Исследователи в области речи дошкольников и педагоги–практики подчеркивают роль звуковой культуры речи для формирования полноценного коммуникативного развития детей, для речевой подготовки детей к школе. Если дети с правильным произношением и четкой дикцией, чаще всего, не испытывают трудностей или неудобств в общении со сверстниками и взрослыми, то дети, имеющие дефекты произношения, стесняются вступать в общение с окружающими людьми. Кроме того, у них могут встретиться трудности в дальнейшем при усвоении грамоты [3, 4].
Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успешности обучения. Чем раньше отклонения обнаруживаются у ребенка, тем эффективнее педагогическая работа по их коррекции. В данной ситуации особое значение приобретают не только вопросы своевременного выявления недостатков в звуковой стороне речи и своевременное их устранение, но и проблемы активизации профилактики подобных недостатков речи[3]. Не случайно в последнее время вопросам развития звуковой культуры речи на этапе младшего дошкольного возраста уделяется пристальное внимание.
Данная задача особенно актуальна для речевого развития детей в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детском саду №66 «Забавушка» (далее ДОУ №66). В ДОУ №66 воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, у большинства из них выявляются недостатки фонетико-фонематического развития, поэтому задача воспитания у детей звуковой культуры для педагогов ДОУ №66 является одной из первоочередных.
Иногда работа воспитателя по формированию звуковой культуры речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не сводится только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения – это важная, но лишь часть работы по звуковой культуре речи. Наряду с ней педагогическое содействие направляется на то, чтобы помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, орфоэпической правильностью произношения слов, четкой дикцией, интонационной выразительностью [3, 4].
Решение данных задач происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) и в досуговой деятельности.
Разнообразие образовательного содержания и форм досуговой деятельности в детском саду, ее возможности в интеграции разных видов детской деятельности, регулярность и систематичность этой работы открывает большие перспективы не только для накопления детьми опыта культурного времяпровождения, но и для всестороннего развития детей при условии ее целенаправленной организации [6].
На это указывает Б.А. Титов, отмечающий, что «в дошкольном детстве процесс функционирования культурно-досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в присвоении ребенком определённой системы знаний, норм и ценностей досуга, свободного времяпрепровождения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, вторая – в выработке у него индивидуального способа проведения досуга, благодаря которым он получает возможность развиться» [9. С.56].
Если рассматривать досуговую деятельность как средство развития звуковой культуры речи, то важно учесть один из ведущих методических принципов развития речи дошкольников, а именно принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Исходя из данного принципа, первостепенное значение имеет организация содержательной и востребованной дошкольниками, как субъектами образовательного процесса, деятельности. Такой деятельностью является театрализованнаядосуговая деятельность, которая удовлетворяет желания ребенка, вызывает у него положительные чувства, обеспечивает его стремление к речевой активности, поскольку этот вид досуговой деятельности связан, прежде всего, с игрой. Игра – это, по словам Д.Б. Эльконина, «своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека» [11, С. 17].
Театрализованные игры, как разновидность детских игр, чаще всего строятся на основе прочитанных детям произведений художественной литературы, а потому они связаны почти со всеми выделяемыми в литературе видами досуговой деятельности дошкольников:
- с отдыхом, включающим чтение, слушание музыки, игры детей;
- с развлечениями (концерты, театрализованные представления, посещение театра и т.п.);
- с праздниками, в которые часто включаются приемы театрализации;
- с самообразованием, выражающимся как в играх, так и в художественно–театрализованной деятельности детей;
- с творчеством, которое проявляется в театрализованных играх в полной мере [6].
Организацию театрализованных игр детей (основного вида театрализованной досуговой деятельности) можно рассматривать как реализацию «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» и как активный способ управления процессом речевого развития детей. Дети как в процессе подготовки к театрализованным играм, так и в их процессе систематически вовлекаются в реальное и ролевое общение. Общение – средство организации театрально-игровой деятельности и ее содержание. В театрализованных играх происходит плавное дозированное и вместе с тем стремительное накопление речевого опыта, опыта реализации разных коммуникативных функций речи [5]. Анализируя степень речевого наполнения всех видов театрализованного досуга, мы пришли к выводу, что он вполне может положительно влиять на развитие всех компонентов речи, в том числе на развитие звуковой культуры речи.
