Достаточно долгое время вопросы мотивационной готовности к школе больше интересовали педагогов и психологов, которые занимались научными исследованиями. Только в конце 80-х годов, когда в нашей стране начался образовательный эксперимент по обучению в начальной школе детей шести лет, завершившийся отрицательным результатом, вопрос мотивационной готовности был переведен в практическую плоскость. Вопрос формирования мотивации к школе старших дошкольников и младших школьников не утратил своей актуальности и сегодня, по причине изменившейся социальной ситуации. Исследование Н.И. Гуткиной показало, что у большинства дошкольников мотивация не развивается от первого ко второму классу, а у некоторых детей даже ухудшается. Таким образом, современная социальная ситуация развития детей дошкольного и младшего школьного возраста приводит к тому, что дети рано теряют интерес к учёбе.
Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, которое дает ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка требованиям школы.
В современной литературе не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школе», или «школьной зрелости». Понятие готовности к обучению в школе А. Анастази определяет как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.
М.Ю. Стожарова трактует готовность к школе, как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка.
А.И.Запорожец пишет о том, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности и включает особенности ее мотивации, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. [3]. Данные определения близки, но каждый ученый выделяет определенные качества, подчеркивая их важность. Наибольшую актуальность и значимость в подготовке детей к школе составляет формирование мотивационной готовности.
Понятие мотивационной готовности также недостаточно изучено в психолого-педагогической литературе, хотя в работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно мотивационных, факторов определяющих успешность школьного обучения (А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Б Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская). А.Г.Гогоберидзе считает, что мотивационная готовность выражается в активном стремлении и желании ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний. Наличие у ребенка желания учиться определяется мотивами [6].
Центральным компонентом в структуре готовности к школе является соподчинение мотивов, ярко выраженная познавательная и социальная мотивация (М.И.Божович, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев, Н.В.Нижегородцева, Г.А.Урунтаева, В.Д.Шадриков).
Рассмотрим понятия мотив и мотивация. По определению М.Ю. Стожаровой мотив – это внутреннее побуждение к активности [7]. Л.И. Божович выделяет 2 группы мотивов:
- социальные мотивы учения, или мотивы, которые связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, и желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
- мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками [1].
В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, М.Ю. Стожарова выделяет шесть видов мотивов:
- учебно – познавательные мотивы (основаны на интересе к познавательной потребности, стремлении ребенка к новым знаниям и умениям);
- социальные мотивы (основаны на понимании необходимости и значимости учения, стремлении ребёнка к роли ученика);
- позиционные мотивы (основу этих мотивов составляет внешняя атрибутика обучения: форма, школьные принадлежности и пр.);
- оценочные мотивы (основаны на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности);
- внешние мотивы (основаны на подчинении требованиям родителей);
- игровые мотивы (неадекватно перенесённые в учебную деятельность) [6].
Каждый из перечисленных мотивов оказывает влияние на поведение детей, а также на формирование и характер учебной деятельности. Так, наибольшее положительное влияние на школьную успеваемость будут оказывать развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами. Совокупность однонаправленных мотивов приводит к формированию устойчивой мотивации.
Мотивацию Н.И.Гуткина определяет, как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности (к ним относятся мотивы, потребности, стимулы) [3]. В основе любого действия лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» и направляют активность человека.
По результатам исследования, проведенного коллективом педагогов РГПУ им. А.И.Герцена, для многих дошкольников стремление к поступлению в школу обусловлено внешними мотивами, в основном связанными с переменой привычного образа жизни, приобретением новых школьных принадлежностей: ярких портфелей, тетрадей и ручек и т.п. [4]. Однако успешность обучения в школе во многом определяется формированием внутренних мотивов, тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни, дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности, которая связана с учением [7].
Так, мотивационная готовность к школе предполагает сформированную иерархию внутренних мотивов, главными, ведущими из которых должны быть познавательные и социальные мотивы, считает М.Ю. Стожарова [6]. Под мотивационной готовностью автор понимает желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности. Ребенок должен прийти в школу с мотивацией, обусловленной внутренними мотивами.
Рассмотрим структуру мотивационной готовности детей к школе, предложенной Н.И. Вьюновой [2]: а) интерес и положительное отношение к школе. Система мотивов, которая определяет желание ребёнка идти в школу может включать как адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы, так и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в разной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно, чтобы доминирующими были адекватные мотивы; б) сформированность внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция школьника - одна из составляющих мотивационной готовности к школе; в) познавательная потребность и познавательная инициатива. Ребёнка нельзя заставить учиться, но можно создать условия, чтобы он захотел. Насильственное обучение дошкольника сопровождается огромным напряжением нервной системы, с одной стороны, и стойким отрицательным переживанием, связанным с процессом обучения с другой. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности; г) положительная самооценка. Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т.е. стремлению к совершенству. Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. В игре у ребенка формируются социальные мотивы и удовлетворяются потребности. Многие родители и воспитатели считают игру праздным времяпровождением. И в первую очередь, много времени и внимания уделяют репетиторам по подготовке детей к школе, всевозможным кружкам и секциям и т. д. Лишая детей возможности играть, взрослые не способствуют тому, чтобы дети приобретали такие важные качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, познавательная активность. В связи с этим, в дальнейшем возникают проблемы: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным, дети начинают играть, у них пропадает желание узнавать новое.
Таким образом, мотивационная готовность является важной составляющей психологической готовности ребенка к школьному обучению, которая включает в себя сформированные познавательные и социальные мотивы. При ведущей роли последних, развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений ребенка о школе, о школьных требованиях. Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе требует дальнейшего исследования, выработки рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми старшего возраста.
Список литературы
Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. – М., 1995.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - М.: Академический проект, 2003. - С.125.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб. - 2004. - 208 с.;
Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 400 с.: ил.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
Предшкольное образование: модели и реальность: учеб. пособие / М.Ю. Стожарова . – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 221 с. – (Высшее образование).
Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников : [электронный ресурс] монография / М.Ю. Стожарова. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 115 с.