НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭНГЕЛЬССКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ») - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭНГЕЛЬССКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Анализ действующей стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»…………………………………………………5

    1. Организационно - экономическая характеристика предприятия………………………………………………………………………5

    2. Оценка уровня реализации действующей стратегии инновационного развития…………………………………………….…………14

  2. Направления совершенствования стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»…………..……………………18

    1. Миссия, цели и задачи стратегии инновационного развития предприятия до 2020 года…………………………………………………….…18

    2. Рекомендуемые методы совершенствования стратегии…………22

Заключение …………………………………………………………...…..27

Список литературы………………………………………………………..……..30

Введение

Стратегия развития предприятия, в самом общем виде может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

Традиционно стратегия трактуется как набор методов, этапов, планов управления на предприятии. Стратегия состоит из трех составляющих:

1) корпоративная стратегия, или стратегия совокупности направлений бизнеса;

2) конкурентная стратегия, или стратегия по отдельным направлениям бизнеса;

3) функциональная стратегия, или стратегия внутри какого-либо направления бизнеса.

Каждая из этих стратегий, помогает предприятию в разработке своих целей, и конкурировать в своей отрасли.

Стратегия развития предприятия затрагивает деятельность самого предприятия во всем ее многообразии, исследуя широкую совокупность факторов, обусловливающих результативность деятельности предприятия.

Роль разработки стратегии предприятия бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всём деловом мире[4].

Стратегия развития предприятия должна учитывать влияние на предприятия факторов окружающей среды, влияние на поведение окружающих его участников процесса производства и производственной среды. Следовательно, важность вопросов стратегического управления самого предприятия связана с работоспособностью хозяйствующего субъекта. Поэтому актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы не подвергается сомнению.

Объектом изучения работы выступило ОАО «Энгельсский хлебокомбинат».

Цель работы – совершенствование стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат».

Задачи исследования работы:

1. Изучение сущности и видов стратегий,

2. Характеристика основных этапов, используемые при разработке стратегии инновационного развития предприятия.

3. Изучение технологии разработки стратегии предприятия.

4. Технико-экономические характеристики предприятия,

5. Анализ действующей стратегии инновационного развития.

6. Исследование уровня разработки стратегии развития предприятия.

7 .Формирование миссии, целей и задач стратегии инновационного развития до 2020 г.

8.Расчет эффекта и эффективности совершенствования стратегии инновационного развития.

В ходе подготовки работы были изучены документы: устав предприятия, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных потоков, должностные инструкции отдела снабжения, учебники, методические пособия и рекомендации.

Методы исследования, использованные в работе: монографический, ретроспективный, сравнительный, SWOT-анализ, горизонтальный и вертикальный анализ, расчетно-конструктивный, факторный анализ и другие.

1.Анализ действующей стратегии инновационного развития

в ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

1.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» - один из крупнейших производителей хлебобулочной продукции в Саратовской области. Предприятие ведет свою историю с 1958 г. За это время хлебокомбинатом накоплен богатый опыт производства хлеба и хлебобулочной продукции, отработаны технологии и рецептуры, созданы свои традиции. Высокий профессионализм работающих на ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» позволил в прошлом завоевать доверие многих клиентов. Хлебобулочные изделия комбината пользуются спросом не только в Саратовской области, но и в соседних регионах. Подтверждением этому являются награды крупнейших выставок, конкурсов[11].

В структуре акционерного общества производственные цеха, фирменная торговая сеть, собственный автотранспорт.

Полное наименование предприятия: Открытое Акционерное Общество «Энгельсский хлебокомбинат».

Юридический адрес: г. Энгельс, проспект Строителей, д.28. Фактический почтовый адрес: 413116, г. Энгельс, пр-т Строителей, д.28. Дата государственной регистрации: 18 октября 1993г., Основной государственный регистрационный номер №1026401977326.

Уставной капитал предприятия составляет 118209 руб. Он состоит из обыкновенных именных акций, приобретенных акционерами. Размещено 9058 акций стоимостью по 13 руб. каждая. Дочерних общественных организаций не имеет. Организация подлежит обязательному аудиту. Общество имеет свой фирменный знак, устав, расчетный счет в банке.

Основными видами деятельности являются:

  • производство и организация бесперебойного снабжения населения хлебобулочными изделиями, кулинарными изделиями через торговые предприятия, предприятия общественного питания и собственную торговую сеть;

  • транспортные услуги;

  • коммерческая деятельность.

Общество самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах полного хозяйственного расчета, а так же самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития общества, повышение доходов его работников и участников.

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» - признанный лидер хлебопекарной отрасли в Саратовской губернии. Тонны хлебобулочных изделий, которые выходят из цехов завода каждые сутки, расходятся без остатка по многим городам и селам. Число заявок на изделия хлебокомбината увеличиваются с каждым годом. На 2013 год хлебокомбинат имел более восьмиста долгосрочных договоров на поставку своей продукции.

