СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство является неповторимым временем в жизни каждого человека. Поскольку в этот период характеризуется формированием психофизического здоровья и становление личности. Это время в большей степени отражает всю дальнейшую жизнь человека.

Термин «ребенок с особыми потребностями» – это недавно появившийся и еще не устоявшийся термин, который используется во всем мире. Дети с особыми потребностями – это дети, имеющие нарушение здоровья, с различными расстройствами функций организма, которые связанны с заболеваниями, вызванные травмами или дефектами.

В Конвенции о правах ребенка утверждено право детей с особыми потребностями на особый уход. Так же отмечается, что подобных детей нельзя изолировать от общества, несмотря на отрицательные социальные установки. Содержание термина несет в себе традиционное для отечественной дефектологии осмысление ребенка с особыми потребностями как нуждающегося в «обходных путях» достижении тех задач развития, достигающиеся в условиях нормы устоявшимися в обществе методами воспитания и социального сопровождения - особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы. [2]

Дети с особыми потребностями нуждаются в сопровождении педагогов и психологов. Социальное сопровождение - это комплекс мероприятий, которые направлены на развитие и поддержание процессов активной жизнедеятельности. Оно несёт в себе элементы обучения и развития способностей ребенка, а так же к успешному взаимодействию в социуме. [4]

Социальное сопровождение всегда направлено на конкретного ребенка, даже в условиях, когда специалист работает с группой. Сопровождение включает в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за сопровождаемого, а способствует формированию его самостоятельности.

Социальное сопровождение детей с особыми потребностями на настоящий момент весьма актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка с особыми потребностями - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, создания оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым были предложена классификация детей с особыми потребностями:

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

  • Дети с нарушением речи (логопаты);

  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  • Дети с умственной отсталостью;

  • Дети с задержкой психического развития;

  • Дети с нарушением поведения и общения;

  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития; [3]

Беря во внимание характер нарушения, можно сказать, что некоторые дефекты возможно полностью преодолевать в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, некоторые можно только лишь сглаживать, а другие только компенсировать.

Характер нарушения нормального развития ребенка и его сложность устанавливают особенности формирования у ребенка нужных знаний, умений и навыков, а также определяют формы педагогической работы с ним. Какой-то ребенок с нарушениями в развитии способен овладеть только самыми элементарными о знаниями, а другой сравнительно не ограничен в своих возможностях. [2]

На развитие ребенка с особыми потребностями влияет 4 фактора:

  • Вид (тип) нарушения.

  • Качество и степень нарушения. В зависимости от степени, нарушения могут быть: ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными.

  • Время возникновения дефекта. Чем дольше ребенок испытвает патологические воздействие дефекта, тем больше будет повреждений сенсорных, речевых, ментальных систем. Отклонения психофизического развития будут более выражены;

  • Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успех в социальном сопровождении детей с особыми потребностями в большинстве своем зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним. [1]

Процесс социализации детей с особыми потребностями призывает к гуманизации процесса воспитания. Новая гуманистическая парадигма, ставящая в центр внимания личность ребёнка, поэтому необходимо особое отношение к вопросам воспитания и сопровождения социально здоровой личности, которая способна к самореализации в условиях, не нарушающих нормы и ценности общества, что обусловлено психофизическими особенностями и сопряжена с некоторыми трудностями, способные решить с помощью социального сопровождения.

Л.С. Выготскому принадлежит важное место в решении этой проблемы. Его идеи о связи социальной активности с социальным окружением и с индивидуальным развитием ребенка явились началом методологической основы социально-образовательной интеграции детей с особыми потребностями. Л.С. Выготский говорил о большом значении включения «адефективных детей» в многообразную социально значимую деятельность. Необходимо создать активные и действенные формы формирования детского опыта. Дефект может не только затруднять развитие ребенка, но и должен способствовать к выработке импульса социальной компенсации [1]. Главной задачей сопровождения детей с особыми потребностями является интеграция их в жизнь и создание необходимых условий для компенсации их недостатка всевозможными способами. Под компенсацией ученый подразумевал не биологический, а социальный аспект: в работе с таким ребенком с дефектами в развитии, доводится иметь дело не столько с биологическими факторами, а сколько с их социальными последствиями. Процесс социализации, приспособления ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. [2]

 Большинство детей с особыми потребностями живут в специализированных интернатах. Данные интернаты в России в течение долго времени работы осуществляют социально-педагогические функции. Подобные учреждения в связи с их особенностями не очень подходят для детей с особыми потребностями. Его закрытость способствует возникновению противоречия между необходимостью социализации таких детей и их настоящим образом жизни и его содержанием, которое характеризуется скудостью жизненного пространства.

Родители, занимающиеся воспитание ребенка с особыми потребностями, имеют особые условия на работе:

  • их можно отправлять в командировку только по их согласию.

  • их запрещено переводить на работу в другое местоположение.

  • их запрещено оставлять на сверхурочную и ночную работу без их согласия, запрещено привлекать их к работе в выходной день.

  • по их желанию их можно привлекать к работе в режиме неполного рабочего времени.

Один из родителей или опекунов имеет право на ежемесячные дополнительные выходные дни (вдобавок к обычному праву на отпуск по уходу за ребенком) до достижения ребенком 18-летнего возраста. Дополнительные выходные дни оплачивают на основании средней заработной платы.

Воспитание ребенка с особыми потребностями считается деятельностью, приравненной к трудовой занятости, при расчете пенсии это время учитывают в стаже, а государство платит социальный налог за одного неработающего родителя ребенка с особыми потребностями в возрасте до 18 лет.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

  2. Закрепина, А. В. Трудный ребёнок пути к сотрудничеству: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 141 с.

  3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,1991. - 143 с.

  4. Лубовский В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / ред. Б.М. Когана и С.М.Валявко. М.: Спутник, 2011.

Просмотров работы: 944