В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, и проявление творческих способностей в разных видах деятельности [6]. Интегративные качества личности ребенка-дошкольника, не могут быть сформированы без активности со стороны воспитуемых, и досуговая деятельность помогает формированию этих качеств дошкольника.
Понятие «творческая активность» связано с понятием «активность», «творчество», «творческая деятельность». Психолог В.Г. Леонтьев трактует активность, как «психическое явление, реализуемую способность преобразования внешней и внутренней среды человека в соответствии с поставленной им целью», и как «интегративное явление психики личности человека, которое имеет самые различные проявления, в виде определённых признаков». Под активностью В.Г. Леонтьев понимает «инициативность (от латинского слова initium) –начало, почин, предприимчивость, руководящую роль и целеустремлённость, организованность». Показателем и признаком активности является продуктивность деятельности человека. Активность изменчива, динамична и развивается вместе с развитием самого человека [4]. Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью. Различают различные типы активности: среди них игра и творчество. Игра – это активность ради активности, когда человек получает удовольствие не от достижения какой-то конкретной цели, а от самого процесса деятельности. Такой вид активности особо присущ детям.
Вопросу формирования творческой активности старших дошкольников в досуговой деятельности в последнее время уделяется значительное внимание в учреждениях общего и дополнительного образования, что позволяет выделить повышенный научный интерес к данной проблеме и подтверждает её актуальность. Однако нет подтверждений о том, что проводились систематические исследования по проблеме формирования творческой активности старших дошкольников как целостного феномена и возможностей его формирования в условиях досуговой деятельности.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между возможностями досуга как целостного, интегративного феномена и особенностями его организации в системе дошкольного образования с позиции развлечения и недостаточной разработанностью вопроса использования досуга, как средства формирования творческой активности старшего дошкольника.
Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: как обеспечить формирование творческой активности старших дошкольников в досуговой деятельности?
В.С. Безрукова определяет творческую активность, как «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении: как оригинальность, созидательность и новизна» и как «способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую» [1]. Чаще всего творческая активность является способом самореализации, однако в современном обществе нередко творческая активность рассматривается лишь разновидность профессиональной деятельности композитора, художника, писателя.
Исходя из анализа теоретических подходов к понятию «активность личности», в нашем исследовании будем опираться на системно-деятельностный подход, который рассматривает творческую активность дошкольников как системное интегральное личностное образование.
Мы рассматриваем творческую активность старших дошкольников как интегральное качество, заключающееся в способности ребенка к стремлению получения информации, внесения элементов новизны в способы выполнения творческих задач (Л.С. Кудинова) [4].
Творческая активность как интегральное качество личности включает ряд компонентов: когнитивный, мотивационный, деятельностный, которые проявляются в содержании творчества, позиции, опыте и общении старших дошкольников. Когнитивный компонент содержит следующие показатели: знание видов творчества, содержания творчества (А.М. Грановская, В.Г. Рындак). Мотивационный компонент включает такие показатели как интерес к конкретным видам творчества, стремление к соучастию в конкретной творческой деятельности, мотив и потребность в собственной творческой проективной деятельности (В.И. Андреев, А.С. Матюшкин). Деятельностный компонент предполагает участие старших дошкольников в досуговой деятельности и отражается в показателях: освоение основ творческой деятельности, репродуктивную и авторскую творческую активность (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Е.И. Смирнова).
В нашем исследовании средством формирования творческой активности старших дошкольников является досуговая деятельность. Досуговая деятельность преобразует повседневную жизнь и является важной при организации свободного времени ребёнка, помогая ему формировать себя как личность. Старших дошкольников нужно приучать интересно и содержательно организовывать своё свободное время, формируя основы досуговой деятельности. Современные учёные выделяют условия формирования творческой активности личности в досуговой деятельности, как доминирование качеств личности: добровольность, волеизъявление, творчество, эмоциональная приподнятость. Необходимость предоставления личной свободы, независимости, возможности ощущения себя хозяином положения, возможности действовать с индивидуальными интересами и желаниями, создают у старшего дошкольника положительно эмоциональный настрой, при котором повышаются творческие силы к достижению высоких результатов и в преодолении трудностей.
