ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МУЖСКОГО ПЕСЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СЕЛЕ БОЛЬШЕБЫКОВО КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МУЖСКОГО ПЕСЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СЕЛЕ БОЛЬШЕБЫКОВО КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Веригина А.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной отечественной  музыкальной фольклористике уже сложилось достаточно полное представление о крупных региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве (северорусская, южнорусская, западнорусская, среднерусская традиции и т.д.). В связи с этим, как говорит  ученый-фольклорист Карачаров И.Н., «сейчас всё большее значение приобретает углублённое детализированное изучение, составляющих их локальных явлений, что позволяет раскрыть наиболее характерные, оригинальные глубинные проявления узко местного в общерусском музыкальном фольклоре». Для того, чтобы осмыслить процессы, происходящие в народном музыкальном искусстве, важно учитывать те внешние причины, которые способствовали и продолжают способствовать либо консервации, либо видоизменению тех или иных песенных форм. К ним мы можем отнести: окружающее природное пространство,  длительная обособленность той или иной группы населения от других этнических групп, их географическую расположенность и, конечно, исторический фактор.

Изучение южнорусской народной музыкальной культуры, особенно активно проводившееся во второй половине ХХ столетия, позволило выявить ряд составляющих её местных песенных манер, обладающих с одной стороны определенной общностью, с другой – изысканным своеобразием.

Наиболее яркой общностью обладают песенные традиции в сёлах, расположенных вокруг бывших городов–крепостей, возникших на Белгородской засечной черте. Одним из таких сел можно назвать село Большебыково.

Поселение древних славян в окрестностях современного села Большебыково существовало еще до нашествия хана Батыя. Но с приходом кочевников многие земли, в том числе и территория, на которой расположена Белгородская и Воронежская области опустели, и вплоть до начала XVII века оставались "пустынны и безлюдны".

В 1637 году началось  строительство полосы военных укреплений, которая должна была оградить Русь от набегов крымских татар с юга. Эти укрепления, названные Белгородской засечной чертой, проходили по словам исследователя Б.А. Рыбакова «от реки Ворсклы на западе до реки Челновой на востоке через города Охтырск, Белгород, Яблонов, Новый Оскол, Верхососенск, Усерд, Коротояк, Воронеж, Усмань, Козлов».

Исторические данные говорят нам, что перед тем, как приступить к возведению укреплений, по указу царя Михаила Федоровича, были направлены для досмотра мест, пригодных для строительства Федор Сухотин да подьячий Евсей Юрьев. В своих донесениях они описывали увиденное:- ... «а за рекою за Усердом, на левой стороне лес Быков от реки версты с 3, а от Быкова лесу ниже городища с левой же стороны впала в реку Усерд река Коблейка, а река Коблейка идет с полуночи…».

История возникновения села Большебыково уходит глубокими корнями в древние времена. Согласно архивным источникам, датой основания поселения считается 1750 год. Это был период наиболее активного  заселения всего Красногвардейского района.  В этих местах были густые непроходимые леса и кустарники, в которых водилось много зверья. Сохранившее до наших дней свое историческое название урочище, «Темненькое», говорит как раз об этом. Другое урочище, «Уланы», напоминает о легких монголо-татарских наездниках. Ярко представляет нам далекие времена и нынешняя улица села  «Грачевка». По рассказам старожилов, в этих местах стояли очень высокие дубы, на которые слетались грачи.

О порядке основания села и его названия, до нас дошло множество легенд и сказаний. По одной из версий переселенцы из Тулы искали в этих  краях места для новых поселений и, прежде всего, источники воды. Ими был выбран родник с такой вкусной водой, что ее назвали Сахаровка, Это вкусное название носит и в наши дни урочище за хутором Высоким. В последствие вода этого родника многими поколениями считалась лечебной. Однако, запасов воды в Сахаровке было немного, и переселенцы продвинулись дальше, где и обнаружили сразу два больших ключа, расположенных близко друг к другу. По рельефу оврагов, с обнаруженными ключами, просматривался вид больших рогов быка. Эту версию о возникновении и названии села, старожилы считают основной.

