ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННО-СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННО-СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена ростом опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также ростом детской заболеваемости, травматизма и смертности в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – подрастающее поколение. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека. Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения было предложено ввести в общее образование учащихся новую обязательную учебную дисциплину – «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Данная дисциплина представляет собой область научных знаний, изучающую общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающую соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. В настоящее время можно констатировать, что курс ОБЖ сформировался как образовательная область, но в то же время появился целый ряд проблем, тормозящий его развитие. Наиболее очевидные проблемы – слабость материально-технической базы, отсутствие проектов образовательной среды, отсутствие качественного педагогического состава, косное отношение чиновников от образования к данному курсу и т.д.

Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот» г. Нижневартовска разработана Программа осеннего военно-спортивного лагеря дневного пребывания детей «Остаться в живых». Программа представляет собой интеграцию военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, вооруженных сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и ОБЖ. Программа нацелена на формирование у подрастающей молодежи гражданско-патриотических качеств, личностно ориентированных на выполнение долга при защите Отечества, а также культуры безопасности жизнедеятельности.

Цель программы: организация отдыха и занятости подростков посредством включения в деятельность, способствующую физическому и духовному развитию, формированию гражданско-патриотического сознания личности.

Для достижения указанной цели необходимо реализовывать следующие

Задачи программы:

  1. Создать воспитательную среду, благоприятную для формирования культуры безопасности жизнедеятельности, нравственности и патриотизма ребенка, его гражданской позиции и духовного развития.

  2. Формировать у подростков патриотические чувства, активную гражданскую позицию посредством их участия в познавательных, военно-спортивных, коллективно-творческих мероприятиях.

  3. Воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, к своей малой Родине, гордости за свою Отчизну, свой родной край, готовности способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости.

  4. Формировать военно-профессиональную ориентацию подростков на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  5. Прививать навыки поведения и выживания в чрезвычайных экстремальных ситуациях.

Программа военно – спортивного лагеря дневного пребывания детей «Остаться в живых предусматривает проведение комплекса мероприятий, которые можно объединить в следующие блоки:

  • учебный (боевая и физическая подготовка);

  • воспитательный (культурно-массовая и просветительная работа);

  • спортивно-оздоровительный (спортивно-массовая работа и физкультура).

В учебный блок входит огневая подготовка, сборка-разборка автомата Калашникова, строевая подготовка, военная топография, военно-медицинская подготовка, автоконструирование.

Воспитательный блок содержит: Праздник «День народного единства»; оформление кабинетов, стендов; просмотр видеороликов о подвигах героев России, о Великой Отечественной войне; представление визитных карточек отрядов; выпуск боевых листков; посещение Музея Боевой и Трудовой Славы.

В спортивно – оздоровительный блок включены тактическая игра «Пейнтбол»; спортивные игры (футбол); военно-спортивные эстафеты; полосы препятствий.

Режим дня в осеннем лагере дневного пребывания детей разработан в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей, и предусматривает максимальное пребывание на свежем воздухе, проведение физкультурных, культурных мероприятий, организацию игр, регулярное двухразовое питание. Режим жизнедеятельности лагеря соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.2599 -10.

Штат сотрудников лагеря укомплектован работниками, имеющими профессиональные навыки и квалификацию, подтвержденную соответствующими документами, а так же опыт работы в лагерях дневного пребывания детей. Каждый работник лагеря имеет личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Работники лагеря несут ответственность за выполнение задач и возложенных на них функций. Степень ответственности работников определяется согласно трудового договора. Схема управления реализацией программы см. на рис. 1.

Механизм реализации программы осуществляется через: мониторинг образовательного процесса; использование инновационных форм и методов с целью формирования гражданственности и патриотизма воспитанников; сотрудничество с организациями разной направленности города Нижневартовска; деятельностью залов Музея Боевой и Трудовой Славы Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот».