Общество на данном этапе своего развития характеризуется очень высокими показателями динамичности, креативности и активности. Активный человек – успешный человек, который способен оказывать влияние на развитие окружающей среды, на развитие самого себя, своей деятельности, а через это и своих способностей, возможностей. Взрастить творчески активную личность непросто и поэтому дошкольное детство наиболее благоприятный период для закладывания основ её формирования. Индивидуальные способности и возможности каждого ребёнка наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности в условиях досуга, что позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества.
В исследованиях С.И. Бекиной, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метлова и др., досуг характеризуется как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. Досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников, и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показал, что традиционно досуг рассматривается узко, только как развлечение ребенка; в досуге преобладают непродуктивные виды детской деятельности. Между тем в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество [3].
А.Д. Жарков отмечает, что «досуговая деятельность является непроизводственной деятельностью, а досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе» [2]. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество и является мощным средством воздействия на личность, формируя положительные мотивы и установки. Досуговая деятельность – это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.
М.Б. Зацепина выделяет следующие виды культурно-досуговой деятельности: «игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую, которые могут удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время [3].
Существенным и основным элементом досуговой деятельности является игра, которая занимает центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть – это показатель культуры личности ребенка, значит, необходимо формировать и развивать детский игровой компонент культуры. Игра – форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции. В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей. Цель детской игры заключена в самом её процессе, а эмоциональный смысл – в подлинности чувств и переживаний. Зависимость игры от эмоционального восприятия роднит её с искусством. Эмоции искусства (музыка, театр, живопись, поэзия) выступают одним из определяющих факторов её специфики. Так, музыка способна вызвать в нас целую гамму чувств, а содержание музыки заключается в выраженных музыкальными средствами человеческих переживаниях, чувствах, эмоциях. Игра не просто подключает эмоциональное поле слушателей, а носит характер событийности, действия, тем самым позволяя дошкольникам легко усваивать сложные элементы музыкальной речи и композиции. Именно в музыкальной игре наиболее отчетливо проявляется базовый принцип начального музыкального развития: «слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю».
В досуговой деятельности старшие дошкольники сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на музыкальных инструментах, придумывая новые варианты игры или театрально-игровую сценку, ищут свои варианты и способы действий. Музыкальная игра редко используется в досуговой деятельности. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса движений, формирует музыкальные способности. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов способствует развитию творческой активности ребенка. Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания. В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поезд за город», «Звероловы и звери». Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон», «Как на тоненький ледок». В этих играх сюжеты – поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. Развитию творческой активности в досуговой деятельности способствует инсценирование песен. Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Для досуговой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, игры-забавы, театрализованные игры, истории, концерты);
б) игра – импровизация на детских музыкальных инструментах;
в) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);
г) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование творческой активности детей является важной актуальной задачей в современной педагогической практике. Уверенный в своих силах в современном обществе человек, обладающий творческим потенциалом, способностью принять и усвоить информацию, уметь посмотреть на неё с новой стороны – это сегодняшний дошкольник, который в перспективе – творец будущего. Для достижения творческой активности ребенка важно формировать личностные качества, соответствующие характеру творческого процесса. Развитие творческой активности детей будет наиболее успешным в досуговой деятельности, которая требует творческого отношения к себе, формирует творческие способности и является доступной и значимой для старшего дошкольника. Одним из средств развития творческой активной личности в досуговой деятельности является музыкальная игра, которая отвечает современным требованиям: эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу искусств.
Список литературы
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937с.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2002. -197 с.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 64с
Кудинова Л.С. Особенности организации праздников в детском саду и проблема стимулирования творческой активности дошкольников педагогом //Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2009, № 1. С. 37 -45.
Леонтьев В.Г. Психологические источники активности личности: Сборник научных трудов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. 283с.
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 14.11.2013 г. Рег. №30384.