Понятие «эстетическая культура личности» пока не нашло адекватного раскрытия. Так, У.Ф. Сун, А.В. Пирадов соотносят эстетическую культуру личности с эстетической культурой общества, подчеркивая социальную обусловленность индивидуальной эстетической культуры человека. Однако истолкование этого понятия у них неоднозначно. По мнению У.Ф. Суна, личная эстетическая культура есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании [6]. Несколько иного мнения придерживается А.В. Пирадов, который выделяет и анализирует в структуре индивидуальной эстетической культуры ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве [5].
Л.П. Чурина справедливо полагает, что эстетическую культуру нельзя себе представить как простую составляющую общей культуры личности. Это как бы суммированный показатель, высший эталон всех сторон личной культуры [2].
Эстетическая культура человека, по мнению М.А. Верба, является стержневым, базисным свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании. Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер. Не являясь в строгом смысле частью или структурным компонентом общей культуры, эстетическая культура может рассматриваться как ее качественная характеристика, грань, аспект каждой стороны поведения и деятельности. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию, творчеству [2].
О.К. Ольхова трактует эстетическую культуру подростка как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью знаний сущности эстетических категорий (прекрасное, безобразное, комическое, трагическое), способов эстетического преобразования окружающей действительности (классной комнаты, костюма, территории), позволяющее подростку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, готовностью и способностью к художественно-творческой деятельности.
Существует множество трактовок структуры эстетической культуры. Так Р.А. Гильман выделяет в её содержании эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическое чувство, эстетическое воображение, эстетический идеал. М.А.Верб акцентирует внимание на таких её компонентах как: эстетические знания, эстетический вкус, эстетическая потребность, эстетический идеал [2]. А.А.Веремьев в свою структуру эстетической культуры включает: эстетические знания, взгляды и убеждения, эстетическую реакцию на объект, эстетический вкус, эстетическую мотивацию, эстетическую деятельность, эстетический идеал. Н.В. Черникова выделяет в структуре эстетической культуры следующие компоненты: когнитивно-содержательный (система эстетических знаний, взглядов, убеждений, стремление к самообразованию и самовоспитанию в художественно-эстетической сфере), эмоционально-ценностный (эстетические чувства и переживания, потребность и интерес к эстетической деятельности, интериоризация эстетических ценностей); креативно-деятельностный (включенность в художественно-эстетическую деятельность, опыт творческой самореализации) [7].
Анализ литературы позволил нам в своем исследовании рассматривать эстетическую культуру учащихся как интегративное качество личности, характеризующее ее интеллектуальную, эмоциональную сферы жизнедеятельности, отражающее эстетическую направленность субъекта на освоение эстетических ценностей, готовность к преобразованию окружающей действительности по законам красоты.
При выделении компонентов эстетической культуры использовано исследование М.А. Верба [2], который предлагает структуру эстетической культуры учащегося, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, ценностно-ориентационного и творческо-созидательного (см.табл. 1).
Таблица 1
Структура эстетической культуры школьника (по М.А. Вербу)
Компоненты |
Характеристика критериев |
1.Когнитивный |
Художественно-эстетический кругозор, система обобщенных знаний о сущности и критериях прекрасного, о закономерностях взаимодействия человека с красотой; знания мировоззренческого характера, принявшие форму эстетических взглядов, служащих теоретической предпосылкой постижения законов прекрасного. |
2.Ценностно-ориентационный блок |
Личностные свойства, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания (эстетические идеалы, вкусы, интересы, потребности, ценностные ориентации). |
3.Творческо-созидательный |
Поступки в соответствии с усвоенными эстетическими нормами и правилами, стремление к гармонизации действительности в соответствии с эстетическими ценностями. Умения художественно-творческого самовыражения. |
Большими возможностями в развитии эстетической культуры учащихся обладает система дополнительного образования, призванная удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности. Между тем инновационные изменения, происходящие в системе дополнительного образования, преодоление единообразия и формальной усредненности в организации образовательного процесса еще не стали условием для эффективного развития эстетической культуры подростка.
Поэтому перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска и обоснования эффективных технологий развития эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей. Перспективным, на наш взгляд, средством развития эстетической культуры учащихся, является художественное гильоширование.
Гильоширование (выжигание по ткани) – новый взгляд на рукоделие. Это молодой, но уже очень популярный вид творчества. Современные синтетические ткани позволяют нетрадиционно использовать хорошо известные приемы аппликации, вышивки ришелье, выжигания по дереву и других видов декоративно-прикладного искусства. Это искусство особенно привлекает учащихся среднего школьного возраста, так как сразу виден результат работы и не требуется большой усидчивости при изготовлении изделия, что очень важно для школьников подросткового возраста.
Техника выжигания по шёлку (или точнее вытравка рисунков на шёлке) была известна достаточно давно. Ткань с рисунком, полученная выжиганием (химической вытравкой) части волокон, имеет отдельное название «деворе». Термин «гильоширование» - произошел от французского слова «quillocher» и означает «гравирование на специальной (гильошировальной) машине рисунка в виде узора из комбинаций линий и применяется при изготовлении защитных сеток на ценных бумагах» [3]. То есть гильоширование означает изготовление изделия или отделки изделий в виде ажурного кружева и аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Сущность оригинального вида рукоделия заключается в способности некоторых материалов плавиться под воздействием высокой температуры, а при остывании – склеиваться между собой. Такое соединение материалов позволяет без иголок и ниток, ножниц и клея создавать интересные и необычные изделия, имитировать другие виды рукоделия (вышивка, кружевоплетение, аппликация и т.д.). Выжигание по синтетическим материалам напоминает выжигание по дереву.
В России автором оригинального метода обработки тканей, получившего название «гильоширование», стала З. П. Котенкова. Впервые метод был разработан в 1980-е годы в Рыбинске, а в 1990 году было получено авторское свидетельство на изобретение. З.П. Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым, а также получила благодарственное письмо от Энне Бурды, создательницы журнала «Burda Moden» [4].
Художественное гильоширование стало популярно в России и за рубежом. Похожая техника существовала в Германии в 70-е гг. XIX в. и называлась пиротехникой. Основу прорезного ажурного выжигания составляет вырезание горячей иглой сквозных отверстий различной конфигурации, формы и размера. Именно этот способ лежит в основе изготовления множества разнообразных ажурных вещей. Гильоширование лучше всего начинать осваивать именно с прорезного выжигания, так как это напоминает рисование разнообразных фигурок карандашом или ручкой.
Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками.
Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного вкуса. Используя технику художественного гильоширования, можно создать множество уникальных вещей - от изящного декоративного платочка и оригинальной открытки с объемными цветами до крупных изделий с ажурным или многоцветным орнаментом (жилетов, блузок, скатертей, занавесок, штор). Выжигание позволяет создавать серьги, броши, прозрачные (на сетке) салфетки и воротнички, композиции на плоскости и на объемных деталях.
Список литературы
Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. — с. 511.
Верб, М. А. Эстетическая культура школьника //Дидактика, – 2002. – №3. – с.38-43.
Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Р.-на-Д.: «Феникс», 2006.
Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. — М.: «Академия Развития», 2002.
Пирадов, А.В. Эстетическая культура личности. – М., 2003. - с. 112.
Сун У.Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа.- М.: Педагогика, 1977. - с. 124.
Черникова Н.В. Формирование эстетической культуры личности в условиях образовательной среды: теория и практика: монография /науч. ред. В.А. Капрановой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010.
Хорунжая И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. - 2008.
6