Гибкая ценовая политика предприятия, наличие прямых контактов с предприятиями позволяет работать как с коммерческими, так и с бюджетными организациями. В течение 2011-2014гг. предприятие выигрывало тендер на поставку хлеба государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.

Что касается соответствия продукции всем ГОСТам необходимо отметить – на предприятии осуществляется строжайший контроль за качеством выпускаемых хлебобулочных изделий, который начинается с проверки в лаборатории поступающего на комбинат сырья. В производстве используется традиционные для русского хлебопечения рецепты, основанные на дрожжевом методе. На комбинате не используют добавок - «улучшителей» вкуса, «ускорителей процесса», а также добавок, которые искусственно продлевают «свежесть» хлеба. Для увеличения срока реализации изделия (до 72 – х часов) здесь используют упаковку – удобно, гигиенично, безопасно для здоровья. ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» всегда гарантирует стабильное качество и безопасность продукции, соблюдение сроков поставки, приемлемые цены[10].

В настоящие время в ассортименте выпускаемой продукции хлеб ржано – пшеничный, хлеб из муки 1-го сорта, батоны, булочные и сдобные изделия, в том числе изделия «здорового ассортимента» с применение биологически активных добавок и витаминов. «Энгельсский хлебокомбинат» всегда выпускал хлеб отменного качества, а с момента вхождения предприятия в группу компаний «Кребор» завод уверенно занял место лидера. Сегодня «Энгельсский хлебокомбинат» выпускает 55,5 тонны хлеба в сутки.

Продукция ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» ежегодно удостаивается высших наград на выставках, например Российская промышленная выставка 2012г., Агропромышленная выставка «Золотая осень 2013г.», а на седьмой агропромышленной выставке «Золотая осень 2014г.» в Москве продукция заняла все призовые места. «Энгельсский хлебокомбинат» был удостоен золотой медали за хлеб пшеничный, серебряной медали – за саратовский калач, бронзовой – за хлебец «докторский» для больных сахарным диабетом и заболеваниями желудочно – кишечного тракта. Для предприятия такая высокая оценка стала традиционной.

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» был отмечен как партнер, внесший весомый вклад в развитие Энгельсского муниципального образования, организацию социально – ответственного бизнеса.

Реконструкция административных и бытовых корпусов, модернизация всей производственной базы на основе новейшего европейского оборудо­вания, немецкие хлебопекарные печи, расширение булочного производства - вот перемены к лучшему, которыми можно гордиться. Увеличен парк спецавтотранспорта на 8 единиц.

По итогам 2012 год прирост производства составил 10,5 %, создано 36 рабочих мест, приобретено и установлено новое упаковочное оборудова­ние "Линепак-Ф". Расширен ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий (сдоба "забава", рожки сдобные, рожки чайные). С августа 2012 г. Энгельсский хлебокомбинат тесно сотрудничает с ИП Ермаков "Пересвет", который выпекает по заказу хлебокомбината ещё 4 позиции (хлеб киши­невский, хлеб столовый, хлеб тирольский, сдоба витая). Рынок этой про­дукции обладает в России высокой емкостью и характеризуется стабиль­ным спросом. Основная продукция предприятия постав­ляется в г.Саратов и область.

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат», приглашая к сотрудничеству торговые предприятия всех форм собственности, гарантирует соблюдение сроков поставки при строгом контроле качества продукции и конечно, приемлемые цены. При обслуживании через отдел сбыта предлагаются следующие условия:

- работа по системе заявок в соответствии с условиями договора;

- доставка товара как централизованно транспортом продавца, так и самовывозом.

Форма оплаты: предоплата, наличный и безналичный расчет или оплата с отсрочкой платежа в соответствии с основами товарно-кредитной политики комбината. Рассматриваются предложения по взаимопоставкам (сырье, стройматериалы, оборудование, спецодежда и др.). При расчетах с отсрочкой платежа реализация осуществляется по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки. Для заказчиков действует гибкая система скидок. Размер скидки оговаривается индивидуально и зависит от вида продукции, региона поставки, объема продукции. Форма договора постав­ки представлена в приложении.

За прошедший период положение общества в отрасли являлось недостаточно стабильным. Общество имеет на городском рынке и рынке области потребле­ния хлебобулочных изделий свою долю в объеме 10%.Объем выпуска то­варной продукции в 2014 достиг 75,5млн. руб., получено прибыли 1876 тыс. руб.

Для увеличения объема продаж, анализа рынка, определения критери­ев развития расширяется своя фирменная торговая сеть, охватывающая близлежащие точки, находящиеся в г Энгельсе, г. Саратове и в Саратов­ской области. Объем продаж хлебобулочных изделий через фирменную торговую сеть составил 18% от общего объема продаж предприятия.

На предприятии проведена реконструкция, которая включила в себя строительство нового цеха, приобретение оборудования новой линии, косметический ремонт хлебного производства, демонтаж оборудования хлеб­ной линии, физически и морально устаревшего. Работа проводилась за счет кредитных ресурсов и за счет собственных средств. Вся инвестиционная деятельность предприятия складывается в основном за счет кредитов

Приоритетом деятельности остается развитие производства. Программа развития предполагает вывод смонтированного оборудования на запланированные мощности, дозагрузка мелкого поштучного цеха на объ­ем освободившихся мощностей, разработку и проведение реконструкции экспедиции и цеха производства батонов.