Реализация программы осуществляется в несколько этапов. Первый Подготовительный этап включает подготовку командиров отделений из числа педагогов дополнительного образования, тренеров – преподавателей Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот»; составление штатного расписания; заключение договоров с ОАО «Государственной страховой компанией «Югория» о добровольном страховании детей и подростков от несчастных случаев и болезней на период организованного отдыха, ОАО «Комбинатом школьного питания» на оказание услуг по организации питания детей в лагерях дневного пребывания, МБОУ «СОШ № 29» на предоставление столовой на время работы лагеря; формирование нормативно-правовой базы лагеря дневного пребывания детей; разработку

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

 

Администрация муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»

 

 

Осенний лагерь дневного пребывания детей «Остаться в живых»

 

 

Командиры отделений

Начальник лагеря

Педагог-организатор

 

 

Тренеры-преподаватели

Педагоги дополнительного образования

 

 

Медицинский работник

Спортивный инструктор

 

 

Родительская общественность

Воспитанники лагеря

 

Рис. 1. Управление реализацией программы

документации по работе лагеря в осенний период; подготовку документов по технике безопасности и охране труда для работников и воспитанников лагеря; подготовку помещений для работы лагеря; приобретение материального оснащения (спецоборудования, технического инвентаря, дипломы, грамоты) согласно представленной смете расходов.

Второй организационный этап направлен на решение организационных вопросов: прибытие детей в лагерь; знакомство воспитанников с коллективом лагеря; ознакомление воспитанников с внутренним распорядком лагеря; знакомство с лагерем (экскурсия по кабинетам); проведение с воспитанниками диагностики, направленной на исследование удовлетворенности на начало лагерной смены; проведение инструктажей с подписью в журналах; открытие лагерной смены.

Основной этап включает спортивно – оздоровительную, гражданско-патриотическую, просветительную работу, презентацию знаний, умений, навыков, полученных воспитанниками в ходе работы лагеря.

На заключительном этапе проводится диагностика воспитанников, направленная на исследование удовлетворенности на конец лагерной смены, анализ достижений воспитанников, награждение грамотами, дипломами, призами.

По результатам мониторинга выявлено, что во время лагерной смены воспитанники приобретают опыт выживания в экстремальных условиях, первоначальный уровень навыков в области огневой, тактической, строевой подготовках; улучшают свое физическое состояние; получают знания о службе в рядах российской армии. На вопрос: «Что вы получили в лагере и сможете использовать в своей повседневной жизни?» дети ответили: послушание, дисциплина, строевая подготовка, армейский рукопашный бой, школа выживания. И все воспитанники лагеря хотели бы на следующий год попасть в этот лагерь. В связи с этим мы полагаем, что данная программа имеет ярко-выраженную социальную направленность и востребованность.

Список литературы

  1. Гончарова Е.В., Шитц А.Ю. Постановка проблемы формирования культуры безопасности подростков в Психолого-педагогической литературе // Культура Наука Образование: Проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. г. Нижневартовск, 12–13 февраля 2015 года. – Нижневартовск: НВГУ, 2015. С. 37 – 43.

  2. Шитц А.Ю. Обоснование актуальности проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности подростков в условиях УДОд //VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015», М.: РАЕ, режим доступа http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12221

  3. Гончарова Е.В. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования. Монография. – М.: МГОПУ им. М.И. Шолохова, 2006.- 333 с.

  4. Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования детей. Учебное пособие. – Нижневартовск: изда-во НВГУ, 2008. – 258 с.

  5. Никоненко, Ю.М. Диагностика экологического развития детей старшего дошкольного возраста / Ю.М. Никоненко //Научно-методические труды кафедры методик дошкольного и начального образования. Вып. 3. – Нижневартовск: НГГУ, 2009. С. 120-133.

  6. Овчаров Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения. – Нижневартовск: изд-во НГПИ, 1993. 217 с.

  7. Приказ МОиН от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 14.11.2013 г. Рег. №30384.

  8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Педагогика, 1998. – 256 с.

  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2001. 432 с.

Просмотров работы: 799