АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования творчески активной личности, умеющей самостоятельно развивать свою способность творить, тем самым выделяя в своей жизни особые сферы свободы, ответственности и возможности созидания остро стоит перед обществом. Общество на данном этапе своего развития характеризуется очень высокими показателями динамичности, лабильности, креативности и активности. Активный человек – успешный человек, который способен оказывать влияние на развитие окружающей среды, на развитие самого себя, своей деятельности, а через это и своих способностей, возможностей. Взрастить творчески активную личность непросто и поэтому дошкольное детство наиболее благоприятный период для закладывания основ её формирования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, и проявление творческих способностей в разных видах деятельности [6]. Интегративные качества личности ребенка-дошкольника, не могут быть сформированы без активности со стороны воспитуемых, и досуговая деятельность помогает формированию этих качеств дошкольника.

Понятие «творческая активность» связано с понятием «активность», «творчество», «творческая деятельность». Психолог В.Г. Леонтьев трактует активность, как «психическое явление, реализуемую способность преобразования внешней и внутренней среды человека в соответствии с поставленной им целью», и как «интегративное явление психики личности человека, которое имеет самые различные проявления, в виде определённых признаков». Под активностью В.Г. Леонтьев понимает «инициативность (от латинского слова initium) –начало, почин, предприимчивость, руководящую роль и целеустремлённость, организованность». Показателем и признаком активности является продуктивность деятельности человека. Активность изменчива, динамична и развивается вместе с развитием самого человека [4]. Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью. Различают различные типы активности: среди них игра и творчество. Игра – это активность ради активности, когда человек получает удовольствие не от достижения какой-то конкретной цели, а от самого процесса деятельности. Такой вид активности особо присущ детям.

Вопросу формирования творческой активности старших дошкольников в досуговой деятельности в последнее время уделяется значительное внимание в учреждениях общего и дополнительного образования, что позволяет выделить повышенный научный интерес к данной проблеме и подтверждает её актуальность. Однако нет подтверждений о том, что проводились систематические исследования по проблеме формирования творческой активности старших дошкольников как целостного феномена и возможностей его формирования в условиях досуговой деятельности.

Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между возможностями досуга как целостного, интегративного феномена и особенностями его организации в системе дошкольного образования с позиции развлечения и недостаточной разработанностью вопроса использования досуга, как средства формирования творческой активности старшего дошкольника.

Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: как обеспечить формирование творческой активности старших дошкольников в досуговой деятельности?

В.С. Безрукова определяет творческую активность, как «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении: как оригинальность, созидательность и новизна» и как «способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую» [1]. Чаще всего творческая активность является способом самореализации, однако в современном обществе нередко творческая активность рассматривается лишь разновидность профессиональной деятельности композитора, художника, писателя.

Исходя из анализа теоретических подходов к понятию «активность личности», в нашем исследовании будем опираться на системно-деятельностный подход, который рассматривает творческую активность дошкольников как системное интегральное личностное образование.

Мы рассматриваем творческую активность старших дошкольников как интегральное качество, заключающееся в способности ребенка к стремлению получения информации, внесения элементов новизны в способы выполнения творческих задач (Л.С. Кудинова) [4].

Творческая активность как интегральное качество личности включает ряд компонентов: когнитивный, мотивационный, деятельностный, которые проявляются в содержании творчества, позиции, опыте и общении старших дошкольников. Когнитивный компонент содержит следующие показатели: знание видов творчества, содержания творчества (А.М. Грановская, В.Г. Рындак). Мотивационный компонент включает такие показатели как интерес к конкретным видам творчества, стремление к соучастию в конкретной творческой деятельности, мотив и потребность в собственной творческой проективной деятельности (В.И. Андреев, А.С. Матюшкин). Деятельностный компонент предполагает участие старших дошкольников в досуговой деятельности и отражается в показателях: освоение основ творческой деятельности, репродуктивную и авторскую творческую активность (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Е.И. Смирнова).

В нашем исследовании средством формирования творческой активности старших дошкольников является досуговая деятельность. Досуговая деятельность преобразует повседневную жизнь и является важной при организации свободного времени ребёнка, помогая ему формировать себя как личность. Старших дошкольников нужно приучать интересно и содержательно организовывать своё свободное время, формируя основы досуговой деятельности. Современные учёные выделяют условия формирования творческой активности личности в досуговой деятельности, как доминирование качеств личности: добровольность, волеизъявление, творчество, эмоциональная приподнятость. Необходимость предоставления личной свободы, независимости, возможности ощущения себя хозяином положения, возможности действовать с индивидуальными интересами и желаниями, создают у старшего дошкольника положительно эмоциональный настрой, при котором повышаются творческие силы к достижению высоких результатов и в преодолении трудностей.