 Не менее интересным можно считать и рассказ старожилов об улице Узенькой (урочище над Утичьем), где так же была очень хорошая вода,  один умелец пустил этот ключ через коровью (бычью) голову, а проезжающие через эти края люди дали  роднику Быково. В наши дни этот источник культурно обустроен и освящен.

Местные краеведы, изучая историю первых поселенцев села, не достигли консенсуса, так и существует несколько версий о семьях, первыми пришедшими на благодатную для песенных традиций землю.

Исследователи упоминают среди первых поселенцев семьи, прибывшие из тульских земель Капустиных, Белозерских  в разных интерпретациях. По одним источникам первыми поселенцами стали два брата Белозерских, которые поселились над ключом. Другие говорят, что первым поселенцем села Большебыково был выходец из Тулы Белозерских, а потом его земляк - Капустин. Третий источник уточняет, что основали это село два зажиточных крестьянина — Капустин и Белозерских, пришедшие из города Ефремова (ныне Тульской области).

Представляют интерес, и воспоминания одного из старожилов села Сергея Егоровича Заздравных, который упоминает священника Большебыковского Троицкого храма Дмитрия Михайловича Устиновского.  Священник подробно вел книгу истории села и церкви, из записей следовало, что «по распоряжению властей с целью укрепления южных рубежей государства, сюда направлялись семьи Юриных, Жуковых, Заздравных». Это были люди, которые в свое время разорились или проигрались. Государство выделило им землю, в так называемых четвертых правах, т.е. на каждого поселившегося человека выделилось по 25 десятин,  на  вечное пользование, и в последующем эта земля делилась в семействе между новыми поколениями по наследству. Единственным владельцем, сохранившим в таком виде эти земли, до октябрьской революции был Иконников Наум Васильевич.

Люди, состоящие на военной службе городах - крепостей, получали помимо денежного жалования, еще и земельные наделы. Служилые люди города Верхососенска, получившие землю за Быковым лесом, основали в 50-х годах XVII века на месте старого городища поселение, в котором  1665-му году была построена церковь, освященная во имя святого Николая-Чудотворца. Первый священник, поп Исайя, прибывший сюда из города Алешни, в приходной книге Верхососенскойдесятни записал эту церковь ( т.к. названия села еще не было) «в  селе под Быковым лесом…» (в последствии от названия леса, вероятно, и получило своё название - Быково).

По мере расселения по окрестностям служилых людей стали появляться новые административно-территориальные единицы, называемые уездами, которые в свою очередь объединялись в разряды. Исследуемая территория, благодаря территориальному делению меняла свой статус и административную принадлежность, оставаясь с.Быковым и только в 1928году село получило название Большебыково. Связано это с тем, что в состав Будённовского района вошли два населённых пункта с названием Быково. Для точной идентификации их переименовали, в Большебыково и Малобыково.

История развития села Большебыково оказала влияние на формирование традиционной культуры края, частью которой является музыкальная традиция.

Село Большебыково по своему происхождению и историческому прошлому принадлежит к народной музыкальной традиции, которую условно можно назвать «усёрдской». «Она сложилась вокруг сторожевого военного города Усёрд, построенного в первой половине 17 столетия ратными людьми южнорусского пограничья»[1.15]. Сейчас на месте этого бывшего города расположены села Казацкое и Стрелецкое. Длительное проживание на этой территории ратных людей не могло не отразиться на вокальных традициях формирующих мужское исполнительство, не известное никому оно развивалось в естественных условиях. Только в 1969году мужское пение села Большебыково было открыто В. М. Щуровым после очередной экспедиции в Белгородскую область.

Развитая традиция мужского народного многоголосия  выделяла из общего исполнения яркий квартет местных исполнителей во главе с запевалой Михаилом  Щербининым (1931–1993). Выдающийся  талантливый исполнитель,  яркий самородок, запевала прославленного Большебыковского хора, и  по истине, страстный поклонник народного песенного творчества, был единственным среди мужчин, перенявшим от стариков — братьев Кузьмы и Никифора Щербининых монументальные протяжные песни «Можно ль можно в саду-роще разгуляться», «Жил-был мальчонка» и другие песни, продлив на несколько лет их живое звучание.

