РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста является развитие монологической речи. Среди типов монологической речи, которыми овладевает дошкольник, наиболее интересным является монолог–описание. Роль речи–описания заключается в том, что в ней закрепляются и расширяются представления детей об окружающих предметах и явлениях, их признаках, активизируется и обогащается соответствующий словарь, обозначающий признаки знакомых предметов, закрепляется правильность употребления грамматических форм (словоизменений и структуры предложений), их практическое применение при построении связного описательного рассказа. Освоение особенностей описательной речи связано с формированием представлений о структуре, о логике и последовательности этого типа монологической речи, знакомятся со способами межфразовой связи, усваиваются образные средства родного языка, как важнейшего элемента эстетической функции языка (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.).

При всей ценности овладения детьми речью–описанием, исследователи отмечают, что для детей дошкольного возраста вызывают затруднения построение последовательного описания, а также полное и точное перечисление признаков описываемых объектов. Страдает и связность описаний и их образность. Словарь образных средств у детей беден, что делает их описания схематичными.

Между тем, средства образности, их разнообразие и богатство обогащают не только описательную речь детей, но и помогают усвоить переносный смысл слов, усвоить их многозначность. Открыть детям красоту и эстетику родной речи, помочь им окунуться в ее образный строй и овладеть средствами языковой выразительности способны народные и литературные загадки.

Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений [1,с.117]. Народная загадка характеризуется как «одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений» [5].

Отгадывание загадок упражняет ум детей, развивает интеллектуальные способности, умения анализировать и обобщать, углубляет и уточняет знания о признаках различных предметов и явлений окружающего мира. Загадки, справедливо отмечает В.И. Логинова, обогащают словарь детей за счет многозначности слов, вторичных значений слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадки – средство формирования грамматического строя речи, демонстрирующее разнообразие языковых форм. Загадка является образцом четкого и лаконичного описания наиболее характерных, отличительных признаков окружающих объектов, яркой передачи образов предметов, пример поэтического взгляда на реальную действительность [3].

По мнениюЮ.Г. Илларионовой, загадки обладают возможностями способствовать развитию у детей монологической речи, в том числе описательной речи. Примеры различных средств выразительности в загадке (метафор, эпитетов, сравнений, различных определений, а также приемов олицетворения) содействуют развитию образности речи дошкольников [3].

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

  • Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

  • Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка [5].

Работа с такими загадками учит детей выделять признаки (элементарный анализ) и объединять их в одно целое (синтез). Это обогащает представления детей о многообразии признаков объектов окружающего мира и соответствующие им слова, обогащает словарь детей.

Загадки второго уровня сложности включают:

  • Загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

  • Загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений [5].

Чтобы отгадать подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь связать его с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.

Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга [5].

В другой классификации загадок выделяются такие виды:

  • загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

  • загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

  • комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения;

  • сюжетные загадки - это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета [4].

Для нашего исследования особое значение имеют загадки-описания, которые заключают в себе возможности для обучения детей последовательному и точному описанию объектов, через обогащение представлений детей о форме и средствах описания, через обогащение словаря их описательной речи новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями.

Овладение детей навыками описательной речи посредством загадок осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных занятиях.

Сначала дети учатся отгадывать загадки, а потом после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к самостоятельному придумыванию загадок о нем [1,с.117]. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры «Чудесный мешочек». Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает задание: «Можно загадать загадку, рассказав, какой это предмет, но не называть его» [6].

В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Если описание игрушки не отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать загадку более полной и интересной [4].

Чтобы дети усвоили структуру загадки, требуется обращать их внимание на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?». Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний [4].

Придумывание загадок детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок [1,с.117].

Чтобы загадка - описание была образной, яркой, точной, детей учат составлять загадки - описания. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с ними и его творческого подхода к работе с загадками [2]. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины.

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Таким образом, загадка является важнейшим средством обогащения описательной речи у детей дошкольного возраста. Отгадывание загадок обогащает представления детей о признаках окружающих предметов и явлений, обогащает словарь детей названиями этих признаков и образными выражениями. Придумывание загадок активизирует усвоенные лексико-грамматические средства, упражняет детей в составлении описательных монологов: последовательных, точных и образных.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М Алексеева, Б.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 117с;

  2. Загадки для детей. Использование в работе ДОУ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/265-2012-08-15-18-55-16.html;

  3. Приорова Н.А.Роль загадки в развитии дошкольника. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac685.html;

  4. Хабарова О.В.Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/41/4958/;

  5. Родионова Е.Ю.Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.logoped.ru/rodieu02.htm.

  6. Бизикова О.А., Степаненко А.О. Загадка как средство обогащения описательной речи детей старшего дошкольного возраста // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов (г. Нижневартовск, 2-3 апреля 2015 г.) / Отв.ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2015. – С. 333-334.

Просмотров работы: 1836