Рост выручки произошел за счет укрепления всех составляющих: развития продаж, собственного производ­ства, укрепления розничной (фирменной) торговли, увеличения объемов продаж изделий. Возросла средняя заработная плата работников.

В дальнейшем ОАО «ЭХК» планирует расширить рынок сбыта собственной продукции, постоянно заниматься улучшением качества выпускае­мой продукции, развивать фирменную торговлю, расширять ассортимент выпускаемой продукции, и в результате использовать прибыль от текущей деятельности на капитальные вложения, на выплаты материального харак­тера, на дальнейшее развитие своей производственной базы. Техническими службами Общества предприятия ведется работа по реконструкции элек­троснабжения предприятия, реконструкции цехов и специализированных помещений, реконструкции вентиляционной системы на участке производ­ства булочных изделий, реконструкции, модернизации и установке обору­дования в цехах. Разрабатываются новые технологии в изготовлении хлебо­булочных изделий, увеличивается ассортимент. Но и существуют риски, связанные деятельностью Общества:

Для ОАО «ЭХК» самым существенном является риск, связанный с удорожанием сырья, используемого в производстве хлеба и хлебобулоч­ных изделий; риски, связанные с удорожанием цен на источники электро­энергии, тепловой энергии, газ и воду.

Самый существенный отраслевой риск связан с ценовой политикой. Этот риск связан с большой конкуренцией.

К макроэкономическим рискам относят риски, связанные с несовершенством системы налогообложения и го­сударственных гарантий, нестабильностью ситуации на финансовых и товарных рынках, инфляции, изменением банковских процентов, налоговых ставок.

Возможные финансовые риски, отражающиеся на деятельности ОАО «ЭХК», регулируются спросом потребителей на выпускаемую Обществом продукцию. Кроме рисков, связанных с хозяйственной деятельно­стью предприятия, возможно негативное влияние форс – мажорных обстоя­тельств общеэкономического характера.

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат имеет линейно – функциональную организационную структуру. В состав Совета директоров входят пять человек:

- Борисов Лев Лазаревич, генеральный директор ООО «Кребор;

- Кремней Владимир Геннадьевич, Генеральный директор ООО «Строй-Сервис-2»;

- Щелчков Сергей Жоржович, Генеральный директор ООО «Энтраст»;

- Шепелев Андрей Владимирович, Генеральный директор ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»;

- Ульянич Сергей Владимирович, начальник производства ООО «Энтраст».

Предприятие определяет налоговую базу по НДС но мере отгруз­ки и предъявлению к оплате покупателю расчетных документов. В целях признания доходов и расходов при расчете налога на прибыль и в целях определения материальных расхо­дов при списании сырья и материла предприятие использует метод начисления оценки по средней стоимости [14].

Производственная структура ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Производственная структура ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

Производственные мощности предприятия работают на 63%. Реализация того или иного вида продукции происходит круглогодично.

Следует отметить, что предприятие предоставляет своим клиентам услугу бесплатной доставки по торговым точкам. Это является возможным, благодаря наличию собственного автотранспорта. На предприятии действует гибкая система скидок, ценовая политика предприятия заключается в трех уровнях цен: низшая цена - по самовывозу, второй уровень цен - оптовые точки, третий - доставка.

Основные целевые индикаторы существующей стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» приведены в таблице 1.

Как показывают данные таблицы, выручка от реализации продукции сократилась почти в 2 раза, себестоимость товарной продукции – в 1,7 раза. Численность работников за рассматриваемый период времени уменьшилась в 1,4 раза, фондоотдача снизилась более, чем в 4 раза, рентабельность предприятия – почти в 3 раза. То есть, эффективность хозяйственной деятельности комбината находится на критическом уровне.

Таблица 1- Основные целевые индикаторы существующей стратегии

инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

Целевые индикаторы

2012

2013

2014

Выручка от реализации, т.р.

105287

149257

56261

Себестоимость товарной продукции, т.р.

90429

141570

53166

Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.

1,000

0,596

0,799

Численность работающих, чел.

420

486

330

Фондоотдача, руб.

4,924

4,639

1,005

Рентабельность предприятия, %

27,61

9,928

9,862

Рентабельность продукции, %

7,32

1,701

2,461

Средняя заработная плата, руб.

15897,4

16102,3

17219,5

Организационная структура ОАО « Энгельсский хлебокомбинат» представлена на рисунке 2.

 

Наблюдательный совет

Совет директоров

Генеральный директор

 

Рисунок 2- Структура управления ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

1.2. Оценка уровня реализации действующей стратегии

инновационного развития

Текущей действующей стратегией инновационного развития является выпуск продукции

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» - является крупнейшим производителем хлебобулочной продукции в Саратовской области. Постоянное изучение запросов рынка, расширение ассортимента выпускаемой продукции повышение её качества и безопасности являются стратегической установкой комбината, обеспечивающей повышение конкурентоспособности продукции на местном рынке хлебобулочных изделий[16].

