РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира. Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность детей неразрывно связана с познанием окружающего мира. Сначала это непосредственное ознакомление со свойствами и качествами материалов (карандашей, красок, бумаги, картона, красок, глины и т. д.). В дальнейшем дошкольник приобретет знания об окружающих его предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной деятельности свои мысли, впечатления от окружающего мира.

В детском саду изобразительная деятельность реализуется через такие виды деятельности как аппликация, конструирование, лепка, рисование. Каждый из видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей материала и приемов работы с ним.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение «Аппликация» (от лат. applicatio - прикладывание)- это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом [3].

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.

Существуют различные виды аппликации:

  • предметная, состоящая из отдельных изображений («Ветка», «Жук», «Солнце»);

  • сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Весенний сад», «Птицы прилетели»)

  • декоративная, включающая орнаменты, узоры из геометрических и растительных элементов, которыми можно украсить различные предметы.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от дошкольника достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, a так же аккуратности, самостоятельности, настойчивости, выдержки и сосредоточенности.

Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следуют составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание

С точки зрения З.А. Богатеевой, занятия аппликацией способствуют формированию умственных, творческих способностей дошкольника, установлению его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса [1].

Изобразительное искусство с давних времен занимает особое место в различных видах деятельности ребенка. Важной задачей для ребенка является овладение композиционными умениями художественно-изобразительной деятельности. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства. Небольшой уровень овладения композиционными умениями в дошкольном детстве может повлечь за собой большие трудности последующего периода обучения изобразительной деятельности. Затруднениями для дошкольника являются композиционные поиски, это передача выразительности форм, пропорций, цвета и пространства.

Формирование композиционных умений имеет очень важное и ответственное значение. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая может охватить практически любую изобразительную задачу. В изобразительной деятельности проявляются интересы ребенка и темперамент. Так же изобразительная деятельность тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием и воображением), но и с личностью в целом.

По мнению В.В. Шорохова, композиция (от лат.compositio) - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция- это построение художественного образа, обусловленное его содержанием, характером и назначением [5].

И.С. Телегина отмечает, что «Композиция - с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой стороны - своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих полному, целостному и выразительному решению замысла» [6].

Она упорядочивает изображение и организует внимание зрителя. Поскольку для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, статичная композиция, то основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то деревья или здания лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции, в которой основные направления линий идут из центра. Так, композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией, которые можно назвать закономерностями построения художественного произведения [6].

В теории современного изобразительного искусства С.В. Погодина выделяет законы композиции, имеющие объективный характер, существующие и действующие во всех видах и жанрах искусства. Овладевая ими, ребенок способен проанализировать любое произведение живописи и достичь выразительности образа в процессе собственного творчества [2].

К основным законам композиции автор относит:

  • закон единства содержания и формы - работа над созданием художественного образа есть воплощение эстетического, эмоционального, идейно – познавательного содержания в соответствующую материальную форму, наиболее глубоко раскрывающую замысел;

  • закон цельности - вычленяется из основного положения о цельности мира и его материальности, предполагает подчинение всех элементов и частей произведения единому замыслу;

  • закон типизации - создание художественного образа, тесно связан с принципом жизненной правдивости;

  • закон подчиненности всех правил и средств выразительности единому замыслу;

  • закон контрастов - резко выраженные различия предметов, их свойств и качеств.

Условно можно выделить следующие виды контрастов: цветовые. контрасты форм, контрасты движения или динамики, тоновые, величинные, конструктивные, фактурные [2].

К основным средствам композиции С.В. Погодина относит сюжетно - композиционный центр, масштабность, свет, симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, формат, размер, горизонт, тон, динамика и статика, фактура [2].

Е.А. Флерина отмечала, что «в работе с детьми старшего дошкольного возраста крайне существенным является вопрос о композиции рисунка. Первая стадия относится к задаче подумать, чтобы все поместилось, следующая - обдумать, что и где будет располагаться» [4].

Изучение уровня сформированности композиционных умений в аппликации у детей 5-6 лет, осуществляется с помощью модифицированнойметодики «Композиция» Ю.А. Полуянова.

