Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости формировать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое образование, где под образованием в широком смысле слова понимают обучение, развитие и воспитание [6, С.81].
До сих пор остается открытым вопрос о том, каким должно быть экологическое образование, какие области науки должны определить его основу, как должны при этом соотноситься наука, искусство, средства массовой коммуникации. В исследованиях посвященных экологическому образованию школьников, высказываются различные позиции о реализации экологического образования, одни настаивают на введении обязательной дисциплины по экологии, другие предлагают экологизацию всех предметов и справедливо указывают на возможные отрицательные последствия введения отдельной дисциплины, которую обучающиеся забудут, как только перестанут её изучать [7, C.281].
В период детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Понятие «экологическая культура» до сих пор не имеет общепризнанного толкования. Авторы по-разному определяют это понятие. Так, И.Д. Зверев полагает, что экологическая культура личности складывается из определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе. В.А. Ясвин: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни [9]. И.В. Цветкова, Н.С. Дежникова отмечают, что экологическая культура включает в себя систему специальных знаний и усвоение способов деятельности, ориентированных на совместимость с природой. В ряде исследований экологическая культура рассматривается как социально необходимое нравственное качество личности [8, с. 12].
«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» [10].
По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этом этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо [4]. В.А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности [2]. Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности [3].
Исследователь С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает становление у детей осознанного и правильного отношения к объектам природы, составляющим их непосредственное окружение. Осознанно правильное отношение автором определяется как совокупность знания и активных проявлений ребенка [5, с. 23].
Мы разделяем точку зрения С.Н. Николаевой на экологическую культуру дошкольника и выделяем в ее структуре такие компоненты, как экологические знания и отношения, проявляющиеся в поведении ребенка и его деятельности [5, с. 80]. Отношение ребенка к окружающему миру выражается в таких внешних проявлениях, как интерес, сопереживание, эмоциональный отклик, желание и готовность к взаимодействию с объектами природы. Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношение вполне может быть сформировано у младшего школьника, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.
Особые возможности, которые имеет учреждения дополнительного образования, позволяют развивать экологическую культуру младших школьников, среди них:
- оформление нестандартной развивающей экологизированной игровой среды;
- комплексный подход к экологическому образованию с привлечением специалистов различного профиля;
- создание условий для практической деятельности детей в рамках экологического образования;
- сохранение за ребенком права выбора вида и формы деятельности, а также организация индивидуальной работы;
- использование разнообразных форм и методов экологического образования.
Возможность общаться, взаимодействовать с объектами природы ребенок получает в специально созданной среде. Экологическая среда в районном центре дополнительного образования детей и молодежи «Спектр» пгт. Излучинск, Нижневартовского района, ХМАО-Югры- это, прежде всего, конкретные животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей. К экологической среде относятся уголки природы, экологические пространства, комната природы, зимний сад, теплица и др.
Большое значение в формировании экологической культуры имеют такие формы и методы работы с детьми, в которых дети получают возможность непосредственного контакта и с животными, и с растениями. В них дети не только получают экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К ним можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему. Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности. Главным результатом освоения детьми знаний становится развитие экологического отношения к природе, проявляющегося в ответственности, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
Для формирования отношения детей к природе используются также такие формы работы, как праздники и развлечения. Их главная роль - это воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывает влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.п.
Эмоционально-образная деятельность в процессе формирования экологической культуры предполагает творческое отображение природы, что обеспечивается отображением природы средствами словесного творчества (написание экологических сказок, загадок, рассказов о природе и т.д.), отображением природы средствами изобразительного творчества (создание рисунков, плакатов и т.д.), инсценированием и драматизацией объектов и явлений природы, конструированием и моделированием реальной действительности из натуральных объектов природы (плодов, семян, листьев и т.д.) или из искусственных материалов, переносом знаний о природе в новую ситуацию.
