АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческихспособностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [5].

Л.Н. Галигузова трактует понятие «детское творчество» как форму активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Работы современных и зарубежных специалистов (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель) повествуют о том, что творческая деятельность может выполнять терапевтическую функцию, отвлекая подрастающее поколение от грустных, негативных событий, обид, а также снимает нервное напряжение, страхи, стрессы и вызывает радостное, хорошее настроение, и обеспечивает положительное эмоциональное состояниедетей. Согласно теории Л.С.Выготского, сущность развития ребенка состоит в его поэтапномпогружении в систему человеческой культуры в различных видах деятельности, а также через развитие возможности видеть окружающий мир и взаимодействовать с ним при помощи существующих способов[1].

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном иобщественном».Л.С.Выготскийпонималпод понятием «творчество или творческая деятельность» то, чтоявляется всякой практической или теоретической деятельностьюиндивидуума, в которой появляются новые (как минимум, для субъекта данной деятельности) результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи)[2].

Вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности детей. Первое, что необходимо для этого сделать, это уделять большое внимание поиску и формированию предпосылок (условий) в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию данных способностей каждого ребенка, при учете его интересов и наклонностей. Одним из способов оптимизации воспитательного процесса и всестороннего развития личности ребенка является формирование кружковой деятельности в детском саду.Кружковая деятельность дает возможность ребенку реализовать себя, применитьсвои творческие способности на практике.

Эффективность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков поддерживать и развивать интерес ребенка старшего дошкольного возраста и его товарищей к собственным успехам и результатам. К примеру, одним из любимых детьми муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №55 «Улыбка» г. Нижневартовска видов творческой деятельности являются занятия в кружке «Умелые ручки». Целью данного дополнительного образования является развитие творческих способностей детейи создание у них специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для овладения декоративно-прикладной деятельностью, где дети получают навык работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и т.д.).

Понятие декоративно – прикладное искусство сформировалось при родовом строе, когда люди украшали себя браслетами и кольцами. Позже появились предметы украшения одежды, а затем жилья. Искусство создавать подобные вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение») [3].

Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров определенно выделяются два вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц.

Серьезного развития в народном прикладном искусстве и за его приделами достиг орнамент. Орнамент являетсяспециально созданным узором, элементы которого ритмично повторяются. Главной характеристикой орнамента является ритм. Ритм, в свою очередь, является определенной упорядоченностьюпохожих элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов, все это является характерными особенностями работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все в положительных тонах и достаточно красочно.

Образы фантастических птиц, животных и растений, которые изображены на предметах декоративно – прикладного искусствапредстают передребенком, как правило, в виде сказочных, и в тоже время, знакомых существующих в жизни птиц и растений.

Декоративно – прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательнаявыверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет постоянно искать и находить яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.Разделяя точку зрения И.С. Телегиной, считаем, что научить ребенка осознанно использовать различные элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейшх задач развития детского творчества[4].

В старшем дошкольном возрасте детей, как правило, уже можно знакомить с некоторыми видами народного искусства, а так же научить различать различные его виды по следующим пунктам: содержание материала, средства выразительности, отличительные признаки и т.д.

В качестве примера можно обозначить народные орнаменты. Педагог, в течение года, отбирает несколько видов на свое усмотрение, чтобы показать детям характерные геометрические особенности каждого из орнаментов, принимая во внимание наличие предметов декоративно-прикладного характера в дошкольной организации. Устное повествование разбавляется наглядным материалом, а именно: картинки, открытки, слайды или видео. Сначала внимание уделяется тем предметам, которые рассматривались детьми ранее, в предыдущей группе. Такой метод обоснован тем, что оказывает положительное влияние на детей путем того, что ознакомление с увиденными ранее предметами проходит на качественно новом уровне, выделяются общие детали, и дети обнаруживают то, что ранее не считали существенным, либо требующем внимания.

В геометрическом орнаменте выделяются, в основном, знакомые элементы и их отличительные черты. Внимание уделяется закономерностям, таким как цвет, чередование деталей, ритмичность и структура, а так же симметрия узора. Очень важно обращать внимание на то, с помощью каких именно геометрических элементов изображаются элементы растительные - ягоды, цветы, листья и т.п., таким образом художник или мастер создает образы растительности и природы, не прибегая, однако, к копированию окружающего мира.

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом декоративно-прикладного искусства, а потом с 2-3 видами, для сравнения.На занятиях дети знакомятся с предметами декоративно – прикладного искусства, с их изображениями,репродукциями и открытками. Педагог дополнительного образования знакомит детей с народной культурой, рассказывает о наиболее значимых фактах - названии, месте, где появился тот или иной элемент культуры, дает понятие о содержании и назначении. В целях эмоционального воспитания, обзор предметов происходит в сопровождении с художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не простые – глиняные, расписные»(Филимоновская игрушка), «Барыни красивы, да беда – спесивы»(Каргопольская игрушка),и т.д.

Разнообразная организация мероприятий, применение наглядного материала, художественного слова, музыки, создают особую, живую атмосферу, вызывая у детей повышенный интерес. Это экскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства. Дальнейшее рассмотрение предметов искусства на занятиях зависит от конкретных задач по рисованию и лепке. При знакомстве с определенным видом народного творчества, выделяются некоторые приемы, которые доступны пониманию детей в возрасте 5-6 лет, а именно: обобщенные способы лепки, быстрое выполнение выборочных элементов, скоропись, порядок выполнения орнамента или росписи - сначала одинаковые детали, потом второстепенные, и наконец единичные украшения и т.д.

Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатываются навыки и темп рисования без пауз.Таким образом, знакомство детей с декоративно–прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков или воспитателя поддерживать интерес ребенка и его товарищей к собственным достижениям и успехам.Воспитатель создает условия для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках детских рисунков, конкурсе поделок, спектаклях, концертах.

Выставки работ старших дошкольников, их участие в спектаклях, конкурсах, играх стимулирует развитие культуры общения детей, позволяет раскрепоститься каждому ребенку. Дети становятся более добрыми, вежливыми и терпеливыми, как со взрослыми, так и друг с другом. Они создают интересные, жизнерадостные работы, подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски, в них нет места жестокости, агрессии, отрицательного отношения к миру. Дети очень любят коллективные работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино, и создается своя сказка, свой добрый, фантастический мир.

Обеспечение функционирования сети кружковой деятельности способствует поддержанию положительного эмоционального фона, создает условия для эстетического и нравственного развития личности, содействует развитию её творческой индивидуальности.

Воспитанию творца способствует умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации.Нет предела творчеству, ибо творчество — это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Список литературы

1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М.Просвещение.1991)

3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002..

4. Телегина И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2010. - №1.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2013.

Просмотров работы: 8893