Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование социально-культурной активности – одна из сторон этого процесса. В современном образовательном пространстве продолжает утверждаться и развиваться система дополнительного образования детей, которая стала особой подсистемой в общей структуре непрерывного образования в России. Система дополнительного образования детей возникла в России в 1922г. и явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внеклассного воспитания. Главное принципиальное отличие от своего предшественника в том, что дополнительное образование ведется так же, как другие типы и виды образования – по конкретным образовательным программам. Однако в образовательных программах дополнительного образования не ставится отдельной задачи по формированию социально-культурной активности у детей. Дополнительное образование стало сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценносто-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам, которое помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Характер и содержание процесса формирования социально-культурной активности детей, обусловленные их возрастными особенностями и уровнем образования, находят свое отражение в деятельностном отношении к окружающему миру и самому себе, позволяют реализовать потребности в самоопределении, самовоспитании, самореализации.
Социально-значимые качества должны быть ориентированы на воспитание нравственной, самостоятельной, активной личности с четко выраженной гражданской позицией, способной к постоянному самосовершенствованию. Анализ научной литературы и практики функционирования учреждений дополнительного образования показал отсутствие должного внимания к деятельности, формирующей социально-культурную активность личности, направленную на успешную адаптацию и самореализацию детей.
Существует небольшое количество научных исследований, посвященных изучению проблемы социально-культурной активности личности в педагогике, психологии, социологии. Заметный вклад в развитие представлений об активности, ее общественной и культурной составляющей внесли отечественные философы: К.А. Абульханова-Славская, В.М. Анисимков, Е.А. Ануфриев, Г.С. Батищев, Ф.А. Батурин, В.И. Войтно, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Т.С. Лапина, Н.С. Мансуров, А.Т. Москаленко и др.
Среди зарубежных исследований социальной активности и деятельности в культурной сфере выделяются работы А. Моля, В. Момова, Л. Николова и других культурологов, социальных философов.
Проблемные вопросы, связанные с формированием представления о предметном поле исследований социально-культурной деятельности как основы реализации социально-культурной активности личности, нашли отражение в работах Ю.П. Азарова, Г.М. Бирженюка, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, А.П. Маркова, В.М. Чижикова, Д.В. Шамсутдиновой и др. В исследованиях этих ученых раскрываются ведущие направления функционирования социально-культурной педагогики, в том числе ее технологический и культуротворческий аспекты.
Вопросам изучения культурных ценностей личности как одного из ведущих компонентов структуры социально-культурной активности в пространстве социума посвящены работы Т.И. Баклановой, В.Г. Бочаровой, В.П. Исаенко, И.С. Кона, Г.Н. Новиковой, Д.А. Леонтьева, В.С. Садовской, Е.Ю. Стрельцовой и др.
Активностью называют усиленную, энергичную деятельность. В биологическом смысле как свойство животных организмов реагировать на внешние раздражения в целях удовлетворения своих жизненных потребностей она присуща всем животным. У человека активность связана с преобразованием окружающего мира, она проявляется в труде, в общественной жизни, в учении [2].
Активность представляет собой одно из свойств личности ребенка, обеспечивающее ему осуществление взаимодействия с окружающей средой. Вначале активность ребенка имеет импульсивный (малоосознанный) и по преимуществу репродуктивный характер. Она направлена на овладение собой и окружающими предметами, чтобы удовлетворить свои потребности и выполнить требования окружающих. С раннего возраста активность ребенка нуждается в воспитании. А.С. Макаренко говорил, что ребенка «с первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться...» [4].
Развитие активности у ребенка достигается тем, что взрослые не сами удовлетворяют его потребности и желания, а создают такую ситуацию, которая требует от него самостоятельного поиска путей их удовлетворения. При этом очень важно предъявлять детям посильные требования с постепенно возрастающей сложностью. Ребенок должен понимать полезность своей деятельности, убеждаться в ее плодотворности, видеть ее результаты. Если у детей не воспитывать умение доводить начатое дело до конца, то вместо активности может развиваться суетливость.
Активность старшего дошкольника связана с овладением новыми формами деятельности и ее результатами. Формирование активности предполагает осуществление систематического контроля со стороны взрослых и укрепление веры ребенка в свои силы. Дети в большей степени стремятся к самостоятельности; задача воспитателей — оказать им в этом необходимую помощь без подавления инициативы, с большим педагогическим тактом. Активность проявляется в разнообразных видах деятельности, в том числе в общественной, творческой.
В чрезвычайно сложном взаимодействии процессов воспитания и развития многое зависит от того, насколько активно участие в этом процессе самого ребенка. «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, — писал С.Л. Рубинштейн. — Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направить. В этом — главное» [7].
Эта деятельность находит свое проявление в самовоспитании. Под самовоспитанием понимают сознательную, целеустремленную и самоуправляемую деятельность воспитуемого, направленную на развитие им собственных сил и способностей, на формирование определенных качеств личности. Самовоспитание в детском возрасте нуждается в руководстве со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей). Нередко дети, искренне стремясь к формированию у себя конкретных качеств, не могут самостоятельно наметить программу самовоспитания, определить наиболее рациональные средства и приемы достижения поставленной цели. Для того чтобы руководить самовоспитанием, педагог должен хорошо знать индивидуальные возможности каждого ребенка, общий уровень его воспитанности и развития, окружение, в котором он находится.
По мнениюТТ. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии[1].
Любая деятельность человека протекает в процессе его взаимодействия с окружающим миром, с обществом, с социальным окружением. Одной из форм взаимодействия человека и общества является процесс социализации. Человек усваивает нормы, правила, требования общества, становясь его полноправным членом, причем этот процесс идет за счет активной деятельности самого индивида, его активного включения в социальную среду.