Такой компонент экологической культуры, как экологическое отношение,мы представляем как совокупность когнитивной, перцептивно-аффективной, практической, поступочной подструктур отношения и выделяем следующие показатели:
соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения в природе. Дети знают правила безопасного (для себя, растений и животных) поведения в природе, соблюдают их. Умеют прогнозировать последствия предстоящего взаимодействия с объектами природы;
интерес к объектам и явлениям природы. Дети добровольно включаются в наблюдения, опыты, задают вопросы, отмечают наблюдения в календаре природы, моделируют, наблюдают самостоятельно, строят предположения, рассказывают об увиденном;
эмоциональное отношение к природе. Эмоционально отзывается на жизненные проявления животных и растений, (кошка умывается, хомячок делает запасы, растение цветет, плодоносит и др.). Умеют замечать и радуются красоте природного объекта, оценивают привлекательные качества, отражают свои чувства в продуктивной деятельности (рисунке, аппликации, конструировании, стихосложении и др.);
понимание состояния живого существа. Замечают неблагополучие, недостаток условий, сочувствуют, сопереживают, сообщают воспитателю о замеченных неполадках, стремятся исправить положение;
практическая деятельность. Охотно включаются во взаимодействие с объектами природы (разговаривает, гладит, предлагает угощение и др.) и деятельность по уходу за растениями и животными. Самостоятельно способен поставить цель труда, ориентируясь на потребности живого организма. Получает результат хорошего качества. Совместно с взрослыми участвует в природоохранной деятельности, реализует экологический проект.
Отношение к природе тесно связано с практической деятельностью и поведением детей, оно определяет характер деятельности и поведения ребенка. С другой стороны, наблюдение за деятельностью и поведением ребенка дает целостную картину объективных отношений личности с миром природы.
Наряду с тем, что природа является источником жизненных средств и естественной средой обитания человека как биологического организма, она обеспечивает и возможности собственно человеческого развития - развития интеллекта человека, его эмоций и чувств, его деятельностей. Поэтому чрезвычайно важно на доступных, понятных примерах показать детям уже в дошкольном возрасте эстетическую, нравственную, познавательную и др. ценности природы.
Таким образом, освоение представлений о ценности природы неизбежно рождает у детей гуманное отношение к природе, понимание ее самоценности. Такое отношение становится аспектом экологической культуры личности ребенка, помогает глубже понять взаимосвязь человека с природой.
Проанализировав различные определения экологической культуры и обобщив их, мы берем за основу следующее определение: экологическая культура - совокупность экологических знаний, интереса к явлениям природы, эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий.
Основные компоненты экологической культуры младших школьников представлены в таблице 1:
Таблица 1
Критерии развития экологической культуры
№п/п |
Критерии |
Показатели |
1. |
Когнитивный |
- глубина и системность экологических знаний; - способность к переносу экологических знаний в ситуации экологической деятельности; - способность анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности; |
2. |
Эмоционально -мотивационный |
- потребность в постоянном общении с природой; - проявление интереса к экологическим проблемам; - наличие экологических ценностей (объекты живой и неживой природы.); - мотивы экологической деятельности; - положительный эмоциональный фон экологической деятельности |
3. |
Деятельностно-практический |
- активность, инициатива и творчество в экологической деятельности; - осознанное поведение и деятельность дошкольников в природе; |
Таким образом, экологическая культура младших школьников определяется наличием у них экологических знаний, ценностей, норм, а также способов поведения, выбирая которые ребенок демонстрирует стремление поступать в соответствии с усвоенными социальными нормами, внешними по отношению к нему.
Эффективным средством формирования экологической культуры младших школьников является проектная деятельность, которая предполагает многостороннее взаимодействие детей с окружающей природной средой; мотивирует ребенка самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания и умения общения с природой, социальной адаптации.
Список литературы
Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.Давыдов . - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.
Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В. И. Загвязинского. — Тюмень, 1998.
Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика - 1993 - №2.с.19-21
Николаева, С.Н.Эколог в детском саду: Программаповышения квалификации дошкольных работников / С.Н.Николаева. - М.. Мозаика-Синтез; М.; ТЦ Сфера, 2003. - 120 с.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ С.Н.Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 840с.
Телегина И.С.
Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проект / И.В. Цветкова. - Ярославль. - 1997. -210с.
Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества / Н.М. Мамедов, С.Н. Глазачев. // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. - 282с.