Театрализованная деятельность предполагает приобщение детей к разным видам художественной деятельности. Как любой вид художественной деятельности детей дошкольного возраста театрализованной деятельность включает три ее вида: восприятие театрального искусства, исполнительство и творчество [10].
Восприятие театрального искусства – это приобщение к театру (просмотр кукольных и игровых спектаклей). Исполнительство и творчество детей реализуется в развитии театрализованной игровой деятельности детей.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста наиболее приемлемыми являются просмотры кукольных спектаклей (настольный театр, театр петрушки), и театрализованные игры (имитации действий и звукоподражания персонажей, игровые диалоги, пересказ коротких сказок и чтение стихотворных текстов по ролям, игры-драматизации).
В театрализованных играх формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка [2].
В различных источниках описывается опыт использования театрализованной деятельности, раскрываются ее возможности для общего и речевого развития, роль театрализованных игр в развитии звуковой культуры речи старших дошкольников: развитии интонационной выразительности, автоматизации усвоенных звуков, отработке дикции и орфоэпической правильности речи [1, 5, 8]. Но опыта развития звуковой культуры речи младших дошкольников средствами театрализованного досуга в доступных нам источниках не обнаружено.
Изучение литературы и состояние практики по проблеме позволило выявить противоречия
между необходимостью в развитии звуковой культуры речи у детей с младшего дошкольного возраста и недостаточно высоким уровнем ее развития у детей 3-4 лет с ОВЗ;
между потребностью педагогов в технологии развития звуковой культуры речи младших дошкольников средствами театрализованного досуга и отсутствием таких технологий.
Эти противоречия обусловили проблему, решение которой составило цель нашей работы – разработать и апробировать технологию развития звуковой культуры речи младших дошкольников средствами театрализованного досуга в условиях дополнительного образования.
Идея исследования заключается в том, что театрализованный досуг является привлекательным видом деятельности для младших дошкольников, он сопряжен с активной речевой практикой детей, а потому является средством, реализующим деятельностный подход к процессу развития их речи, в том числе звуковой культуры речи.
Предмет исследования – технология развития звуковой культуры речи младших дошкольников средствами театрализованного досуга в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Процесс развития звуковой культуры речи у младших дошкольников средствами театрализованного досуга будет эффективным, если для его организации:
– разработать технологию развития звуковой культуры речи у детей 3–5 лет средствами театрализованного досуга в условиях дополнительного образования
– театрализованный досуг детей насыщать материалом, значимым для усвоения звуковой культуры речи;
– организовать игровое пространство и определить время для театрализованного досуга детей;
– планомерно осуществлять руководство развитием театрализованного досуга детей;
– создать в группах условия для самостоятельных театрализованных импровизаций детей, перенесенных с занятий в кружке.
Задачи исследования, связанные с разработкой проекта:
Изучить проблему развития звуковой культуры речи у младших дошкольников средствами театрализованного досуга в лингвистических и психолого-педагогических источниках.
Определить критерии, показатели и характеристику уровней развития звуковой культуры речи у младших дошкольников.
Познакомиться с опытом работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованного досуга в практике ДОУ.
Разработать технологию развития звуковой культуры речи у детей младшей группы ДОУ средствами театрализованного досуга в условиях дополнительного образования и проверить опытным путем ее эффективность.
Поставленные задачи предстоит решить в ходе дальнейших этапов исследования выявленной проблемы.
Литература
Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду (игры, упражнения, сценарии). – М.: Сфера, 2003. – 125 с.
Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в театрализовано-игровой деятельности // Современные проблемы образования периода детства: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, Нижневартовск, 10.06.2011 г. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С. 8-13.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3–4 года). М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 117 с.;
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4–5 лет). М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 124 с.
Доронова, Т.Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004. – 77 с.
Зацепина М.Б. Досуговая деятельность детей 3-7 лет в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 229 с.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: www.consultant.ru от 25.11.2013.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: Сфера, 2004. – 157 с.
Титов Б.А. Социализация детей, подростков, юношества в сфере досуга. СПб.: Питер, 2007. – С.56.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1972. С. 7—48.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2009. 360 с.
.