И так что же вообще такое импортозамещение? Импортозамещение – организационно- и технико-экономическое явление, состоящее в возможности отечественного производства конкретных номенклатур конечной или промежуточной (полуфабрикаты, сырье, материалы) продукции и замещение ими импорта во внутреннем потреблении. Это такой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, который направлен на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства.
Современное состояние импортозамещения в авиастроении.
Тема импортозамещения для России не нова, однако в 2014 году, в связи с введением странами Запада экономических санкций против Российской Федерации, она стала одной из самых обсуждаемых. Западные санкции остро поставили вопросы, связанные с развитием направлений, лежащих в основе обеспечения безопасности страны.
Следует отметить, что в России уже немало сделано для поддержки промышленности: действуют механизмы государственно- частного партнерства; созданы налоговые стимулы для открытия новых производств; субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения; софинансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения; усовершенствована нормативная база. Но этого недостаточно. Для преодоления технологической зависимости для нас жизненно важна последовательная политика импортозамещения.
В условиях, связанных с введением санкций, необходимо также найти новые подходы к реализации политики импортозамещения. Так, например, особое внимание необходимо уделять внутренним источникам совершенствования технологий – перспективным разработкам отечественной науки, достижениям лучших отечественных предприятий и отдельных регионов.
Прежде всего, в машиностроении действенными мерами по содействию импортозамещению могут стать госзакупки и стандартизация. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции. Что касается госзакупок, то федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей.
Генеральный директор (генеральный конструктор) «Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина» В. Ливанов заявил, что 35 наименований готовых изделий (комплектующих) для тяжелого военно-транспортного самолета Ил-476 производятся предприятиями на Украине. Еще тяжелее ситуация с самолетами разработки ГП «Антонова», которое находится на Украине. Значительную часть российской военно-транспортной авиации составляют самолеты семейства АН (Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан- 124), которые необходимо поддерживать в боеготовом состоянии. А в новых самолетах – Ан-70, Ан-140, А-14811, которые уже производятся на территории России, доля украинских комплектующих превышает 50%. В последние годы Россия взяла курс на замену либо производство самолетов этой марки без участия разработчика. Например, решено ускорить разработку и постановку в серийное производство легких транспортников Ил-112В, которые во многом аналогичны Ан-140. Ил- 476, по факту, может вытеснить Ан-70, производство которого в России еще не начиналось. Восстановление производства самых тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» в Ульяновске будет 10 Доклад заместителя руководителя Роскосмоса А. Шилова Министру промышленности и торговли России, «Коммерсантъ», 28 июля 2014 года. 11 В производстве Ан-148 разработки ГП «Антонов» используются технологии 126 российских, 10 французских, 11 немецких, 5 британских и 16 американских предприятий. Аналитический вестник № 27 (545) 23 идти самостоятельно от «Антонова». «Россия обладает всеми правами на техдокументацию Ан-124, имеет учтенный комплект конструкторской документации, и, с точки зрения сопровождения, проблем не будет», - заявил генеральный директор ульяновского «Авиастар СП» С. Дементьев. Вторая крупная интеграционная проблема для российского ОПК связана с производством двигателей для вертолетов. В настоящее время их производит завод «Мотор Сич» в Запорожье в кооперации с российскими предприятиями. Практически все российские вертолеты (Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52) оснащены двигателями украинского производства. Несколько лет назад Правительством России было принято решение построить собственный завод по серийному производству двигателей на новой площадке «Климова» в Приморском районе Санкт- Петербурга. В конце 2012 года был собран первый двигатель ВК-2500 из российских комплектующих, который является дальнейшим развитием двигателей серии ТВЗ-117, а в 2013 году таких двигателей было собрано около 50. Однако потребности российских вертолетостроителей, в том числе для новейших боевых машин Ми-28, Ка-52, Ми-35 исчисляются сотнями двигателей в год. Поэтому от продолжения кооперации с «Мотор Сич» российские предприятия ОПК не отказываются. Кроме этих двух направлений, между российскими и украинскими предприятиями ОПК имеются и другие кооперационные связи. Так, на вооружении России находятся межконтинентальные баллистические ракеты РС-20 (по классификации НАТО - SS-18 «Сатана») и украинские специалисты до сих пор осуществляют их авторский надзор и участвуют в работах по продлению сроков службы этих ракет.