Открытый, ненасытный русской землей, М. А. Щербинин  притягивал к себе, словно магнит. Казалось, что его голос вобрал в себя бескрайнее раздолье Южной России. В детстве он пахал на волах, а потом работал трактористом.

Из газетной статьи местной библиотеки «Жизнь и народная культура в письмах сельских музыкантов» мы узнаем о М. А. Щербинине из рассказа известного искусствоведа В.Н.Медведевой. «Когда он приезжал в Москву с Большебыковским хором, то всегда звонил мне и сразу начинал петь в трубку одну и ту же песню «Скучное время, пройди поскорей». Пел предельно громко, словно стремился преодолеть голосом разделение пространством. При этом ощущалась напряженность в произнесении слов, форсированный звук, изменение ритма дыхания и ускоренный темп исполнения — подобная ситуация явно влияла на его интонирование, и музыка представала в каком-то новом качестве. Было много и других незабываемых моментов общения с Михаилом Акимовичем, столь же ярких, как и его пение».

Часто общаясь с Михаилом Акимовичем на фольклорных фестивалях, Вера Николаевна рисует как живой его образ в исполняемых им песнях: «что бы он ни пел — романсы, старинные протяжные или современные песни («Ще ты, парень чернобровый, бродишь», «В небе зори вечерние светятся» и др.), — все завораживало красотой необыкновенного голоса, забыть который невозможно. Щербинин был в буквальном смысле окрылен песней. Широкий разлет рук во время пения и плавные развороты корпуса усиливали его красивый пластичный голос большой амплитуды звучания. Петь с ним было одно удовольствие, поскольку он и голосом, и своим взглядом до предела развивал возможности соисполнителя». В 1985 году М. А, Щербинин был удостоен звания «3аслуженный работник культуры РФ.

К сожалению, Михаила Акимовича рано настигла тяжелая болезнь, не позволив сельчанам долго наслаждаться его голосом. Но и тогда, в трудное от борьбы с болезнью время Михаил Акимович пишет Вере Николаевне, характеризуясь как музыкант, для которого мир предстает в единстве человека и природы: «У нас сейчас нельзя во двор выйти, особенно утром. Аромат садов цветущих, вишни, яблони и груши, всё белым-бело. Нехотя запоёшь «Расцвела у окошка белоснежная вишня» (11.05.1989)». В одном из писем он сравнивает себя с птицей:

«Эх, родимая сторонка,

 Белгородская земля,

Над тобою песни льются,

Песни чудо-соловья (26.07.1988).»

Песни и частушки, особенно в последние годы жизни, помогали певцу противостоять тяжелой болезни: «…я пою и в больнице, и где бы я ни был, разгоняю свою тоску, пою про себя частушки:

Запоет Щербинин Миша,

Вся округа песню слыша,

На заре трактор ведет,

Землю пашет и поет».

Духовная энергия даже в столь тяжелой для него ситуации была неугасима и передавалась другим. Он сохранял потрясающую способность приобщать к песне, делясь своей исполнительской свободой и уверенностью. В память об этом уникальном самородке в сентябре 2005 года у сельского клуба на постаменте был установлен, бронзовый бюст Михаилу Акимовичу Щербинину (автор — белгородский скульптор Анатолий Шишков).

Талант М.А.Щербинина запечатлен не только в записях известных фольклористов, создано много фильмов с участием талантливого певца: Песни над "Тихой Сосной». ЦСДФ, 1981. режиссер П. В. Русанов, консультант В. М. Щуров; «Песня пахаря ЦСДФ, 1985. режиссер Н. Ф. Ряполов; «Скучное время, пройди поскорей» ЦСДФ, 1988. режиссер А. С. Киселев, сценарист Н. Ф. Ряполов; «Вселиственный венок. Отечество, 1991; «Мать сыра - земля. Отечество, 2003. режиссер и сценарист Н. Ф. Ряполов. Этот документальный материал прославляет не только самородка, но и землю села Болшебыково, как жемчужину в песенном венке Юга России.

 

Литература:

1. Щуров, В.М. Песни Усёрдской стороны / Щуров Вячеслав Михайлович ; Упр. культ. адм. Белгор. обл.; БГЦНТ. - М. : Композитор, 1995. - 360

Просмотров работы: 868