Рассматривая активность как один из главных параметров темперамента, В.Д. Небылицин определял ее как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность к освоению внешней действительности. Эта потребность может реализовываться в умственном, двигательном или социальном плане.
Формирование социальной активности в детском возрасте обусловлено в широком плане сложившимися в обществе механизмами социализации. Общество формирует систему требований, которые реализуются через агентов социализации и непосредственное общение. Формирование инициативы и исполнительности ребенка зависит от положительного или отрицательного отношения окружающих людей к проявлению его активности. Активность развивается у отдельного ребенка неравномерно, в одних сферах быстрее, в других – медленнее; одни формы активности дошкольников начинают доминировать раньше, другие – отходят на задний план. Социальная активность проходит 3 этапа: исполнительность, инициативу и их интеграцию, выражая в последнем случае элементарную социальную позицию ребенка[3].
Под социальной активностью В.Г. Маралов и В.А. Ситаров понимают способность ребенка включаться в специфическую для такого возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности. Единицы социальной активности – исполнительность, инициативность, ответственность и самостоятельность. [5, с.51– 53].
В дошкольном возрасте нельзя говорить о социальной активности в прямом смысле этого слова, так как здесь закладываются ее первоначальные основы. Усваивая нормы и правила поведения, овладевая различными видами деятельности, ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающими, перенимает способы действий, одобренные обществом.
Поэтому в этом возрасте можно говорить о развитии нормативной активности и создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.
Нормативный уровень активности характеризуется способностью усваивать и претворять в жизнь регламентированную обществом систему знаний, умений, навыков, норм и правил поведения, общения. Индивид осознает стоящие перед ним цели, а так же мотивы, способы решения задач, достигает положительных результатов в деятельности.
Нормативно-личностный уровень активности позволяет охарактеризовать человека одновременно и как социального индивида, и как личность. Активность проявляется в способности человека осознанно относиться к тому, что и как он делает, что и как познает, в итоге осуществляется выход за пределы требуемого, возникают инициирующие действия, направленные на оптимальное решение задачи или на ее постановку. Человек как бы “включает” свой личностный смысл в то, что ему придется делать.
Под социальной активностью в дошкольном возрасте понимается способность ребенка включаться в специфическую для данного возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых и для других людей, и для себя (в плане становления значимых черт личности)[10].
Рассмотрим определение социальной активности, предложенное В.Г.Мараловым. Социальная активность - это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью. В результате осуществляется выход за пределы непосредственно данной ситуации, осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного «я» личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге человек принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов[9].Социальная активность может проявиться в самых разнообразных видах деятельности: труде, познании, общении и т.п. Соответственно, говорят о трудовой, познавательной, этической, эстетической и других видах активности. В качестве важнейших показателей формирующейся социальной активности дошкольников и младших школьников выступает инициативность и исполнительность [9].
Попробуем развести содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.
В научной литературе имеется множество определений социума. Например, Л. В. Мардахаев дает следующее определение: «Социум (от лат. socium – общее, совместное) – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры» [6].Сущность социума – делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения.
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова – включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) – создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности. Сущность культуры – способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».
В понятии «социально-культурная активность» автор выделяет педагогические закономерности социально-культурной деятельности: непременное присвоение личностью жизненного культурного опыта и достижение его открытости в различных сферах досуга на основе самоорганизации поведения, а также учета императивов социума; обусловленность содержания, форм и методов социально-культурной деятельности уровнем развития ее субъектов и соответствующих отношений, прежде всего в системе «специалист социокультурной сферы – участники досуговых программ»; детерминированность воспитательных и развивающих эффектов социальных проектов особенностями взаимодействия личности с миром культуры; интеграция внутренних связей между компонентами образовательной, коммуникативной, информационно-просветительной и других функций социально-культурной деятельности [9].
Социально-культурная активность тесно взаимосвязана с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами развития личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.
С точки зрения дошкольной педагогики, социально-культурная активность у детей – это нравственно-волевое качество, формируемое у детей, которое проявляется в способности отвечать за свои действия и поступки, самостоятельно и заинтересованно заботиться об успешном выполнении поручений и заданий. Можно заключить, что данное неотъемлемое качество личности, которое надо воспитывать с самого раннего возраста. Дошкольное образование считается первым важным уровнем системы современного российского образования. В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего социально-нравственного развития.
Таким образом, процесс формирования социально-культурной активности детей старшего дошкольного возраста очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов, приемов и средств. Нужна как можно более ранняя диагностика сформированности нравственных качеств детей, среди которых особое место занимает культура.
Список литературы
Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: Уч. пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКиС, 2004.
Ковалев Н.Е.Введение в педагогику: учебное пособие /Н.Е. Ковалев,Б.Ф. Райский,Н.А. Сорокин. – Москва: Просвещение, 1975.
Комкова Е.И. Социальная активность детей с разными уровнями мышления / Е.И. Комкова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3 – Том II. – с. 248-252.
Макаренко А.С. Разговор с читателем, – Соч. в 7-ми т., т, 4. / А.С. Макаренко. – М., 1957.
Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте: дошкольник-младший школьник / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М., 1990. – 219 с.
Мардахаев Л.В.Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. — 797 с.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. / С.Л. Рубинштейн. – М., 1959, с. 138.
Соколова Т.Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования / Т.Б. Соколова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 20. – с. 156-168
Усова А.В. Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста / А.В. Усова. – М., 1996.
Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход / Н.В. Шарковская. – На правах рукописи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 2009.