ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ СЕЛА ЗАЯЧЬЕ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ СЕЛА ЗАЯЧЬЕ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сидорова М.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Более полувека исследователи традиционной песенной культуры занимаются изучением жемчужины традиционной культуры Юга России - фольклором Белгородской области. Село Заячье Корочанского района осталось в стороне от исследовательских троп фольклористов и требует досконального освоение этой песенной культуры, т.к. подлинные хранители фольклора очень быстро уходят из нашей жизни. 

Активное освоение обширных территорий Белгородчины началось с XVI века. По утверждению историка М.А. Тихомирова, вольная колонизация здесь предшествовала правительственной, монастырской и помещичьей колонизации. Так, свидетельства о казаках, живших на берегах Оскола и Северского Донца, относятся к середине XVI века. Городов здесь не было, но существовали русские поселения. Они и стали опорными пунктами линии военно-сторожевой службы, сыгравшей значительную роль в заселении края. В 1635-1638 годах, для надежной охраны русских владений от набегов крымских татар, была сооружена сплошная линия военных укреплений - Белгородская засечная черта, протянувшаяся на 800 км по современной территории Белгородской, Сумской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей. На этой территории возникло более 20 городов: Болховец, Карпов, Хотмыжск, Нежегольск, Короча, Яблонов, Новый Оскол, Верхососенск, Усерд и др. Многие из них, утратив роль укреплений и не приобретя других функций, превратились в селенья, а некоторые исчезли вовсе.

Село Заячье Корочанского района впервые отмечено в документах 1667 года. В одном из документов говориться, что село находилось на «заячьей стежке» т.е. (тропе), видимо отсюда пошло и название села, где много зайцев. Оно относилось к Белгородскому уезду Дворцовой волости, которая  занимала среднее течение рек Кореня и Корочи и была прикрыта с юга лесами, часть которых сохранилась до наших дней. Села принимали участие в ярмарках, собиравшихся 3-5 раз в году в Белгороде и Короче. Торговали обычно богатые крестьяне.

Во время крепостного права Митрополит Михаил закрепил за Белгородским монастырем жителей села Заячье, Новой Слободки и других окрестных деревень. Крепостная неволя вызвала протест у крестьян в форме жалоб, посылаемых в Москву, а затем они перешли к открытым выступлениям.

Летом 1682 года в селах Заячье, Ломово, Алексеевка, Мазикино, Новая Слободка Белгородского уезда поднялся бунт. Причина бунта крылась в том, что, желая облегчать свою учесть, крестьяне этих сел обратились к царю с челобитной, просили освободить их от крепостного гнета, от крепостной зависимости, но ответа не получили, соответственно и свободу тоже. Реформа не оправдала мечты крестьянства о владении собственной землей. Белгородская земля, имеющая густые черноземы, могла приносить хороший доход в руках хозяев. Но власти не спешили ею распоряжаться. Жители Белгородского уезда, чтобы прожить решили заняться народными промыслами, торговлей результатами своего труда. Так в селе Заячьем возникли шубный, колесный, мукомольный промыслы. Для мукомольного промысла использовали ветряные мельницы. Для этого в  селе установили две мельницы. Кроме ветряных, была  одна водяная мельница, которая  размещалась у пруда рядом с улицей Татиное.

Но и это не решало вопроса обеспечения семей Корочанского уезда. Поэтому активно в селе Заячье стало развиваться отходничество.Люди направлялись в города, на шахты Донбасса. К 1901 году в Корочанском уезде ушло на заработки до 1/5% мужского населения, 5% женщин.

Село, славясь своими умельцами, обеспечивало результатами своего труда жителей многих деревень. Для этого в селе была построена «парница», где подготавливали дерево для гнутья колес,саней, дуг. Заказчики на эту продукцию приезжали с других сел, даже из самой Корочи.

Известными в селе были и «швецы», которые шили из овечьих шкур шубы, напоминающие сегодняшние дубленки.Овчина выделывалась, и приобретала розовато-желтыйцвет.Одним из таких мастеров был Воробьев  Михаил Андреевич, которого помнят старожилы и до сих пор. На сегодняшний день в селе много продолжателей труда по выделке шкур.

В селе Заячье мужчины делали «корзиночки», т.е. лапти. Заготавливали липовую кору, так называемое «лыко». Из этой коры плели лапти. Лапти готовили не только для семьи, но и продавали на ярмарках, базарах. Никулин Никифор торговал лыком. Сейчас этим промыслом никто не занимается.

Женщины долгими зимними вечерами занимались ткачеством. Шерсть, лен и конопля были основой для ниток, которые в дальнейшем шли на изготовление полотна, шерстяных изделий, вышивки, кружевоплетения.Холсты, которые получались из конопли были серого цвета, а чтобы холст стал белым, его «белили» на солнце или на морозе в снегу. Из холстов шили бельё, одежду. А из отходов конопли пряли ткани «рядна», мешки.

Из овечьей шерсти изготовляли сукно для женских сарафанов и панев (юбок), зипунов (вид осеннего пальто). Сукно для зипуна сходно с современным драпом. Женский зипун украшали цветной тесьмой и даже бусами. Мужские зипуны были без украшений. В метель, в морозы надевали халаты из сукна. Из толстых ниток, которые назывались валом, ткали женщины ложники, попоны, которые использовались вместо простыней.

Женщины занимались вышивкой, в ней использованы орнаменты старых мастериц.

Как видим, традиционного земледельческого труда, характерного для Белгородчины, ввиду отсутствия собственной земли у жителей села не было. Что, несомненно, не могло не отразиться на репертуаре фольклорного коллектива. Вместе с тем, через столетия жители сохранили исконный костюм, который нежно берегут.

Традиционный костюм села Заячье представляет собой комплекс, состоящий из: юбки, как правило изготовленной из шалона, украшенной  снизу «линдами» (лентами),

рубахи кумачной, с «рябушечкой» (вышивкой) и «линдочками»,

завески «хфартука», как говорят сами исполнители, из шелона.

Дополнял комплекс пояс, полосатый или однотонный.

На поясе есть карман, который называется «гоман»

На голове платок, могла быть «сорока», представляющая собой повязку, украшенную золотом и махорчиками, а сверху надевался платок.

Вместо юбки женщины могли насить сарафан, который подпоясывался тонким полосатым поясом.

Повседневной обувью были лапти, которые плели местные умельцы из липового лыка.«чуни» - вязанные тапочки с подшитой подошвой. «Румынки» - ботинки на каблучке носили не часто, только «на выход».

Верхняя одежда жителей села представляла «зипун» и «куцинку» - такой же как зипун, только короче и сзади присобран.

Мужской одежды в селе не сохранилось.

Просмотров работы: 745