Проблеме модернизации гражданского воспитания посвящены современные диссертационные исследования В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, С.Н. Беккер, Н.Н. Михеева, В.В. Марьина. Психологические подходы к выявлению возможностей и путей обеспечения гражданского воспитания школьников представлены в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, М.В. Маркеевойи др. Педагогическому аспекту данной проблемы уделено большое значение в работах Е.В. Бондаревской, С.П. Акутиной, Н.Е. Щурковой, Б.Т. Лихачева.
В условиях становления гражданского общества и правового государства возникает необходимость в воспитании нового, демократического типа личности, которая способна к управлению не только собственной жизнью и деятельностью, но и делами общества. В формирование такой гражданской личности, которая бы сочетала в себе нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должны внести именно годы обучения в школе.
Гражданственность личности заключается в выполнении человеком своих основных обязанностей и прав, закреплённых в Конституции страны. Создание правового государства, в первую очередь, предполагает повышение правового и в целом политического сознания населения. Правовое сознание людей закладывается именно в детском возрасте. Н.Г. Чернышевскому принадлежат следующие строки: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины». Гражданское образование предполагает обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Цель - подготовить обучающихся к жизни в гражданском обществе, демократическом правовом государстве путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве.
По мнению Шамановой В.К., гражданственность выступает как задача и результат гражданского воспитания, под которой понимается интегративное качество личности обучающегося, в котором, прежде всего, определяются его нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе его личности, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств [7].
В Российской педагогической энциклопедии «гражданское воспитание» определяется как формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [5].
«Гражданское воспитание - постоянное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура» - определение данного понятия в работах Вишняковой С.М. [3]. Лихачёв Б.Т. относит гражданское воспитание к числу важнейших самостоятельных направлений сегодняшнего дня, в основе которого лежит «национальная идея», которая сама вырабатывается естественным путём именно в гражданском воспитании» [4]. По мнению Г.Н. Филонова: «Гражданское воспитание - сложный поликультурный социально ‐ педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности». Гражданственность, по мнению автора, должна проявляться в любых сферах деятельности человека» [6].
К системе гражданско - патриотического воспитания относят: формирование и развитие в образовательных организациях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность, массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями, деятельность научных организаций, творческих союзов и объединений. [1].
Основные направления гражданско – патриотического воспитания обучающихся сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ »:
1) Духовно – нравственное. Осознание обучающимися в процессе гражданско - патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни.
2) Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
3) Гражданско – правовое. Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитание уважения к государственной символике.
4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6) Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
7) Культурно – патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников.
Гражданско – патриотическое воспитание как одно из направлений духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся направлено на формирование у обучающихся следующих ценностных ориентаций: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; личная и национальная свобода.
Модель процесса гражданского воспитания представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей, задач, принципов, содержания, методов и средств, условий, достигнутых результатов, анализа деятельности. Гражданское воспитание как основа деятельности по формированию у обучающихся широкого и многообразного спектра гражданских качеств и ценностей носит системный характер и включает различные его направления: патриотическое, духовно-нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание, которые осуществляются в неразрывной связи и единстве воспитательных воздействий. Оно позволяет воспитывать гражданственность, как интегративное качество личности, позволяющее обучающемуся, вступив во взрослую жизнь, ощутить себя социально, политически и юридически защищенным и успешно обрести полный статус гражданина своей страны [2].
В современных условиях особо остро стоит вопрос незаинтересованности современной молодежью отечественной историей и культурой, отказом обучающихся чтить вековые традиции своей страны. Академик Д.С. Лихачев говорил о любви к родному краю, знании его истории как основе, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Он утверждал, что «без комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».
Воспитание гражданственности в школе является одним из важнейших направлений, связывающих обучение и воспитание школьников с жизнью и важнейшим фактором их интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового, личностного развития школьника. Знание истории своей страны, его прошлого и настоящего необходимо выпускнику школы для непосредственного участия в его преобразовании. Знакомство обучающихся с прошлым, настоящим малой родины, всей страны, с её природными, экономическими, политическими, культурными особенностями способствует формированию чувства гордости за это, пробуждает стремление к знанию ее истории, местных обычаев и традиций.
Список литературы
Акутина С.П. Проблемы гражданского воспитания в образовательном пространстве гимназии Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования. – Киров: ВятГГУ, 2005. – С.15-26
Акутина С.П. Психолого – педагогическое обеспечение гражданского воспитания школьников в современных условиях. // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. – Киров: ВятГГУ, 2013. –№6.
Вишнякова С.М. Профессиональное образование // Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. –М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. – 2007. – №9. – С.60‐65.
Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: 1993.
Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. – М.: 2007. – №8. – С. 38‐44
Шаманова В.К. Воспитание гражданственности школьников в учреждениях системы дополнительного образования. – Пятигорск, 2005. – 173 с.