Значимость данной проблемы возрастает в связи с тем, что на современном этапе российское общество находится в сложном и противоречивом процессе становления и с особой остротой встает вопрос о способах и средствах социализации ребенка, поскольку цивилизованное общество заинтересовано в успешном формировании социального опыта подрастающего поколения. От того, насколько дети дошкольного возраста будут готовы к социальным отношениям, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и в будущем.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия – это обеспечит, в дальнейшем, благоприятное личностное развитие в целом.
В ФГОС дошкольного общего образования социально-личностная компетенция рассматривается, как готовность самостоятельно решать задачи связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и с совокупностью развивающихся представлений о себе, самооценкой, определяющими выбор поведения и взаимодействия с социумом. Выделяют такие задачи как развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру; приобщение к ценностям сотрудничества; развитие коммуникативной и социальной компетентности [9].
Развитие социальной компетентности приводит к тому, что на протяжении дошкольного детства у ребенка встраивается система представлений о себе самом, складывающаяся на основе его взаимодействий со взрослыми, сверстниками, окружающим миром и включающая в себя единство следующих образов:
– физический – тело и его функции;
– социальный – взаимодействие и восприятие ребенка окружающими;
– реальный – познание себя в сравнении с другими;
– идеальный – способности, качества личности, отвечающие стремлениям ребенка [3].
К старшему дошкольному возрасту дети начинают осознавать не только свои личностные качества, мотивы, оценивать свои конкретные действия и достижения, но и свои желания, переживания, которые не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют личность ребенка в целом. Все это отражается в усилении самосознания старшего дошкольника и в изменениях отношения 5–6-летнего ребенка к другим детям. Предпосылка развития самосознания – это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. В то же время дети начинают осознавать особенности своих поступков и по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерки для оценки себя и окружающих. Способность осознавать себя формируется у ребенка в социальных контактах с взрослыми и сверстниками, через различные виды активности, в которых он проявляет свои качества и способности. Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Одной из сторон развития мотивов поведения в старшем дошкольном возрасте является повышение их осознанности, когда ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков, что становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание, наиболее явно проявляющееся в самооценке.
Формирование самооценки в значительной мере обуславливает развитие мотивов, потребностей, эмоционально-волевой сферы, отношения к окружающим (Л. И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Слободчиков, Е.О. Смирнова) [2, 4, 5]. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки. Самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимно обусловливают друг друга. На всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.
Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, а особенно развитию представлений дошкольников о себе, важность и значимость формирования которых подтверждена основным документом в области дошкольного образования – Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
Если обратиться к ФГОС ДО, то в пункте 2.6. данного документа представлены направления развития и образования детей, раскрывается их содержание. Изучая проблему формирования у старших дошкольников представлений о себе, стоит обратить внимание на содержание образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает наряду с другими важными и значимыми задачами развития и образования детей, такую задачу как «…становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях…» [9]. Данная задача находит свое отражение более узко, конкретно, в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования (ООП ДО). Чтобы проследить, как решается данная задача в образовательных программах дошкольного образования, стоит обратиться к некоторым их них.
Так, в программе «Детство», в образовательной области «Познавательное развитие», одной из задач образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а именно детей шестого года жизни, является задача «развивать представлений ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма».
В программе «От рождения до школы» данная задача представлена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в направлении «Ребенок в семье и сообществе». Задача звучит так: «через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем», «расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива».
К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны складываться определенные, более или менее устойчивые представления о самом себе. Причем эти представления имеют не просто когнитивный, но и оценочный характер. Самооценка зарождается и развивается в процессе общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребенка, как к самому себе, так и к другим. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твердым и позитивным фундаментом для развития ребенка, его социализации, отношения со сверстниками.
Определение сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о себе предполагает выделение критериев оценки, определенных на основе исследований Л.В. Коломийченко [3], О.А. Белобыкиной [1], Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [8] и на основе анализа содержания программы «От рождения до школы» [6].
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста
Содержание представлений |
Критерии |
Представления о своих внешних параметрах (как я выгляжу?) |
Системность |
Обобщенность |
|
Доказательность |
|
Социальная идентификация (кто я?) |
Системность |
Обобщенность |
|
Доказательность |
|
Представления о себе как личности (какой я?) |
Системность |
Обобщенность |
|
Доказательность |
Выявление представлений дошкольников о своих внешних параметрах и о своей социальной индентификации можно через различные методики и диагностики, предлагаемые Л.В. Коломийченко [3], О.А. Белобыкиной [1], Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [8]. Представления о себе как о личности (какой я?) вызывают наибольшие трудности, т.к. детям бывает сложно оценить и свои качества, и свои мотивы, и свои умения. Одной из методик по изучению этого критерия может быть выбрана методика «Лесенка», предложенной Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [7].
Методика «Лесенка»
Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? Воспитатель? Твой друг (подруга)? Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. В случае необходимости следует повторить его.
Анализ результатов. Прежде всего, предстоит обратить внимание, на какую ступеньку ребенок поставил сам себя. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек, а уж тем более на самой нижней, говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.
Большую диагностическую ценность представляет такой показатель, как наличие или отсутствие разрыва между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами других (мамы, воспитателя, сверстников). Отсутствие такого разрыва, т.е. совпадение оценки себя своими глазами и глазами других людей будет свидетельствовать о том, что у дошкольника сформирована адекватная самооценка, а, следовательно, сформированы правильные, адекватные представления о себе.
Учитывая, что развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, а также для выделения своей ценности и уникальности, предстоит изучить наличие представлений старших дошкольников и их адекватность, чтобы спроектировать проект дальнейшего развития и совершенствования представлений о самом себе у детей.
Список литературы
Белобыкина О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – С. 156-203.
Бортникова Л.Г. Развитие рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции младшего школьника // Развитие личности дошкольника и младшего школьника [Текст] / – Нижневартовск, 2003.
Коломийченко Л.В. Концепция социального развития детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2004. №5. С. 27-32.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 335с.
Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Венгера,—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с ил.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – С. 46-89.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Моральное и нравственное развитие дошкольников: лекции 5 – 8.- М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2006.-56с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 225-230.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (2013. 25 нояб.).