Общество на данном этапе своего развития характеризуется очень высокими показателями динамичности, креативности и активности. Активный человек – успешный человек, который способен оказывать влияние на развитие окружающей среды, на развитие самого себя, своей деятельности, а через это и своих способностей, возможностей. Взрастить творчески активную личность непросто и поэтому дошкольное детство наиболее благоприятный период для закладывания основ её формирования. Индивидуальные способности и возможности каждого ребёнка наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности в условиях досуга, что позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества.

В исследованиях С.И. Бекиной, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метлова и др., досуг характеризуется как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. Досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников, и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показал, что традиционно досуг рассматривается узко, только как развлечение ребенка; в досуге преобладают непродуктивные виды детской деятельности. Между тем в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество [3].

А.Д. Жарков отмечает, что «досуговая деятельность является непроизводственной деятельностью, а досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе» [2]. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество и является мощным средством воздействия на личность, формируя положительные мотивы и установки. Досуговая деятельность – это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.

М.Б. Зацепина выделяет следующие виды культурно-досуговой деятельности: «игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую, которые могут удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время [3].

Существенным и основным элементом досуговой деятельности является игра, которая занимает центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть – это показатель культуры личности ребенка, значит, необходимо формировать и развивать детский игровой компонент культуры. Игра – форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции. В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей. Цель детской игры заключена в самом её процессе, а эмоциональный смысл – в подлинности чувств и переживаний. Зависимость игры от эмоционального восприятия роднит её с искусством. Эмоции искусства (музыка, театр, живопись, поэзия) выступают одним из определяющих факторов её специфики. Так, музыка способна вызвать в нас целую гамму чувств, а содержание музыки заключается в выраженных музыкальными средствами человеческих переживаниях, чувствах, эмоциях. Игра не просто подключает эмоциональное поле слушателей, а носит характер событийности, действия, тем самым позволяя дошкольникам легко усваивать сложные элементы музыкальной речи и композиции. Именно в музыкальной игре наиболее отчетливо проявляется базовый принцип начального музыкального развития: «слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю».

В досуговой деятельности старшие дошкольники сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на музыкальных инструментах, придумывая новые варианты игры или театрально-игровую сценку, ищут свои варианты и способы действий. Музыкальная игра редко используется в досуговой деятельности. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса движений, формирует музыкальные способности. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов способствует развитию творческой активности ребенка. Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания. В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поезд за город», «Звероловы и звери». Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон», «Как на тоненький ледок». В этих играх сюжеты – поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. Развитию творческой активности в досуговой деятельности способствует инсценирование песен. Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.

Для досуговой деятельности характерны такие организационные формы, как:

а) сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, игры-забавы, театрализованные игры, истории, концерты);

б) игра – импровизация на детских музыкальных инструментах;

в) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);

г) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование творческой активности детей является важной актуальной задачей в современной педагогической практике. Уверенный в своих силах в современном обществе человек, обладающий творческим потенциалом, способностью принять и усвоить информацию, уметь посмотреть на неё с новой стороны – это сегодняшний дошкольник, который в перспективе – творец будущего. Для достижения творческой активности ребенка важно формировать личностные качества, соответствующие характеру творческого процесса. Развитие творческой активности детей будет наиболее успешным в досуговой деятельности, которая требует творческого отношения к себе, формирует творческие способности и является доступной и значимой для старшего дошкольника. Одним из средств развития творческой активной личности в досуговой деятельности является музыкальная игра, которая отвечает современным требованиям: эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу искусств.

Список литературы

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937с.

  2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2002. -197 с.

  3. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 64с

  4. Кудинова Л.С. Особенности организации праздников в детском саду и проблема стимулирования творческой активности дошкольников педагогом //Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2009, № 1. С. 37 -45.

  5. Леонтьев В.Г. Психологические источники активности личности: Сборник научных трудов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. 283с.

  6. Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 14.11.2013 г. Рег. №30384.

Просмотров работы: 2938