 

Миссия

Вкусный и качественный хлеб в каждый дом!

 

 

- расширение своей доли на рынке производителей хлеба, хлебобулочных изделий;

-увеличение производства наиболее востребованных сортов хлеба;

-организация производства новых товаров, освоение новых технологий.

 

 

Цели

 

 

- Соответствие производимой продукции установленным требованиям законодательства и взаимосогласованных требований потребителей;

- непрерывное совершенствование интегрированной системы менеджмента качества и безопасности пищевой продукции.

 

 

Задачи

 

Рисунок 3- Миссия, цели и задачи, действующие на предприятии.

Долгосрочная цель – лидерство в области производства качественной высокорецептурной хлебобулочной продукции.

У каждого предприятия имеются свои достоинства и недостатки.

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» - признанный лидер хлебопекарной отрасли в Саратовской области. Тонны хлебобулочных изделий, которые выходят из цехов завода каждые сутки, расходятся без остатка по многим городам и селам.

Таблица 2 – Преимущества и недостатки реализации существующей стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

Преимущества

Недостатки

Автоматизированная линия по выработке батонов Gostol (Югославия)

Нехватка площадей для производства

Новая упаковочная машина P S mako (Германия)

Невозможность расширения производства по выпуску новых видов изделий

Качество произведенной продукции

Нехватка специализированных кадров технологов хлебопекарного производства

Число заявок на изделия хлебокомбината увеличивается с каждым годом. Продукция ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» ежегодно удостаивается высших наград на всевозможных выставках. Для предприятия такая высокая оценка стала традиционной.

Это главная цель предприятия сохранить устойчивые позиции на рынке.

Приглашая к сотрудничеству торговые предприятия всех форм собственности ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» гарантирует стабильное качество и безопасность продукции, соблюдение сроков поставки и приемлемые цены.

В настоящее время ведется реконструкция и модернизация производства, что позволит улучшить качество, выпускать продукцию в упаковке и в нарезанном виде. Ассортимент включает 58 наименований продукции и постоянно обновляется с учетом потребностей заказчиков, производственно технологических и финансовых возможностей предприятия.

За качество выпускаемой продукции несет ответственность производственная лаборатория, а также ответственные за качество технологического процесса в каждой смене - техники-технологи. Качество продукции регламентируют ГОСТы, , ТУ. Технические условия (ТУ) разрабатываются предприятием для новых видов продукции, которые являются собственными разработками предприятия.

Таблица 3- Перечень стандартов на продукцию ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

п/ п

Наименование хлебобулочных изделий

Наименование стандарта

1

Хлеб пшеничный из муки 1 сорта, формовой 0,55 кг

ГОСТ 27842-88

2

Хлебцы докторские подовые 0,3 кг.

ГОСТ 25832-89

3

Хлеб горчичный из муки высшего сорта подовый 0,45кг

ГОСТ 27842-88

4

Булочка «Зернышко» в упаковке 0,05кг

ТУ 9116-001-00348878-07

5

Сдоба витая в упаковке 0,15 кг.

ТУ 9116-001-00348878-07

6

Булочка «Изюминка» в упаковке 0,1 кг

ТУ 9116-001-00348878-07

7

Хлеб горчичный из муки в/с подовый в упаковке ( нарезанная часть изделия) 0,225 кг.

ГОСТ 27842-88

8

Батон нарезной из пшеничной муки в/с 0,25 кг.

ГОСТ 27844-88

9

Батон нарезной из пшеничной муки в/с 0,4 кг

ГОСТ 27844-88

1

Рулет с маком в упаковке 0,1 кг.

ТУ 9116-001-00348878-07

1

Булочка с посыпкой в упак. 0,1 кг

ТУ 9116-001-00348878-07

Лабораторией составляются технологические инструкции. В работе используются сборники рецептур на хлебобулочные изделия. Рецептурой называют перечень и соотношение отдельных видов сырья, употребляемого в процессе изготовления определенного сорта хлеба. В рецептурах количество основного и дополнительного сырья принято выражать в кг на 100 кг муки.

Рецептура, в которой указывается сорт муки и количество дополнительного сырья, кроме воды, утверждается вышестоящими организациями (управлением, министерством). В технологических инструкциях указывается способ приготовления теста и технологический режим (продолжительность брожения, кислотность полуфабрикатов, условия выпечки изделия и др.). В центре стандартизации предприятие получает сертификат и санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию и производство.

2. Направления совершенствования стратегии

инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

  1.  
    1. Миссия, цели и задачи стратегии инновационного развития предприятия до 2020 года

Стратегические инновации - это создание стратегий роста, новых видов продукции, услуги или бизнес - моделей, которые меняют правила игры на рынке и генерируют значительную стоимость для потребителей и предприятий.

