АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ УШУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ УШУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Демократизация и гуманизация общественной жизни предполагает утверждение человека как высшей ценности бытия. В связи с этим проблема прав и свобод человека занимает одно из ведущих мест в государственной политике и находит отражение в общественных науках, в том числе педагогической науке.

В условиях нынешнего времени проблема дисциплины и дисциплинированности необычайно актуальна. Её актуальность обусловлена потребностями общества, государства в формировании нового типа личности, самоценной в своей жизнедеятельности и самореализации.

В отечественной педагогике дисциплинированность исследовалась в контексте деятельности субъекта, который выступал то в качестве правилоносителя, следуя традиции, заложенной А.С. Макаренко, то в качестве исполнителя обычных повседневных правил общежития и.т.п. Внешним показателем дисциплинированного поведения служила мера исполнения тех или иных норм поведения. На современном этапе с расширением прав и свобод человека, в условиях эволюции современных философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, разработка данной проблемы требует нового подхода. В нашем исследовании проблема воспитания дисциплинированности школьника рассматривается с позиции этического трактования этого качества личности как результата ценностного отношения к человеку.

Под дисциплинированностью мы понимаем интегральное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и про­являющееся в выполнении общепринятых норм поведения. Ценностное отношение - это отношение между субъектом и объектом, в котором субъект определяет, что для него является ценным и неценным.

Решение данной проблемы на основе ценностного отношения к чело­веку требует разработки и реализации персонально-личностного подхода к процессу воспитания данного интегрального качества. Сущность данного подхода заключается в том, что организация образовательного процесса способствует развитию всей совокупности качеств растущего человека, когда ребенок чувствует себя не просто социальным существом - лич­ностью, а «персоной», т.е. «значительной личностью», и, в свою очередь, он также признает ценность каждого человека в его индивидуальной непо­вторимости, гуманно относится к человеку как «близкому», так и «далекому».

Образовательный процесс на занятиях УШУ, который формирует ценностное отноше­ние к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нрав­ственную ориентацию на человека как высшую ценность, что повышает уровень дисциплинированности школьника, исключая необходимость жесткого дисциплинирования, выражая отказ от прямого принуждения как метода, не дающего позитивных результатов. В этих условиях эффективно формируется положительная Я-концепция школьника. Личность, осу­ществляя свободный выбор, наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не oт внешнего воздействия

Современные кризисные явления в стране, материальное и духовное неблагополучие граждан, семьи снижают уровень школьной дисциплины. Педагогическая общественность озабочена низким, в целом, уровнем дисциплинированности детей.

Не исключая влияние негативных социальных факторов на состояние дисциплинированности школьников, ведущую роль в процессе воспитания данного нравственного качества следует отвести школе, поскольку мера воспита­тельного воздействия, соотнесенная с конкретными условиями, должна быть максимальной. К сожалению, вместо целенаправленного процесса воспитания дисци­плинированности учащихся, в школе имеет место стихийный процесс, ха­рактеризующийся пропагандой нормативной стороны морали. Учителя не представляют достаточно ясно функции своего труда по воспитанию дан­ного качества, не осознают нравственный характер проблемы. Применя­ются, как правило, односторонние и неадекватные воспитательные воздей­ствия на учащихся в форме назидательности, абстрактного морализирования. В результате не реализуется отношение к школьнику как личности, индивидуальности, субъекту учебно-воспитательного процесса, не воспи­тывается ценностное отношение к человеку вообще.

Вследствие этого актуально воспитание нового типа личности современного школьника, способной к проявлению дисциплинированности не только в учебе и общении, но и умеющей проявлять данное качество во всех сферах своей деятельности, в том числе и спорте и особенно в аспекте освоения такого вида спорта как УШУ. Специфика спорта – в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.

Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопроса определили тему исследования: «Воспитание дисциплинированности у младших школьников на занятиях УШУ»

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология воли. Издательский дом “Питер” 2000г 267с.

2. Музруков Г.Н. Основы ушу. Учебник для спортивных школ. Москва.ОАО Издательский дом “Городец”2006г 576с

3. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для физкультурных вузов. Москва. Московский психолого-социальный институт. Издательство “Флинта”

4. Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности (Природа и формирование) Лекции из курса основы общей психологии для студентов заочных и вечерних отделений педагогического института.Ленинград 1963г 96с

5. Свешникова Е.М. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Нижневартовск 2010г 137с

Просмотров работы: 998