СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире именно образование является одним из самых важных факторов в сохранении безопасности и стабильности в обществе. В Законе «Об образовании в РФ», в Федеральной программе развития образования, нормативных актах, регламентирующих процессы образования, задачи демократизации и гуманизации образования, служащего построению гражданского общества, укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций страны, к их устойчивому развитию выдвигаются как одни из ведущих. Следовательно, воспитание гражданственности у подрастающего поколения выступает основным принципом государственной политики в области образования. Будущее России в немалой степени зависит от готовности её юных граждан к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Формирование гражданской культуры обучающихся требует переориентации всей системы образования на новую гражданскую парадигму, предполагающую приоритетность гражданского знания как социокультурного компонента образования. Формирование гражданственности обучающихся должно быть непрерывным, то есть, охватывать урочную деятельность, внеклассные и факультативные занятия, общественную деятельность школьников, дополнительное образование обучающихся.

Проблеме модернизации гражданского воспитания посвящены современные диссертационные исследования В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, С.Н. Беккер, Н.Н. Михеева, В.В. Марьина. Психологические подходы к выявлению возможностей и путей обеспечения гражданского воспитания школьников представлены в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, М.В. Маркеевойи др. Педагогическому аспекту данной проблемы уделено большое значение в работах Е.В. Бондаревской, С.П. Акутиной, Н.Е. Щурковой, Б.Т. Лихачева.

В условиях становления гражданского общества и правового государства возникает необходимость в воспитании нового, демократического типа личности, которая способна к управлению не только собственной жизнью и деятельностью, но и делами общества. В формирование такой гражданской личности, которая бы сочетала в себе нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должны внести именно годы обучения в школе.

Гражданственность личности заключается в выполнении человеком своих основных обязанностей и прав, закреплённых в Конституции страны. Создание правового государства, в первую очередь, предполагает повышение правового и в целом политического сознания населения. Правовое сознание людей закладывается именно в детском возрасте. Н.Г. Чернышевскому принадлежат следующие строки: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины». Гражданское образование предполагает обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Цель - подготовить обучающихся к жизни в гражданском обществе, демократическом правовом государстве путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве.

По мнению Шамановой В.К., гражданственность выступает как задача и результат гражданского воспитания, под которой понимается интегративное качество личности обучающегося, в котором, прежде всего, определяются его нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе его личности, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств [7].

В Российской педагогической энциклопедии «гражданское воспитание» определяется как формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [5].

«Гражданское воспитание - постоянное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура» - определение данного понятия в работах Вишняковой С.М. [3]. Лихачёв Б.Т. относит гражданское воспитание к числу важнейших самостоятельных направлений сегодняшнего дня, в основе которого лежит «национальная идея», которая сама вырабатывается естественным путём именно в гражданском воспитании» [4]. По мнению Г.Н. Филонова: «Гражданское воспитание - сложный поликультурный социально ‐ педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности». Гражданственность, по мнению автора, должна проявляться в любых сферах деятельности человека» [6].

К системе гражданско - патриотического воспитания относят: формирование и развитие в образовательных организациях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность, массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями, деятельность научных организаций, творческих союзов и объединений. [1].

Основные направления гражданско – патриотического воспитания обучающихся сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ »:

1) Духовно – нравственное. Осознание обучающимися в процессе гражданско - патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни.

2) Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.

3) Гражданско – правовое. Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитание уважения к государственной символике.

4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6) Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

7) Культурно – патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников.

Гражданско – патриотическое воспитание как одно из направлений духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся направлено на формирование у обучающихся следующих ценностных ориентаций: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; личная и национальная свобода.

Модель процесса гражданского воспитания представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей, задач, принципов, содержания, методов и средств, условий, достигнутых результатов, анализа деятельности. Гражданское воспитание как основа деятельности по формированию у обучающихся широкого и многообразного спектра гражданских качеств и ценностей носит системный характер и включает различные его направления: патриотическое, духовно-нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание, которые осуществляются в неразрывной связи и единстве воспитательных воздействий. Оно позволяет воспитывать гражданственность, как интегративное качество личности, позволяющее обучающемуся, вступив во взрослую жизнь, ощутить себя социально, политически и юридически защищенным и успешно обрести полный статус гражданина своей страны [2].

В современных условиях особо остро стоит вопрос незаинтересованности современной молодежью отечественной историей и культурой, отказом обучающихся чтить вековые традиции своей страны. Академик Д.С. Лихачев говорил о любви к родному краю, знании его истории как основе, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Он утверждал, что «без комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».

Воспитание гражданственности в школе является одним из важнейших направлений, связывающих обучение и воспитание школьников с жизнью и важнейшим фактором их интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового, личностного развития школьника. Знание истории своей страны, его прошлого и настоящего необходимо выпускнику школы для непосредственного участия в его преобразовании. Знакомство обучающихся с прошлым, настоящим малой родины, всей страны, с её природными, экономическими, политическими, культурными особенностями способствует формированию чувства гордости за это, пробуждает стремление к знанию ее истории, местных обычаев и традиций.

Список литературы

  1. Акутина С.П. Проблемы гражданского воспитания в образовательном пространстве гимназии Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования. – Киров: ВятГГУ, 2005. – С.15-26

  2. Акутина С.П. Психолого – педагогическое обеспечение гражданского воспитания школьников в современных условиях. // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. – Киров: ВятГГУ, 2013. –№6.

  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование // Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. –М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

  4. Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. – 2007. – №9. – С.60‐65.

  5. Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: 1993.

  6. Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. – М.: 2007. – №8. – С. 38‐44

  7. Шаманова В.К. Воспитание гражданственности школьников в учреждениях системы дополнительного образования. – Пятигорск, 2005. – 173 с.

Просмотров работы: 955