В данной главе выпускной квалификационной работы мною будут предложены миссия, цели и задачи стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» до 2020 года, которые рекомендуются для дальнейшего совершенствования инновационной деятельности предприятия.

 

производить продукцию с безупречным вкусом, отличным качеством.

Миссия хлебокомбината

 

 

Сохранить устойчивые позиции на рынке до 2020 года.

Главная цель предприятия

 

 

Создание и внедрение новой продуктовой линии - производство булочек для детей.

Повышение качества выпускаемой продукции

Стратегия инновационного развития предприятия

 

Рисунок 4- Миссия, цели и задачи стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» до 2020 года

Именно расширение продуктовой линии как инновационная стратегия развития предприятия позволит ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» оставаться признанным лидером хлебопекарной отрасли в Саратовской губернии.

Необходимо провести сравнительный анализ существующей и предлагаемой стратегии, данные представлены в таблице 20.

Таблица 4- Сравнительный анализ существующей и предлагаемой стратегии

Критерий

Существующая стратегия

Предлагаемая стратегия

Миссия

вкусный и качественный хлеб в каждый дом!

производить продукцию с безупречным вкусом, отличным качеством

Цели

лидерство в области производства хлебобулочной продукции.

сохранить устойчивые позиции на рынке до 2020 года.

Себестоимость продукции

53166

4217086,5

Выручка

56268

5903921,1

Прибыль

3102

1686834 ,6

Уровень рентабельности продукции, %

5,83

40

Из данной таблицы можно сделать вывод, что необходимо внедрить предлагаемую стратегию на предприятие т.к. это существенно повысит прибыль, а, следовательно, уровень рентабельности. Главной целью хлебокомбината является сохранение устойчивых позиций на рынке и способность конкурировать с другими предприятиями.

Маркетинговая политика заключается, в организации решений вопросов сбыта имеющихся товаров на существующих рынках.

Таблица 5- Оценка рынков сбыта

Показатели

Ближайший город сбыта продукции

Рынки удаленные в радиусе –100 км

Рынки за 100км.

1.Уровень спроса

Средний

средний

низкий

2.Степень удовлетворения спроса в %

70

30

-

Уровень конкуренции

Средний

средний

Высокий

Из данной таблицы следует вывод, что наиболее удовлетворены спросом, которые находятся в ближайшем расположении так как сказывается фактор конкуренции со стороны.

Таблица 6- Характеристика конкурентов предприятия

Наименование конкурентов

Продукция

Наличие рекламы

Расстояние до рынка сбыта

Вид продаж

Финансовое

положение

ОАО «Знак хлеба»

Хлебобулочные изделия

Да

1-2 км.

Оптом/розница

Хорошо

Хлебокомбинат

Стружкина

Хлебобулочные изделия

Нет

1-5 км

Оптом/розница

Отлично

ЗАО «Сокур»

Хлебобулочные изделия

Нет

6 км

Оптом

Хорошо

ООО«АльяН»

Хлебобулочные изделия

Нет

10 км

Оптом

Удовлетв

ИП Дегтярев

Хлебобулочные .изделия

Да

10 км.

Оптом/розница

удовлетв

Из проделанного анализа заметим что наиболее конкурентоспособными предприятиями по сравнению с ОАО «Энгельсский хлебомбинат» являются предприятия г. Саратова ОАО «Знак хлеба» и Хлебкомбинат им. Стружкина.

Таблица 7- Оценка конкурентов в баллах

Наименование фактора

ОАО «Знак хлеба»

Хлебкомбинат Стружкина

ЗАО «Сокур»

ООО «Альян –Н»

ИП Дегтярев

Дистирибьюция

8

7

6

4

3

Ценовая политика

9

8

7

7

7

Качество продукции

8

9

5

6

6

Маркетинговая политика

3

3

2

2

2

Спрос на продукцию

8

7

4

3

3

Итого

37

32

25

22

21

ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» для повышения спроса на продукт нужно модернизировать и внедрить новую продукцию например производство новых видов хлеба с добавками либо конкидерское направление ( пряники пироженые торты ), а также расширять рынки сбыта и улучшить маркетинговую политику.

Что касается конкурентоспособности новой продукции, можно сделать вывод о том, что качество хлебобулочной продукции высокое и она может конкурировать с образцами уже представленными на рынке Саратовской области.

Таблица 8– Маркетинговые мероприятия

Перечень мероприятий

Срок проведения

Сумма затрат в год, тыс. руб.

Реклама на TV

1.10.15-1.11.15

54

Акции(дегустации, промоутеры)

1.10.15-1.11.15

30

Баннеры( 5)

1.10.15- 1.02.16

20

ИТОГО

 

104

Данная стратегия окажет стимулирующее воздействие на покупателей. Благодаря проведению данных маркетинговых мероприятий продукция станет популярна среди жителей г. Саратова, что гарантирует высокий спрос и постоянный сегмент потребителей.

Задача исследования и оценки инновационной стратегии состоит в том, чтобы оп­ределить, насколько эффективно развивалось предприятие в рамках действующей стратегии.

