Основная масса молодых людей не может найти для себя оптимально оплачиваемую работу по специальности после того, как они получили профессиональное образование по системе средне-специальное образование (СПО). Именно поэтому специалисты вынуждены идти на самую низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. А те, кто получили профессиональное образование по системе СПО в России, немедленно решает использовать данный уровень образования лишь как ступеньку к получению высшего профессионального образования, минуя систему сдачи ЕГЭ. Отсюда следует, что профессиональная социализация студентов уровня среднего профессионального образования в современной России является низкоэффективным процессом.
На основе теоретических данных в Сельскохозяйственном колледже Горно-Алтайского государственного университета было проведено эмпирическое исследование. Выборка формировалась из студентов различных групп, общий состав которых составил 51 человек. В соответствии с целью исследования было проведено тестирование по методике «Ценностные ориентации» и «Смысложизненные ориентации».
В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» у студентов преобладают терминальные ценности, среди них наиболее значимыми являются такие ценности как счастливая семейная жизнь, потребность в здоровье и наличие хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей преобладают воспитанность, независимость и честность.
Здесь можно выделить такие личностные характеристики подростков как стремление к достижению целей, хорошие манеры, искренность, способность действовать самостоятельно, решительно. Необходимо отметить, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье и стремятся к счастливой семейной жизни, т.е. им в большей степени важны взаимоотношения с близкими людьми.
Подростки не уделили внимание таким терминальным ценностям как интересная работа, красота природы и искусства, общественное признание, продуктивная жизнь, уверенность в себе и таким инструментальным ценностям как терпимость, жизнерадостность, исполнительность и непримиримость к недостаткам в себе и других.
У подростков увеличена потребность во внимании и поддержке со стороны близких и друзей. Для данных студентов характерна неотъемлемая связь счастливой семейной жизни, которая основана на любви и здоровье. На основе данных показателей приложены рекомендации для педагогов.
В результате тестирования по методике «Смысложизненные ориентации» 41,2% студентов являются гедонистами (т.е. стремятся к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегают страданий), живут сегодняшним днем и 58,8% не удовлетворены своей жизнью в настоящем. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученные данные в результате исследования могут использоваться специалистами в работе с подростками.
2