклама табачной продукции часто не ассоциируется у людей с сухим кашлем, желтым налётом на зубах и раком лёгких. В рекламе мы видим, что курильщиков изображают на фоне девственной природы, или крутой мачо сидит в седане, прикуривает, а рядом с ним полуобнаженная красотка. Теперь уже никто не обращает внимание на мелкий шрифт: «курение опасно для вашего здоровья», сигарета ассоциируется с высоким достатком, успешностью и сексуальной привлекательностью. Такая реклама напрочь отключает нашу способность думать, замечать противоречие в изображениях, а значит критически мыслить.

Сегодня в рыночных отношениях критическое мышление, это неудовлетворенность старым, поиск альтернатив, способ нахождение чего-то незнакомого, создание чего-то совершенно необычного.

Государство видит необходимость учить молодёжь критически мыслить. В новых образовательных стандартах заложено положение о необходимости формировать уже у школьников и студентов самостоятельность суждений, обучить молодёжь умению не принимать всё на веру, оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития нового, делать «работу над ошибками». Однако, как показывает практика, во многих школах (и в общеобразовательных, и в высших), это задача остаётся декларативной.

Не менее выражен интерес к критике и в более взрослой жизни. Так в компетенции руководителя входит умение критически оценивать собственную деятельность и деятельность своего персонала относительно обозначенной цели организации, умение слышать других, абстрагируясь от своего мнения, конструктивно принимать обратную связь, считать критику способом улучшения работы, делать ставку на исправление положения, а не на поиск виновных. Однако данные положения менеджерами выполняются часто «превратно»: с точностью до наоборот. Как видим, в практике нашей страны часто всё поставлено «с ног на голову».

Итак, что же такое критическое мышление?

Термин «критическое мышление» известен из работ таких психологов, как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Халперн и др.

Под критическим мышлением мы будем понимать процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка им решений о том, что можно принять, а что необходимо дополнить или отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. По-другому, критическое мышление – это способность человека самостоятельно мыслить, анализировать ситуацию, видеть её оценочно: замечать хорошее и предлагать способы устранения недостатков.

К свойствам критического мышления можно отнести:

направленность (на что-то или на кого-то; так организация Гринпис, цель которой сберечь природу, критикует тех, кто не бережёт, а уничтожает природу);

оценочность (критическое мышление всегда даёт оценку, например, плохо или хорошо);

гибкость (умение быстро реагировать на те или иные факты, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения);

настойчивость (умение длительно противостоять проблемам и преодолевать препятствия);

индивидуальность (видеть ситуацию под своим углом зрения, предлагать авторское решение);

продуктивность (повышать эффективность, улучшать результативность).

Продуктом критического мышления может быть банальная критика (вербальное недовольство чем-либо/кем-либо) – поговорили и забыли или действие, направленное на устранение недостатков. Последнее является предпочтительным.

К сожалению, критика по-русски, это явление достаточно непредсказуемое, часто негативное, где «пороки устраняются порочно: критика часто носит недопустимый, безнравственный, нетерпимый, агрессивный характер, провоцируя ещё больший беспредел» [2]. Отсюда возникает необходимость учить людей критически мыслить и грамотно выражать свою позицию, не обижая и не оскорбляя своих оппонентов.

К правилам оппонирования относят:

• осознавать право каждого на свою точку зрения;

• говорить понятно, доступно, не переходить на язык оскорблений;

• критика должна быть согласованной с возможностями человека (если человеку это не по плечу – критика бесполезна);

• критиковать только один раз (повторы, напоминание, намёки – не допустимы);

• делать акцент на предложения, а не на ошибки.

Таким образом, современное развитие общества, промышленности, науки, человека невозможно без критического мышления, оно несёт в себе ДНК чего-то нового, современного и ориентирует нас на изменения к лучшему.

Литература:

  1. Федорова В. Р. Критика как форма обратной связи. DIXIDIXI-2012: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях: сборник научных трудов. Выпуск 3 /под науч. ред. д-ра социолог. наук А. Ю. Завалишина. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2012.

  2. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Питер, 2000. Серия«Мастера психологии».

Просмотров работы: 1036