  1.  
    1. Рекомендуемые методы совершенствования стратегии

Существует два метода состава показателей оценки:

1. Экспертный

2. Логический, при котором исследователем учитывается условие интенсивного типа развития. В основе этого метода положен такой шаг экономического роста, при котором предполагается снижение затрат живого труда опережающими темпами по сравнению с за­тратами овеществленного труда и увеличение доли прибыли в стоимости, т. е. обеспечение рассматриваемого воспроизводства.

Разработка инновационной стратегии осуществляется в три эта­па.

1 этап. Формулировка миссии предприятия, которая является ос­новой для выработки целей и стратегий. Миссия рассматривается как сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существова­ния предприятие, в котором проявляются отличия данной организации от ей подобных [24].

Миссия ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» – производить продукцию с безупречным вкусом, отличным качеством и приемлемыми ценами.

2 этап. Формирование целей организации. Цели устанавливаются на основе миссии и отражают желаемое состояние организации, которое следует достичь в ходе использования потенциала. Рассмотрим основные направления , по которым в установлены цели:

1. Положение на местном рынке – устойчивое.

2. Уровень прибыльности – устойчивый.

3. Изменение в организации и управлении.

4. Оказание помощи обществу.

5. Удовлетворение требований потребителей:

  • повышение качества продукции,

  • полное удовлетворение спроса потребителей на производимую продукцию.

6. Функционирование предприятия:

  • ориентирование на инновации и творчество,

  • увеличение прибыли и объемов производства,

  • формирование хорошего производственного климата,

  • обеспечение бесперебойности в производстве.

7. Развитие предприятия:

  • использование научно-технических новшеств,

  • автоматизация производства,

  • проведение работ по реконструкции производственных мощностей,

  • углубление специализации и концентрации производства,

  • повышение качества продукции,

  • выпуск новых, экологически чистых видов продукции,

  • утилизация отходов производства,

  • улучшение материальной компенсации работникам предприятия,

  • техническое перевооружение основных производственных фондов,

  • диверсификация деятельности организации с целью получения прибыли от других видов бизнеса [26].

3 этап. Выбор инновационной стратегии развития. На стратегическом этапе инновационный менеджер должен руко­водствоваться матричным анализом выбора стратегии. Выбор страте­гии осуществляется с использованием матрицы выбора инновационной стратегии в таблице 25.

Таблица 9- Матрица выбора инновационной стратегии

Внутренняя

среда

Внешняя среда

1

2

3

4

5

Внутренняя среда обновле­ния

Стабильная

Нестабильная макро­экономическая среда, стабильный спрос, умеренная конкуренция

Стабильная макроэко­номическая среда,

среда, активная кон­куренция

Высокая неопре­деленность, риск и изменчивость сре­ды

Модернизация

Умеренно насту­пательная

Сфокусированная, стратегия дифферен­циации

Следование за лиде­ром

Защитная от внешних угроз

Частичное обновление технологий, модернизация оборудования, обновление продукции

Наступательная стратегия широкой дифференциации

Стратегия широкой дифференциации

Сфокусированная стратегия дифференциации

Следование за лидером

Системное обновление производства на основе кластеров новшеств

Наступательная, лидирующая

Укрепление позиций, лидирующая

Ситуационная, лиди­рующая

Умеренно насту­пательная страте­гия дифференциа­ции

Внедрение радикальных технологических решений и реконструкция производ­ства

Атакующая, лиди­рующая

Умеренно наступа­тельная, лидирующая

Укрепление позиций, лидирующая

Новаторская, си­туационная

Для обоснованного и квалифицированного выбора стратегических инновационных альтернатив проведем также SWOT – анализ предприятия ОАО «Энгельсский хлебокомбинат » в таблице 26 .

SWOT - анализ предприятия является эффективным инстру­ментом для исследования его положения на рынке, во внешней среде. SWOT - анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальны угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизация слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей [27].

Таблица 10 - Матрица SWOT-анализа предприятия ОАО «Энгельсский хлебокомбинат»

 

Возможности

  1. Снижение издержек единицы продукции

  2. Заимствование зарубежных технологий по производству

  3. Диверсификация деятельности

Угрозы

  1. Возрастание конкуренции в отрасли

  2. Усиление налогового режима

  3. Угроза молочной продукции из-за нехватки сырья

Сильные стороны

  1. Высокий процент работников управления организации имеют высшее специальное образование, большой стаж работы на предприятии;

  2. Существующая организационная структура способствует эффективному процессу управления и развития организации

  3. Организация имеет высокую платежеспособность и ликвидность

Поле СИВ

1. Расширение ассортимента выпускаемой продукции при одновременном сохранении высокого качества продукции

2. Попытка выхода со своей уникальной продукцией на новые рынки

3. Разработка инвестиционного проекта с целью диверсификации бизнеса

Поле СИУ

1. Разработка

высококвалифицированными

маркетологами стратегии

борьбы с конкурентами;

2. Создание страховых запасов сырья и материалов, поиск альтернативных поставщиков

