АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в нашей стране и в других странах ученые и специалисты ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодежи, о переориентации целей и задач физического воспитания. Речь в данном случае идет о переходе от системы, которая opиентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья. Эта система призвана также формировать потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенстве, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом (Л. В. Абдульманова, В. К. Бальсевич, В. Н. Курысь, А. П. Матвеев, Л. И. Лубышева, Ю. К. Чернышенко и др.). Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации — гиподинамия, курение, алкоголизм, наркомания, ухудшение экологии и т. п. Реальная ситуация такова, что физические упражнения на занятиях для значительной части детей дошкольного возраста являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет, в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.

Понятие «физическая культура дошкольника» необходимо рассматривать как многомерное явление, обеспечивающие ребенку выбор тех или иных движений для самовыражения, саморазвития и самосохранения себя как уникальной здоровой личности. Показателем развития физической культуры детей дошкольного возраста является самостоятельная двигательная активность ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Самостоятельная двигательная активность определяется как комплекс самостоятельных, осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранное взаимодействие ребенка с миром.

Л.В. Абдульманова [1] выделяет следующие составляющие физической культуры ребенка: культура движения, культура телосложения и культура здоровья. «Культура движения» включает представления детей о движениях как знаке и символе культуры, способность ребенка понимать красоту движений, самостоятельно трансформировать двигательный и социокультурный опыт в среде жизнедеятельности - естественно, свободно, творчески самовыражаться, гуманно взаимодействовать и обеспечивать пространство оздоровления. «Культура телосложения» включает представления ребенка о строении своего тела, его красоте, физическом идеале, своего физического облика, положительное его оценивание, способность сохранять и поддерживать тело и организм. Образ собственного тела является основой самооценки личности, условием ее успешной самореализации. Сложившееся отношение к телу как к культурной ценности, источнику жизненного благополучия, внутренней гармонии, способствует успешной самореализации ребенка. Культура телосложения развивается у ребенка под влиянием непосредственного контакта с окружающим миром.

«Культура здоровья» включает представления ребенка о самом себе как части природы, уникального и совершенного создания, здоровье как ценности жизни; способность сохранять его, выполняя определенные правила, действия, движения. Степень развития культуры здоровья определяется пониманием необходимости и потребности в здоровом образе жизни.

Содержанием культуросообразного физического образования детей дошкольного возраста выступает система знаний о себе, строении своего тела, организма, движении как знаке, сигнализирующем о скрытых чувствах, эмоциях, переживаниях и т.п. Показателем развития физической культуры детей дошкольного возраста является самостоятельная двигательная активность ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Самостоятельная двигательная активность определяется как комплекс самостоятельных, осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранное взаимодействие ребенка с миром.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков, формированию ценностного отношения к физической культуре дошкольников не уделяется должного внимания.

Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определённого вида деятельности, не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.

По мнению ведущих специалистов (Л. И. Божович, А. А Венгер, Л. С. Выготский и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Такой деятельностью являются физкультурные занятия, занятия плаванием, направленные на формирование ценностного отношения детей к здоровью, здоровому образу жизни, физической культуре. Прежде, чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

И.Ф.Харламов трактует «отношение» как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний и убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе, сказываются на ее поведении и развитии [5].

Отношение — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельности). Прожить отношение — это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «Я». Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках.

Определяя структуру отношений, С.Л.Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нем, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания.

Ценностное отношение – сознательная избирательная связь человека со значимыми для него объектами и явлениями, выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. Отношения формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности. Отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности, а эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие ценностных отношений [1].

Б.А.Хусаинов выделяет следующие виды ценностей в структуре ценностного отношения (табл.1)

Таблица 1

Виды ценностей в структуре ценностного отношения

Содержание ценностного отношения (по Б.А.Хусаинову)

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

безопасность

вежливость

удовольствие

ответственность

гармония

храбрость

комфортность

выносливость

уважение

желание быть победителем

   

Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни. Ценностное отношение к физической культуре включает в себя ценности здоровья, культуры тела, культуры движения и др.

Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели.

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений.

Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие. Ценностное отношение к здоровью составляют мотивы, смыслы, убеждения, валеологические знания и умения, сознательная эмоционально-волевая активность ребенка в реализации здорового стиля жизни. Сущность ценностного отношения к здоровью в том, что ребенок учится сам обеспечивать собственное здоровье, формирует у себя мотивы, умения и готовность творить его своими усилиями, а не перекладывать ответственность за него на других людей, внешние условия и обстоятельства.

В нашем исследовании мы формируем ценностное отношение к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами плавания. Плавание - одно из важнейших средств в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Плавание является мощным эмоционально-положительным фактором, который позволяет решать важные задачи: способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.

Кроме того, занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Разработка технологии формирования ценностного отношения к физической культуре у старших дошкольников средствами плавания являются следующим этапом нашего исследования.

Список литературы

  1. Абдульманова Л.В. Физическая культура и её составляющие в контексте гуманистической модели образования.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003.

  2. .Решетнева Г., .Абольянина С.Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. - М.// Дошкольное воспитание № 4, 2008.

  3. Пашин А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников: монография. – Пенза: ПГПУ, 2011. – 228 с.

  4. Рубахин Д.Е. Исследование ценностного отношения к физической культуре младших школьников // Вестник ТПГУ. 2009. Вып. 7 (85).

  5. Харламов. И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение, 2000.

  6. Хусаинов Б. А. Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 378-381.

Просмотров работы: 1783