В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все сложнее и разнообразнее. И она требует от человека, не шаблонных, привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Требования, предъявляемые обществом, относятся и к современному дошкольному образованию. Включают необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой активности личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческого потенциала ребёнка, становления основ индивидуальности.
Проблема формирования творческой активности стала одним из важных звеньев современного образования, так как педагогическая практика ориентирована в основном на развитие умений и навыков в изобразительной деятельности, а формирование творческой активности происходит в основном спонтанно.
Развитие творческой активности старших дошкольников совпадает с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся ценностей, когда закладываются основы человечности, доброты, мышления, способностей и т.п. Индивидуальные творческие способности старшего дошкольника наиболее ярко раскрываются в изобразительной деятельности, что позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества.
В результате этого у старших дошкольников рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. Благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности изобразительная деятельность позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
Существенное значение в осмыслении проблемы формирования творческой активности личности в старшем дошкольном возрасте представлены в работах Л.С. Выготского, В.Т. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, М.И. Меерович и др. [1].
Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников представлен в трудах Н.П. Сакулиной, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Л.В. Пантелеевой, которые отмечали, что творческая деятельность затрагивает все стороны личности ребенка, насыщена эмоциями, требует активной работы мысли, волевых усилий [2].
Так, наиболее глубоко исследованы различные компоненты формирования творческой активности дошкольников в процессе продуктивных видов художественной деятельности: декоративно-прикладной (A.A. Грибовская, Н.А Курочкина, Р.Н. Смирнова), рисовании (Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова. Н.П. Сакулина и др.), лепке (Г.В. Пантюхина, Н.Б. Халезова и др.), музыкальной (H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Р.Н. Плавник и др.), словесном творчестве (С.К. Алексеева, О.С. Ушакова и др.).
Сегодня педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так, содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей [3]. Однако практический аспект реализации второй задачи, направленной на развитие детского творчества детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается недостаточно раскрытым в педагогической практике, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психолого-педагогических условий развития творческой активности, и, соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
Актуальность исследования проблемы развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста определяется противоречиями:
- между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием творческой личности, способной к полноценному активному преобразованию окружающей действительности и недостаточными возможностями образовательного учреждения к их реализации;
- потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования творческой активности и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.
На основании проработанной психолого-педагогической литературы можно выделить показатели творческой активности в конструировании: наличие познавательного интереса и познавательной потребности к конструированию; проявление нравственно-волевых усилий, направленных на усвоение знаний и способов деятельности; инициативное использование в работе выразительного образа; реконструкция и трансформация усвоенного художественного опыта в новых ситуациях; элементы поисковой деятельности на основе сотрудничества со взрослым; степень проявления активности и творчества в изображении самими детьми [4].
Творческая активность формируется и проявляется у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, в том числе и в конструировании из бумаги. Привлекает детей, бумага как материал и простота её обработки. Дошкольники овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами помогает:
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных умений и качеств у детей.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Л.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеева и др.), посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
В свою очередь исследованиями по проблемам преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.) убедительно доказано, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.
В качестве основного направления в формировании творческой активности выступает формирование умений и навыков, специфических для конкретного вида деятельности. Разделяя позиции авторов в целом, вместе с тем мы вынуждены констатировать отсутствие целостного подхода к пониманию творческой активности дошкольников, что вызывает необходимость дальнейшего исследования ее отдельных компонентов и возможности их формирования в дошкольном возрасте посредством техники «оригами».
Список литературы
1. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие [Текст] / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - М.: ACT,2013. -123с.
2. Комарова, Т.С. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2009. -128с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
4. Телегина И.С. Педагогические условия развития творческой активности старших дошкольников в конструировании из бумаги //Научные труды Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Вып.3 / Отв. Ред. С.И. Горлов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. - 187с.