3. Страхование будущей продукции

4. Поиск путей снижения налогового бремени (переход на упрощенный режим налогообложения)

Слабые стороны

  1. Высокий коэффициент износа оборудования

  2. Мало внимания уделяется со стороны руководства внедрению современных способов производства

  3. Низкий уровень заработной платы;

Поле СЛВ

1. Техническое перевооружение основных производственных фондов

2. Улучшение социальной защищенности работников организации

Поле СЛУ

1. Временное снижение цен на

продукцию для ограничения

возможностей потенциальных

конкурентов;

2. Поиск альтернативных каналов сбыта продукции, внедрение системы вторичной переработки продукции

Основные факторы сегментации рынка по группам потребителей

хлебобулочная продукция.

Таблица 11 - Основные факторы сегментации рынка по группам потребителей

Факторы

Значение переменных

1.Географические

 

1.1. административное деление

Саратовская обл.

1.2. численность населения

2496552 чел.

1.3.плотность населения

24,66 чел./км2

1.4. климат

умерено континентальный

2. Демографические

 

2.1. возраст

для всех возрастов

2.2. пол

м,ж

2.3. размер семьи

2-4 чел.

2.4. семейное положение

все категории

2.5. уровень дохода

1-3 МРОТ

2.6. вид профессии

занятые в торговле, пр-ве, гос. служащие, студенты и т.д.

2.7. уровень образования

среднее, средне-специальное, высшее

2.8. национальность

русские, казахи, татары

2.9. религия

христианство, иудаизм

3. Психо-географические

 

3.1. социальный слой

среднего достатка

3.2. стиль жизни

семейный, молодежный

4. Поведенческий

 

4.1. степень случайности покупки

время от времени, постоянное

4.2. поиск выгод

высокое качество, низкая цена

4.3. степень нуждаемости

периодически

4.4. степень готовности купить продукт

готовы купить сейчас

   

Новая продукция планируется выпускаться по приемлемой низкой цене, приобрести её сможет любой желающий в любое время. Хлеб - продукт каждодневного потребления, поэтому степень нуждаемости в ней первична.

Заключение

Стратегия инновационного развития - это необходимый уровень при развитии и функционирования предприятия, который включает в себя некоторые элементы, это, во-первых, определение сферы деятельности для того, в какой отрасли будет функционировать предприятие, и какой будет пользоваться номенклатурой продукции. Во-вторых, это выбор конкурентных преимуществ, которые помогут данному предприятию занять ведущее место и лидирующие положение на рынке. В-третьих - миссия предприятия - она является самой главной на предприятии, так как предприятие, установив миссию, стремится ее достичь. Также это стратегические цели и задачи, они предназначены для ясного представления об основных направлениях развития.

В первой главе был описан анализ стратегического планирования на данном предприятии, сначала расчет технико-экономических характеристик.

Произведенный расчет технико-экономических характеристик включал расчет объема производства, рентабельности продукции и продаж, анализ выручки и прибыли, анализ фондоотдачи и производительности труда, численности персонала.

Анализ состава и структуры управления персоналом заключался в изучение той структуры и состава, которые находятся на данном предприятии. Анализ структуры и состава заключался, в том кто кому подчиняется на этом предприятии и чем занимается.

Стратегический план на предприятии составляется сроком на 5 лет в следующей последовательности: сначала делается анализ внешней и внутренней среды, для этого проверяется макро и микросреда, слабые и сильные стороны предприятия. Потом формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы, и в конце формулировка функциональных стратегий: маркетинга, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, производства организационных изменений.

Степень разработки развития предприятия состоит в улучшении внутренней и внешней среды, производительности, конкурентности, миссии, целей и задач самого предприятия.

Улучшение внешней среды происходит, как правило, из улучшения микро и макро среды. Улучшение микро среды происходит из-за политических, социальных, технологических, экономических факторов.

Улучшение макро среды зависит анализа поставщиков материально – технических ресурсов, этот анализ направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых будет зависеть эффективность работы предприятия.

Улучшение внутренней среды будет зависеть от улучшения сильных и слабых сторон предприятия. Улучшение слабых сторон в основном будет, происходить от пристального внимания руководства, которое делает все возможное, чтобы избавиться от них. Улучшение сильных сторон предприятия будет зависеть от базы, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Улучшение производительности будет состоять в усовершенствовании сырья и материалов для производства разных видов продукции на данном предприятии. Улучшение конкурентоспособности предприятия зависит в основном от качественно произведенной продукции, ее реализации на рынок и продажи по самой низкой цене. Улучшение миссии в основном зависит от того, к чему будет стремиться данное предприятие в будущем и чего хочет достичь. Улучшение целей и задач будут в основном зависеть от того, какое состояние хочет получить предприятие в будущем.