Цель: изучить уровень сформированности композиционных умений в аппликации детей 5-6 лет

Материал: каждому испытуемому выдается: основа аппликации - листок толстой бумаги или картона, тонированных неяркими цветами, одинаковыми у всех испы­туемых, каждый размером 12 см × 15 см, но тех же пропорций; набор цветной бумаги из 15 разных цветов, каждый лист - размером около 5 см × 9 см (несколько таких же наборов цветной бумаги, но в листах большего размера нахо­дятся у экспериментатора на случай, если кому-либо из испы­туемых потребуется лист тех же цветов, но большего размера); ножницы; клей; кисточка для клея; лист бывшей в употреблении бумаги для нанесения клея на силуэты; тряпочка для протирания наклеенных к основе силуэтов.

Задание: Детям предлагается придумать интересную картинку на свободную тему, изобразить какое-либо событие. Картинку каждый придумает сам - свою, а не такую, как у других. Испытуемые рассаживаются по одному на более значи­тельном расстоянии друг от друга.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г.Нижневартовск детский сад №17 "Ладушки" Экспериментом были охвачены дети группы старшего дошкольного возраста «Е» в количестве 20 человек

В ходе наблюдения и диагностического обследования нами были определены уровни сформированности композиционных умений в аппликации у детей 5-6 лет: низкий, средний, высокий, был проведен количественный и качественный анализ

Характеристика уровней композиционных умений в аппликации детей 5-6 лет представлена в табл.1

Таблица 1

Характеристика уровней композиционных умений

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Композиция

Работа располагается по всему листу

Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов

Использует разнообразные способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом, размером, динамикой)

Работа располагается на полосе листа

Есть незначительные искажения в пропорциональности предметов

Использует некоторые способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом или размером, или динамикой)

Расположение на листе не продуманно, носит случайный характер

Пропорциональность разных предметов передано не верно

Не использует способы выделения сюжетно-композиционного центра

Таблица 2

Результаты сформированности композиционных умений в аппликации у детей 5-6 лет

 

Уровни сформированности композиционных умений в аппликации

 

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

3

9

8

Процентное соотношение

15%

45%

40%

Как видно из таблицы 2 из 20 диагностируемых 8 детей показали низкий уровень сформированности композиционных умений в аппликации, что составляет 40%. У данных детей расположение композиции на листе не продуманно, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана не верно, не использовали способы выделения сюжетно – композиционного центра. Так Андрей А. в хаотичном порядке располагал формы на поверхности, его работы было очень сложно назвать композицией. Другие дети, имеющие низкий уровень сформированности композиционных умений путались в создании изображения.

К среднему уровню сформированности данного критерия отнесено 45% детей, так как 9 детей располагали свою работу на полосе листа, присутствовали незначительные искажения в пропорциональности предметов, но они использовали некоторые способ выделения сюжетно – композиционного центра (цветом, размером или динамикой). При изготовлении аппликации Илья П. и Полина Я. располагали композицию на полосе и в углу листа.

Высокий уровень сформированности композиционных умений в аппликации показали 3 ребенка, что составляет 15% от общего числа диагностированных детей. Работы данных детей располагаются по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, использует разнообразные способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом, размером, динамикой). Так у Анастасии Г. и Александры А. пропорциональность всех предметов передана верно, композиция располагается по всему листу и четко выражены сюжетно- композиционные центры

Полученные данные можно представить в гистограмме.

Рис 1. Результаты сформированности композиционных умений в аппликации

Исходя из результатов исследования, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы по формированию композиционных умений в аппликации. Анализ современных подходов к решению задачи формирования композиционных умений дошкольников свидетельствует о необходимости разработки педагогической технологии формирования композиционных умений в аппликации у детей 5-6 лет.

Список литературы

  1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада.- М.: Просвящение, 1988.-224с.

  2. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ.учреждений сред.проф. образования/ С.В.Погодина// М.: Издательский центр «Академия», 2014.-352с.

  3. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров// Фонд «Ленинградская галерея», 1993

  4. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956

  5. Шорохов В.В Основы композиции/ В.В. Шорохов// – М., 1979.-27с.

  6. Телегина И. С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников // Вестник НВГУ, 2010. №1.URL:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompozitsionnyh-umeniy-v-syuzhetnom-risovanii-starshih-doshkolnikov

Просмотров работы: 3890