Термин «ребенок с особыми потребностями» – это недавно появившийся и еще не устоявшийся термин, который используется во всем мире. Дети с особыми потребностями – это дети, имеющие нарушение здоровья, с различными расстройствами функций организма, которые связанны с заболеваниями, вызванные травмами или дефектами.
В Конвенции о правах ребенка утверждено право детей с особыми потребностями на особый уход. Так же отмечается, что подобных детей нельзя изолировать от общества, несмотря на отрицательные социальные установки. Содержание термина несет в себе традиционное для отечественной дефектологии осмысление ребенка с особыми потребностями как нуждающегося в «обходных путях» достижении тех задач развития, достигающиеся в условиях нормы устоявшимися в обществе методами воспитания и социального сопровождения - особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы. [2]
Дети с особыми потребностями нуждаются в сопровождении педагогов и психологов. Социальное сопровождение - это комплекс мероприятий, которые направлены на развитие и поддержание процессов активной жизнедеятельности. Оно несёт в себе элементы обучения и развития способностей ребенка, а так же к успешному взаимодействию в социуме. [4]
Социальное сопровождение всегда направлено на конкретного ребенка, даже в условиях, когда специалист работает с группой. Сопровождение включает в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за сопровождаемого, а способствует формированию его самостоятельности.
Социальное сопровождение детей с особыми потребностями на настоящий момент весьма актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка с особыми потребностями - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, создания оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.
В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым были предложена классификация детей с особыми потребностями:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития; [3]
Беря во внимание характер нарушения, можно сказать, что некоторые дефекты возможно полностью преодолевать в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, некоторые можно только лишь сглаживать, а другие только компенсировать.
Характер нарушения нормального развития ребенка и его сложность устанавливают особенности формирования у ребенка нужных знаний, умений и навыков, а также определяют формы педагогической работы с ним. Какой-то ребенок с нарушениями в развитии способен овладеть только самыми элементарными о знаниями, а другой сравнительно не ограничен в своих возможностях. [2]
На развитие ребенка с особыми потребностями влияет 4 фактора:
Вид (тип) нарушения.
Качество и степень нарушения. В зависимости от степени, нарушения могут быть: ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными.
Время возникновения дефекта. Чем дольше ребенок испытвает патологические воздействие дефекта, тем больше будет повреждений сенсорных, речевых, ментальных систем. Отклонения психофизического развития будут более выражены;
Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успех в социальном сопровождении детей с особыми потребностями в большинстве своем зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним. [1]
Процесс социализации детей с особыми потребностями призывает к гуманизации процесса воспитания. Новая гуманистическая парадигма, ставящая в центр внимания личность ребёнка, поэтому необходимо особое отношение к вопросам воспитания и сопровождения социально здоровой личности, которая способна к самореализации в условиях, не нарушающих нормы и ценности общества, что обусловлено психофизическими особенностями и сопряжена с некоторыми трудностями, способные решить с помощью социального сопровождения.
Л.С. Выготскому принадлежит важное место в решении этой проблемы. Его идеи о связи социальной активности с социальным окружением и с индивидуальным развитием ребенка явились началом методологической основы социально-образовательной интеграции детей с особыми потребностями. Л.С. Выготский говорил о большом значении включения «адефективных детей» в многообразную социально значимую деятельность. Необходимо создать активные и действенные формы формирования детского опыта. Дефект может не только затруднять развитие ребенка, но и должен способствовать к выработке импульса социальной компенсации [1]. Главной задачей сопровождения детей с особыми потребностями является интеграция их в жизнь и создание необходимых условий для компенсации их недостатка всевозможными способами. Под компенсацией ученый подразумевал не биологический, а социальный аспект: в работе с таким ребенком с дефектами в развитии, доводится иметь дело не столько с биологическими факторами, а сколько с их социальными последствиями. Процесс социализации, приспособления ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. [2]
Большинство детей с особыми потребностями живут в специализированных интернатах. Данные интернаты в России в течение долго времени работы осуществляют социально-педагогические функции. Подобные учреждения в связи с их особенностями не очень подходят для детей с особыми потребностями. Его закрытость способствует возникновению противоречия между необходимостью социализации таких детей и их настоящим образом жизни и его содержанием, которое характеризуется скудостью жизненного пространства.
Родители, занимающиеся воспитание ребенка с особыми потребностями, имеют особые условия на работе:
их можно отправлять в командировку только по их согласию.
их запрещено переводить на работу в другое местоположение.
их запрещено оставлять на сверхурочную и ночную работу без их согласия, запрещено привлекать их к работе в выходной день.
по их желанию их можно привлекать к работе в режиме неполного рабочего времени.
Один из родителей или опекунов имеет право на ежемесячные дополнительные выходные дни (вдобавок к обычному праву на отпуск по уходу за ребенком) до достижения ребенком 18-летнего возраста. Дополнительные выходные дни оплачивают на основании средней заработной платы.
Воспитание ребенка с особыми потребностями считается деятельностью, приравненной к трудовой занятости, при расчете пенсии это время учитывают в стаже, а государство платит социальный налог за одного неработающего родителя ребенка с особыми потребностями в возрасте до 18 лет.
Список литературы
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Закрепина, А. В. Трудный ребёнок пути к сотрудничеству: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 141 с.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,1991. - 143 с.
Лубовский В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / ред. Б.М. Когана и С.М.Валявко. М.: Спутник, 2011.