В третьей главе мною предложены миссия, цели и задачи стратегии инновационного развития ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» до 2020 года, которые рекомендуются для дальнейшего совершенствования инновационной деятельности предприятия. Именно расширение продуктовой линии как инновационная стратегия развития предприятия позволит ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» оставаться признанным лидером хлебопекарной отрасли в Саратовской губернии. Инновационной, в ее задачи входит обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера; оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты; формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации. Главной целью хлебокомбината является сохранение устойчивых позиций на рынке и способность конкурировать с другими предприятиями.

Список литературы

  1. Аакер, Д. Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений / Д. Аакер. – М.: Эксмо, 2010, 165 с.

  2. Алиев, В.Г. Теория организации / В. Г. Алиев. - М.: "Экономика", 2011, 132 с.

  3. Баканов, М. И.. Теория экономического анализа: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп./ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2010, 192 с .

  4. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента./Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой./ К. Боумэн. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012, 126 с.

  5. Винокуров, В. Организация стратегического управления на предприятии. / В. Винокуров. М., Центр экономики и маркетинга, 2013, 528 с.

  6. Виханский, O.C. Стратегическое управление: Учебник. / О.С.Виханский.- М.: Гардарики, 2012, 292 с.

  7. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: Учебник. / А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2012, 138 с.

  8. Горбунов, В. А. Разработка стратегии развития предприятия/ В.А. Горбунов . // Управление компанией, 2011 г., № 3, 162 с.

  9. Грант, Р. Современный стратегический анализ./ Р.Грант. – М.: Питер, 2012, 260 с.

  10. Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятия./ Ю.В.Гусев. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011 г, 280 с.

  11. Драчева, Е.Л., Менеджмент. / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов - М.: "Академия", 2014, 177 с .

  12. Друкер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.:/ Ф.Друкер . М-: Издательский дом «Вильяме», 2011, 416с .

  13. Зайцев, Л. Г., Стратегический менеджмент./ Л.Г.Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономист, 2012, 307с.

  14. Казакова, Л.Я. Кадровый менеджмент. Учебно-практическое пособие./ Л.Я. Казакова. – М.: МГУТУ, 2014, 373с.

  15. Козлова, Е. П. Бухгалтерский учет в организациях./ Е. П. Козлова , Е. Н .Галанина. – М.: Финансы и статистика, 2011, 292 с .

  16. Козырев, А.А. Стратегическое планирование. Конспект лекций./ А.А. Козырев.М.: Издательство Михайлова В.А., 2010, 177 с.

  17. Котлер, Ф. Основы маркетинга, краткий курс./ Ф. Котлер. – М.: издательский дом «Вильямс», 2011 – 656 с.

  18. Лукашевич, В.В. ред. Менеджмент./ В.В. Лукашевич, Н.И. Астахова. - М.: "ЮНИТИ", 2013, 240 с.

  19. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций./ В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М.: Новосибирск, 2010, 415 с.

  20. Мартынов, А.В. Разработка стратегии предприятия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy, размещено 13.02.2012.

  21. Мескон, М.Х.,. Основы менеджмента/Пер.с англ. М.Х. Мескон , М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2012, 276 с.

  22. Методы стимулирования сбыта: учеб. пособие / Рыбченко, С. А., Евстигнеева Т. В. – Ульяновск.: УлГТУ, 2011. – 184 с.

  23. Мишурова, И.В. Технология корпоративного менеджмента / И.В. Мишурова, Д.В. Жуков, Е.В. Туманова. - М.: "Март", 2014, 336 с.

  24. Организационная культура: учебник / Под ред. Шаталовой Н.И. – М.: Экзамен, 2011, 279 с.

  25. Переверзев, М.П., Менеджмент./ М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е.Басовский. - М.: "ИНФРА-М", 2013, 287 с.

  26. Семенов, В.М. Экономика предприятия./ В.М. Семенов. – С.-Пб.: Питер., 2012, 384с.

  27. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации./ А.М. Смолкин. - М.: "ИНФРА-М", 2012, 176 с.

  28. Томпсон, А., Стратегический менеджмент./ А. Томпсон, А.Стрикленд. М., 2010, 288 с.

  29. Фатхутдинов, P.A. Стратегический менеджмент. Учебник./ P.A. Фатхутдинов. - М.: ЗАО Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2014, 445 с.

  30. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе./ К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. – М.: Бином, 2011, 196 с.

  31. Хорват, П. Система сбалансированных показателей предприятия.[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://delovoymir.biz, размещено: 10.01.2013

  32. Чернышев, М.А. Основы менеджмента: современные технологии./ М.А. Чернышев. - М.: "Март", 2014, 240 с.

  33. Шейн, Э. Г. Организационная культура и лидерство./ Э. Г. Шейн. - С.-Пб.: ПИТЕР, 2011, 288 с.

  34. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент./ В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - М.: "Высшая школа", 2014 г., 434 с.

  35. Экономика предприятия Учебное пособие. /Под общ. ред. А.И. Ильина. – М.: ИНФРА-М, 2014 – 672 с.

  36. Экономика предприятия: учебник. / Под ред. проф. О.И.Волкова. - М.: Инфра-М. 2013. – 416 с.

Просмотров работы: 5736