По информации главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) М. Погосяна, в текущем году удалось сохранить все договоренности с зарубежными партнерами, несмотря на введенные санкции, в том числе по проектам SukhoiSuperjet 100 и МС-21. В то же время в сегменте авиационной техники военного назначения корпорация полностью независима от поставок из-за рубежа и успешно реализует программу импортозамещения, заменяя иностранных поставщиков второго и третьего уровня (сырья и материалов) отечественными. В плане привлечения долгосрочного финансирования в первую очередь для авиаперевозчиков сотрудничество со странами ШОС становится особенно актуальным. Так, успешно продвигается реализация соглашения с КНР оразработке нового пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Проблемы импортозамещения.
Отечественное авиастроение не так давно начало развиваться, при этом, важным толчком к этому послужили и технические возможности, и наличие необходимых кадров, а также, что ничуть не менее важно, материальные средства. Тем не менее, называть отрасль гражданского авиастроения интенсивно развивающейся, к сожалению, в настоящий момент нельзя, поскольку, по своей сути, в этом направлении делаются лишь первые шаги, однако, уже весьма характерно видны первые результаты работы в данной сфере: отечественный пассажирский самолёт SSJ-100, в поставках которого заинтересованы весьма многие авиакомпании, а также планируемый к выпуску в ближайшем будущем МС-21, который может стать фактически равноценной заменой дорогостоящим авиалайнерам от Airbus, Bombardier и Boeing.На текущий момент существует множество различных проблем, вытекающих из одного важного обстоятельства – несмотря на то, что спроектированные самолёты и производятся в России, часть важных комплектующих поставляется из-за рубежа, и здесь та же компания «Гражданские самолёты Сухого»,и ряд других отечественных авиастроителей подвержены серьёзным рискам, что в настоящий момент и наблюдается.Изначально может показаться весьма глупым использование иностранных комплектующих для производства отечественных самолётов, однако, специалисты утверждают, что на первых порах это вызвано веской необходимостью, поскольку в случае создания собственного производства, это может стать весьма дорогостоящим процессом, а уже в дальнейшем, когда производство самолётов поставлено на поток, комплектующие начинают производиться либо собственными силами, либо заказываются у различных компаний расположенных непосредственно на территории страны. Тем не менее, вопреки ведущим международным тенденциям российские авиастроители ведут совершенно иной образ производства, пока, в конечном счете, не оказываются в весьма затруднительном положении. Конечно, далеко не все комплектующие для самолётов можно произвести на территории страны, однако, учитывая тот факт, что отношения между Европой и США у России всегда были весьма прохладными, почему отечественные производители не могут заключить более выгодные контракты с тем же Китаем, у которого весьма хорошо развита электронная промышленность при фактически низких ценах, или Индией?
Заключение.
По мнениям специалистов, в ближайшее время стоит в обязательном порядке наладить производство собственных комплектующих для отечественного авиастроения, при этом, не исключено, что в подобной ситуации можно будет не только существенно экономить на производстве самолётов и других воздушных судов, но и делать их более надёжными в плане безопасности эксплуатации. План по созданию импортозамещающей продукции для отечественного авиастроения, буквально состоит из нескольких пунктов, но весьма доходчиво демонстрирует, сам процесс организации производства:
Определение состава и количества комплектующих необходимых для производства воздушного судна;
Создание опытных единичных образцов с последующим их тестированием на пригодность;
Создание технологического процесса производства с учётом потребности;
Наладка производства.
Конечно же, во всём этом могут быть свои собственные нюансы, однако, при квалифицированном подходе, себестоимость производства самолётов может снизиться на 5-10%, что естественно выразит заинтересованность у потенциальных заказчиков. Литература:
http://www.aviaport.ru/digest/2015/05/08/338981.html
Перегородиева Л.Н. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России.
Приказ Минпромторга России от 5 февраля 2013 г. № 137 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса».
Материалы совещания в Совете Федерации по вопросам повышения эффективности программ по импортозамещению для российского оборонно-промышленного комплекса, 20 августа 2014 года.
11 июля 2015 | Экономика | Газета.Ру .
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г.
План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р).
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
аналитика - http://www.aviaru.net/analytics/